Сообщение из опыта работы " Преемственность дошкольного и начального образования"
статья

Бурина Ирина Николаевна

Сообщение из опыта работы " Преемственность дошкольного и начального  образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_preem-ti_na_met.obed_.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Сообщение из опыта работы

Тема: «Преемственность дошкольного и начального образования»

                   

    «Дошкольный и младший школьный возраст-это одна эпоха  человеческого развития, именуемая «детством»  

             Д.Б. Эльконин

Школа и дошкольные группы – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребёнок умел самостоятельно их добывать и применять.                                          

   Ведущая цель подготовки к школе - это формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Вся жизнь детей в дошкольных группах и начальной школе направлена на развитие личности малыша и его взаимодействие  с детьми и взрослыми. Для благополучной адаптации к школе, мы формируем социальные умения и навыки будущего школьника, стремимся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

 В работе  исходя  из  этого, нами были поставлены цели:

 

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из дошкольных групп  в  школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создать  условия в дошкольных группах  и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь дошкольников  перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи:

-способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

-всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

-создание благоприятных условий для  личностного развития ребенка.

Осуществление взаимодействия  в работе дошкольных групп и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Целевые ориентиры выступают основаниями  преемственности дошкольного и начального общего образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.  

● ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д. которое реализуется в разных видах деятельности.

● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, доводить до конца начатое дело.                                                                                                                                          *Ребёнок может следовать социальным нормам  и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

● ребёнок проявляет любознательность, склонен, наблюдать ,экспериментировать.

 

 Более активную работу по преемственности, мы начали после реорганизации  в феврале 2016 года. На начало учебного года составляем совместный  план работы дошкольных групп и  начальной школы, где определены  три основных направления по обеспечению преемственности: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.  

  Методическая работа предполагала  проведение семинаров-практикумов, бесед, мастер классов, методических встреч для педагогов школы и воспитателей дошкольных групп по темам:

- адаптация учащихся первых классов к обучению в школе;

- задачи дошкольных групп  и семьи по подготовке ребенка к школе.

        Семинары включали  в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях присутствовали  учителя, набирающие детей в первый класс. Стало традицией,  посещение учителями  праздника «Выпускной  в дошкольных группах».

   Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. Родительские собрания  по  подготовке ребенка в школу  « Скоро в 1 класс», «Советы родителям для будущих первоклассников», « Безопасность на дороге»  Консультации, рекомендации   о развитии познавательных и творческих способностей проводятся в дошкольных группах с участием учителей  и воспитателей дошкольных групп. Родителей привлекаем в совместную  с детьми социально-значимую деятельность, проводим  социальные акции на территории  своего учреждения и за ее приделами Организовываем субботники под девизом «Жизнь дана на добрые дела», «Покормите птиц зимой».

                                                                                                                                           В предверии  Нового года была организована выставка « В мастерской Деда Мороза». Родители с удовольствием  откликнулись на наше предложение и активно стали готовиться к выставке. Новогодние подарки приготовили из различных материалов, начиная от традиционной бумаги и заканчивая бросовым материалом. Многие домашние умельцы проявили свою фантазию,  используя для своих поделок все, что есть в наличии. Дети были очень рады т.к. внесли свой посильный вклад в изготовление новогодних сувениров. На кануне Нового года  прошла акция «Новый год в каждый дом». Показателем результативности работы стала положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим

 людям. Эта часть работы носила ярко выраженный нравственный характер.

   Уже традиционной стала акция   на Орловском  Арбате « Сохраним природу», где дети раздают памятки для жителей нашего поселка и рассказывают, как  сберечь природу. Для родителей проводим  дни открытых дверей, образовательно-игровые тренинги и практикумы. В наших дошкольных группах  много многодетных семей, где старшие дети  учатся в начальном, среднем звене. Эти ребята принимают активное участие в жизни малышей дошкольного возраста.

       

       Работа с детьми. 

   Традиционной формой знакомства явились экскурсии в школу. Посещение  классов в начальной школе, где дети - ученики проводили экскурсию по учебному классу. Сами показали мебель, аппаратуру, школьную  литературу, школьные принадлежности, а затем загадывали загадки и читали сказки. Воспитанники дошкольных групп познакомились со школьной  библиотекой, узнали, что в школе не только есть энциклопедии, школьная литература, но и детские книги для чтения. Неизгладимое впечатление малышам оставил спортивный  зал, тренажеры, спортивное оборудование. Участие детей дошкольных групп  в мероприятиях школы « Голос», « В мире сказок »,  а также в  совместной образовательной – деятельности, игровых программах.  Работа строится от интересов детей, учитывается их мнение. Например, ко « Дню матери,  к 23 февраля совместно с учениками изготовили поздравительные  открытки для родителей, где дети предложили нетрадиционный материал (ватные диски и палочки, разноцветные салфетки). Активное участие в « выставке Деда мороза» приняли школьники. Совместно с дошколятами они сделали елочки-красавицы. Дети проявили свои способности, украшали елочки из различных материалов. Организовали выставку рисунков и поделок и провели мероприятие на  тему « В стране Светофории», а также провели социальную акцию «Безопасная дорога».

                        В системе проводим совместные прогулки, где школьники учат дошколят различным играм.   Проводим спортивные  соревнования, веселые старты «Сильные, смелые, ловкие», а также участвуем в театрализованной деятельности. Провели праздник «В стране сказок». Каждая группа и класс, самостоятельно  выбрали и  показали театрализованное представление сказки.                                                                                                                                 Очень тесно сотрудничаем с Д/к «Искра», библиотекой, где наши дошкольники и школьники участвуют в различных мероприятиях и игровых программах, также проходят встречи с мастерами нашего города. Например: с мастером глиняной игрушки Мальцевой Галиной Васильевной. Совместно все ребята лепили и раскрашивали  символ года. Встречи с учащимися школы, бывшими воспитанниками дошкольных групп  вызывает у детей дошкольников желание пойти в школу, вселяет уверенность в своих силах.

     

  Результаты, которые достигли в ходе   взаимодействия:

  • Дети приобрели наибольшую самостоятельность и ответственность  за свои поступки и поведения в целом;
  • Устанавливают дружеские отношения  между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • Ребята стали более инициативными ;
  • У дошкольников повысилась социальная активность детей в общественной жизни нашего поселка, ориентировка в социальном пространстве.

  Детство наших воспитанников - важнейший период  жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная неповторимая жизнь. И от того, как пройдет детство, кто ведёт ребёнка за руку в его детские годы, что войдёт в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком вырастет сегодняшний малыш!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

Сообщение из опыта работы Взаимодействие дошкольного дошкольного учреждения и семьи посредством проектной деятельности

Сообщение из опыта работы Взаимодействие дошкольного дошкольного учреждения и семьи посредством проектной деятельности...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Сообщение из опыта работы на методическом объединении «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии»

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...

Сообщение из опыта работы «Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной технологии"

laquo;Преемственность дошкольного и начального уровней образования в процессе познавательного развития младших дошкольников посредством использования проектной  технологии». &la...