Статья опыт работы ДОУ "Преемственность дошкольного и начального образовательного учреждения»
статья

Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Задача ФГОС ДО – учить детей самостоятельно учиться.

Деятельностный подход  позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_preemstvenost_grebenshchikova_a.s._dlya_ns_portal.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

«ОПЫТ РАБОТЫ ДОУ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Гребенщикова А.С.

Коркинский район, п. Первомайский

Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.

Задача ФГОС ДО – учить детей самостоятельно учиться.

Деятельностный подход  позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Цель по преемственности дошкольного учреждения:

Формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения предпосылками учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, формирование социальных умений и навыков будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Основными направлениями по преемственности работы  детского сада и школы являются:

- работа с педагогами (музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию)

- работа с детьми по разным направлениям

- работа с родителями

Ежегодно проводится диагностика будущих первоклассников, где мы наблюдаем значительный рост по подготовки детей к школе. В этом нам помогает взаимодействие с учителями, с которыми мы тесно сотрудничаем в течении всего учебного года. Учителя знают формы и методы работы воспитателей подготовительной группы и  целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Также организуют учебную  деятельность с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду.

Воспитатели нашего учреждения знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними готовят дошкольников к системному обучению в школе.    По данной теме проводился семинар- практикум «К школе будь готов!», педагогам были предложены задания в виде тестов, где каждый из них  почувствовал себя в роли школьника. Также были представлены консультации для педагогов и квест - игры на школьную тему, организованы педагогические советы, где  обсуждались те вопросы, над которыми необходимо еще работать. На психолого- медико- педагогическом консилиуме обсуждались результаты и был составлен план на следующий учебный год. По результатам за последние три года наблюдается рост по подготовке детей к школе.

Портрет ребенка выпускника в соответствии с ФГОС:

  • Физически - развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
  • Любознательный, активный
  • Эмоционально отзывчивый
  •  Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели
  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Чтобы получить данный портрет ученика, необходимо систематически воспитывать и развивать ребенка, проводя интересные разнообразные занятия, различные мероприятия: праздники, развлечения, беседы, игровые ситуации, использование мультимедийного оборудования.

Учебный год в детском саду начинается с такого мероприятия, как «День знаний», уже здесь дети чувствуют себя будущими первоклассниками. Этот праздник проводится ярко и детям запоминается. Для детей была проведена квест- игра «Найди букву», где ребята показали уже имеющиеся знания. 

В свободное от учебы время наши выпускники приходят в детский сад и активно принимают участие в наших мероприятиях: помогают дошкольникам в изготовлении поделок для выставок, организуют подвижные игры на прогулке, помогают в проведении режимных моментов.

В подготовительной группе насыщена предметно - развивающая среда, оборудован уголок «Школьника», детям доступно все необходимое для ролевых игр. Можно наблюдать, как ребенок самостоятельно развивается, используя дидактические игры, счетный материал, наглядность, настольные игры, используя в своей игре кассу букв и цифр, ребенок учится считать, писать и читать.  

Не только первоклассники приходят в детский сад, но и наши дети подготовительной группы посещают школу, где для нас проводятся экскурсии - библиотека, кабинеты информатики, музыки, спортивный зал и т.д..

Проводим совместные спортивные мероприятия со школой, которые способствуют развитию волевых качеств, стремлению выполнять задание быстро и точно, закрепляет умение действовать организованно, сообща одной командой, способствует формированию у детей мотивации на здоровый образ жизни.

Также наши дети подготовительной группы посещали праздники такие как: «Посвящение в первоклассники», «Город мастеров» и д.р.. 

Для дошкольников была приготовлена специальная программа, чтобы можно было увидеть школу изнутри. Ребят встретили мультипликационные  герои, раздали маршрутные листы и дети отправились на уроки. Учителям удалось заинтересовать детей к изучению школьных предметов, сделать свой урок, ярким, интересным, запоминающимся и не скучным. Чтобы соблюсти преемственность по данной деятельности у нас возникла идея  в организации волонтерского движения в ДОУ. В течение учебного года волонтеры из школы организовывали различные акции: «Подари книжку малышке», «Борьба с сорняками», «Самый чистый участок» и т.д. где наши дети были также участниками этих акций.

Перед педагогическим коллективом нашего учреждения  стоит важная задача: оказание  качественной психолого-педагогической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада.

В ДОУ рамках сотрудничества с родителями проводятся такие совместные мероприятия: анкетирование, опросы, информационно-методическая помощь, родительские собрания, беседы, консультации, использование электронных ресурсов, передача информации (сообщения, переписка) с помощью различных приложений.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей воспитанников и обучающихся стало создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды. Таким образом, совместная работа двух учреждений позволяет решить многие проблемы, возникающие при переходе ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу.

Список литературы

1. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. – М.: Просвещение, 2007.

2. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2007.

3. Интернет ресурсы.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В. Ю., Сфера, 2007.

5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ «Адаптация ребенка в условиях детского учреждения»

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это св...

Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....

Опыт работы "Преемственность дошкольного и начального образования".

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является в настоящее время актуальной. Преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного перехода от одной ступени ...

Опыт работы "Преемственности дошкольного и начального общего образования, посредством адаптированной воспитательной программы «Возрождение».

                                Опыт работы на тему:«Образовательное пространство в рамках преемственн...