Опыт работы по преемственности дошкольного и начального образования
статья на тему
О преемственности дошкольного образования и начального школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д.
А что же предусматривает преемственность ‒
· с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения,
· с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по преемственности дошкольного
и начального образования
Старший воспитатель
детского сада
ГБОУ ЦО №1429
Савкина С.В.
О преемственности дошкольного образования и начального школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д.
А что же предусматривает преемственность ‒
- с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения,
- с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, преемственность предполагает разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания школы.
В сентябре 2012 года произошло объединение ГБОУ Центра образования №1429 и Детского сада №1808, что позволило создать для детей новую, эмоционально насыщенную образовательную среду, способствующую социализации, адаптации и развития детей от 1 до 17 лет. Появилась реальная возможность выстраивания индивидуальной воспитательно-образовательной траектории ребенка с раннего возраста до окончания школы.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования стало актуальным не только обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, но и преемственности психолого-педагогического, логопедического и дефектологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.
Одной из ключевых проблем системы дошкольного воспитания является взаимодействие с семьей. Однако в современных условиях основные институты социализации ребенка ‒ семья, детский сад, школа ‒ часто действуют автономно друг от друга. Таким образом, в настоящее время проблема взаимодействия семьи, дошкольного образовательного учреждения и школы является одной из наиболее острых, требует качественного анализа для устранения тех проблемных зон, которые препятствуют выполнению задач полноценного развития и воспитания ребенка.
Объединение детского сада и школы в единую структуру позволит:
- Обучать содержательному общению родителей с детьми не только в раннем и дошкольном возрасте, но и младшем школьном и подростковом возрасте. Улучшить качество психолого-педагогического просвещения родителей.
- Обеспечить ребенку плавный переход от воспитания в семье к воспитанию в детском саду и в школе. Преемственность в работе школы и детского сада обеспечивает более успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения и при переходе их в начальную школу. Такая форма работы способствует тому, что бы более эффективно отслеживать особенности развития, воспитания и обучения, а также развить таланты и способности каждого ребенка путем интеграции работы всех специалистов работающих с ним. (Создать психолого-педагогическое сопровождение ребенка на всех этапах его развития, что способствует созданию эмоционального благополучия, всестороннему развитию и ранней социализации детей).
- Повысить качество воспитательно-образовательного процесса увеличив количество специалистов, работающих с детьми.
- Расширить материальную базу за счет объединения двух учреждений.
В настоящее время педагогами разрабатывается программа преемственности дошкольного и начального школьного образования, которая будет включать в себя единую нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность учреждения в вопросах преемственности, план работы методических объединений по преемственности, систему сопровождения ребенка в период адаптации к школе, интеграцию работы специалистов.
Программа позволит выстроить индивидуальный воспитательно-образовательный маршрут ребенка на разных возрастных этапах:
1 этап. Поступление ребенка в дошкольное учреждение.
- Медицинское обследование.
- Адаптационный период при поступлении в детский сад (от 2 недель до 6 месяцев).
- Педагогическая и психологическая диагностика.
2 этап. Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в детском саду.
Педагогическая деятельность:
- Занятия с детьми по программе дошкольного образования с использованием современных технологий.
- Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.)
- Праздники, развлечения.
Психологическое сопровождение ребенка:
- Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ.
- Сопровождение детей группы риска.
- Коррекционно-развивающие занятия.
- Наблюдение. Диагностика дошкольной зрелости.
Методическая работа:
- Проведение открытых уроков и занятий.
- Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей.
- Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды.
- Ведение диагностических карт и индивидуальных карт развития каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей.
- Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).
- Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.
3 этап. Переход дошкольника в школу.
- Передача пакета документов выпускников в школу.
- Отслеживание адаптации детей в первом классе.
- Оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
- Проведение общих, классных родительских собраний, консультирование, беседы, рекомендации, психологические тренинги.
На всех этапах мы видим тесное взаимодействие таких специалистов как, медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, родители, администрация.
В течение года было проведено несколько совместных мероприятий, такие как:
- Выступление агитбригады учащихся «Зебра» в рамках программы по ПДД.
- Экскурсии в библиотеку ЦО, музей боевой славы ЦО.
- Спортивный праздник«Детский сад – территория здоровья».
- Фольклорный праздник «Встреча Масленицы».
- Посещение спектаклей, концертов, планетария, организуемых в ЦО.
Воспитатели детского сада неоднократно посещали открытые уроки учителей начальных классов, а учителя, в свою очередь, открытые занятия воспитателей.
В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.
За весь год, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали многих педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". ...
Открытое занятие в рамках работы круглого стола: "Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий перехода на ФГОС ДО"
Занятие прошло в марте 2017 года на базе Детского сада "Аленка" города Котельники....
План работы творческой лаборатории учителей первой ступени обучения МБОУ «Федоровская СОШ №1» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» по теме «Эффективные модели организации работы по преемственности дошкольного и начального общего образования
Преемственность– это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм...
Сообщение из опыта работы " Преемственность дошкольного и начального образования"
Сообщение из опыта работы " Преемственность дошкольного и начального образования"....
Перспективный план опытно – экспериментальной работы по теме: «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС» в подготовительной «а» группе
Работа детского сада и школы (преемственность)...
Опыт работы "Преемственность дошкольного и начального образования".
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является в настоящее время актуальной. Преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного перехода от одной ступени ...
Статья опыт работы ДОУ "Преемственность дошкольного и начального образовательного учреждения»
Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.Задача ФГОС ДО – учить детей самостоятельно учиться.Деятел...