Опыт работы "Преемственность дошкольного и начального образования".
материал по развитию речи (подготовительная группа)

 Бахтина Ольга Витальевна

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является в настоящее время актуальной. Преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного перехода от одной ступени обучения к другой, учитывая требования школы. В статье  представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи детей в рамках предшкольной подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы «Преемственность дошкольного и начального образования».

       Развитие речи детей – одна из ведущих задач предшкольной подготовки, которую решают учителя-логопеды и воспитатели. Речь – основа умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, образная речь ребенка – показатель его умственного развития. Умение детей сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности.

      Преемственность с точки зрения детского сада  – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

     Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи. Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком этих  навыков, необходимо  совместить в своей работе по подготовке ребёнка к школе три одинаково важных и взаимно связанных компонента -общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. 

      Для реализации  задачи по развитию речи детей в подготовительной группе  был создан проект «Город слов».

Цель проекта:  познакомить детей с многообразием слов родного языка.

Результат проекта: правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи; формирование у детей интереса к родному языку.

 В нашем  «Городе слов» есть:

1) Улица слов – соперников (слова  антонимы).    

2) Аллея слов – близнецов (слова омонимы).

3) Переулок слов – друзей (слова синонимы).

4) Площадь слов – родственников (однокоренные слова).

5) Сквер «упрямых» слов (несклоняемые слова). 

        Дети вместе с родителями рисуют странички словаря «упрямых» слов. В дальнейшем  словарь  используем  в речевых играх с детьми на занятиях. Создаем и пополняем копилку новых слов.

В работе по реализации проекта используются  авторские  обучающие игры для магнитной доски,  ковролина,  настольные, словесные игры  и игры с использованием программы Power Point.

      Игра «Улица слов – соперников» знакомит  детей со словами – антонимами, она учит использовать эти слова  в речи   и превратить рассказ «Хмурый осенний день» в «Ясный осенний день».  Дети  также учатся находить слова-соперники в пословицах, поговорках, сказках, стихах и загадках о природе. В игре «Площадь слов-родственников» дети учатся подбирать однокоренные слова и по контуру определять вид транспорта, на котором «приехало» слово.

      Словарная работа с многозначными словами проводится в игре «Аллея слов - близнецов». В игре «Музыкальные цветы» дети подбирают к музыкальному произведению слова – синонимы: как звучала музыка. В  обучающей презентации «Волшебные превращения» представлены игры и упражнения, которые учат  детей делить слова на слоги  и  превращать одни слова в другие.

       Для лучшего запоминания последовательности времен года, месяцев  и  характерных признаков каждого времени года  был создан видеоряд « Времена года». Для закрепления названий животных и их детенышей – видеоряд «Мамы и их дети». В своей работе по подготовке детей к школе  мы  используем  кроссворды. Это кроссворды, выполненные  с помощью программы Power Point, а также традиционные кроссворды. В одном из кроссвордов ключевым словом является слово - «учитель» и все слова, вписанные в кроссворд – это слова, связанные со школой.

      Создание  выставок совместной деятельности детей и родителей – часть проекта «Город слов». Дети вместе с родителями  составляют  рассказы и рисуют  рисунки на темы «Моя спортивная семья»,  «Прогулка по городу», «Любимая сказка» и «Любимые герои прочитанных книг» и др.

      Наша традиция к празднику «День матери» –  «Дерево пожеланий» - мамы и дети пишут друг другу послания  со словами любви и пожеланиями.  

      В 2014 олимпийском году в нашем саду проводилась интерактивная викторина для детей и родителей. Вопросы викторины связаны со знанием истории олимпийских игр, олимпийских традиций и знанием различных видов спорта.

     2017 год –  объявлен годом экологии.  Педагоги нашей группы создали экологический  проект. Дети  приняли участие в мини-олимпиаде «Познай-ка». Для подготовки к олимпиаде была создана презентация «Царство животных», которая познакомила детей с удивительным миром животных.  Как итог экологического проекта было проведено открытое занятие для родителей – экоринг «Знатоки природы».   Две команды детей  соревновались, отвечая на вопросы викторины о животных, показали знания экологических знаков и  правил поведения в природе, угадывали звуки леса, создали коллаж «Берегите природу!». А в подарок дети получили книги «Что умеют животные».

       Театрализованная игра  – один из самых эффективных способов развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения и творческих способностей. Один из наших любимых спектаклей по сказке В. Сутеева «Мешок яблок». Дети показывали спектакль своим родителям.  У нас было все, как в настоящем театре – афиша, билеты, программка, декорации, костюмы и, конечно, аплодисменты.  Мы инсценируем не только сказки, но и рассказы, стихи, песни и басни, ежегодно участвуем в конкурсе «Лучики творчества», конкурсе чтецов. В  прошлом году принимали участие в литературной викторине в детском саду № 47.

     Дети очень любят игру «Телеканал «Школа», в которой мы берем  интервью у будущих  первоклассников, т.о. отрабатываем навыки делового общения.

Одна из тем интервью: «Школа твоей мечты? Какая она?» Этим мы поддерживаем интерес и положительный настрой к школьному обучению.

      Речь является ведущим  средством общения и культуры. Она сопровождает все виды деятельности ребенка, поэтому готовность или неготовность к школьному обучению  во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи ребенку предстоит в школе  усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом и успешно адаптируется к школьному режиму. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества".                                ...

Опыт работы по преемственности дошкольного и начального образования

О преемственности дошкольного образования и начального школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы  отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованно...

Конспект ООД согласно плану отдела образования и в рамках творческой группы «Преемственность дошкольного и начального образования»

Интегрированное занятие в подготовительной группе на тему " Космос"         [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11534610","attributes":{"alt":"",...

Осуществление преемственности дошкольного и начального образования на разных ступенях образования в воспитании и обучении детей

         Осуществлениепреемственности дошкольного и начального образования на разных ступенях образования в воспитании и обучении детей...

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Выступление на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преественности ФГОС дошкольного и начального образования"....

Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования

Презентация к выступлению на городском практико-ориентированном семинаре "Система экологического развития детей дошкольного возраста в рамках преемственности ФГОС дошкольного и начального образования"...

Интегрированная НОД в подготовительной группе "На поиски клада". Семинар на тему: «Преемственность ДОУ с начальной школой», руководитель Гиоева Светлана Львовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования СОРИПКРО.

Интегрированная НОД в подготовительной группе "На поиски клада". Семинар на тему: «Преемственность ДОУ с начальной школой», руководитель Гиоева Светлана Львовна, старший пре...