"Формы взаимодействия педагогов МДОУ с семьёй"
методическая разработка по теме

Саттарова Марина Викторовна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей «Рябинушка»

Формы взаимодействия

педагогов МДОУ с семьей

(Методические рекомендации)

Составитель: заместитель заведующего

по методической работе

М.В. Иванченко

Игрим

2008

Составитель: Иванченко М.В.,  заместитель заведующего по методической работе МДОУ детский сад «Рябинушка»  

Формы взаимодействия  педагогов МДОУ с семьей

(методические рекомендации)

Данное пособие создано на основе обобщения  педагогического опыта по взаимодействию педагогического коллектива ДОУ с семьей. В сборнике представлен разнообразный теоретический и практический материал. Может быть использован в работе воспитателей, старших воспитателей, методистов, заместителей заведующего по воспитательной  и методической работе.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей «Рябинушка»

г.п. Игрим

Березовский район

Ханты – Мансийский автономный округ

Тюменская область

Формы взаимодействия  педагогов МДОУ с семьей

Изучение мнений воспитателей показало. Что их отношение к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Половина из них убеждены, что наглядные формы общения с родителями нерезультативны, так как те не интересуются материалами, размещенными на стендах, в папках-передвижках. Педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. Есть и другое мнение: наглядные формы эффективны в ознакомлении родителей с методами и приемами воспитания, оказании им помощи при решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного консультанта, который может подсказать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникающие трудности.

Задачи наглядно-информационных форм общения с родителями

 К сожалению, практические работники иногда рассматривают наглядно-информационную форму общения педагогов с родителями довольно узко – только как оформление стендов и выставок. Это не совсем верно. Постараемся разобраться, в чем заключается такое общение и какие требования к его организации предъявляются.

Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, оказывают практическую помощь семье.

Условно их можно разделить на две подгруппы:

  • информационно-ознакомительные;
  • информационно-просветительские.

Задачей первых – информационно-ознакомительных – является информирование родителей об особенностях работы дошкольного учреждения, знакомство с педагогами. Информационно-просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей об  особенностях развития и воспитания детей. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через средства печати, организацию выставок и т.д.

Информационно-ознакомительные формы

Эпизодические посещения родителями МДОУ

Говоря об эпизодических посещениях родителями дошкольного учреждения, мы имеем в виду не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдении е за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада.

У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия: домашний «тихоня» может оказаться «заводилой-атаманом» в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок – спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблюдать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.

Известный педагог, специалист в области общения педагогов с родителями воспитанников Т.А. Маркова советовала обязательно приглашать в группу родителей тех детей, в поведении которых есть какие-либо отклонения. Она считала эту форму очень эффективной для повышения педагогической культуры родителей. Почему? Дело в том, что большинство отклонений в поведении ребенка, считают исследователи, - это результат неправильного семейного воспитания. Ребенок может быть слишком избалован или. Наоборот, жить в состоянии «тотального» контроля. Иногда взрослые могут быть непоследовательны в воспитании детей.

Специалисты выделяют разнообразные трудности и ошибки семейного воспитания. При этом многие воспитатели говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели. Важно здесь одно: организовывая посещения родителями детского сада, воспитателям нужно проявлять тактичность, чтобы не обидеть и установить доверительный контакт, укрепить связь с семьей, убедить в собственном профессионализме, желании и готовности помочь.

Дошкольные учреждения  активно приглашают родителей в детский сад не только эпизодически, но и регулярно. Нужно стремиться не просто ознакомить родителей с тем, как живет ребенок в детском саду, но и вовлечь их в жизнь учреждения, сделать активными участниками педагогического процесса. Конечно, регулярное присутствие родителей в группе предъявляет серьезные требования к профессионализму воспитателя. Но результаты такого включения родителей в жизнь детского сада, несомненно, высоки.

Дни открытых дверей

В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей», в основе которых лежат современные принципы общения педагогов и родителей. Родители.  А также другие близкие ребенку люди, наблюдая деятельность педагога и детей могут сами участвовать в играх, занятиях и др.

«Дни открытых дверей» рекомендуется проводить 3-4 раза в год. Подготовку к ним лучше начинать заранее, задолго до назначенного срока. Важно продумать, что именно показать родителям, учесть возрастные особенности детей и интересы самих родителей. Сегодня родители с большим вниманием относятся к вопросам обучения детей, поэтому во всех группах желательны показательные занятия. При этом предварительно нужно сообщить родителям, на каком занятии они будут присутствовать, каковы его задачи, предложить обратить внимание на то, как действует педагог, заинтересовывает детей, как помогает каждому ребенку проявить себя. Важно тактично предупредить родителей, чтобы они не одергивали детей, не делали им замечаний. Но есть и другая возможность – сделать родителей полноценными участниками занятия, которые вместе с детьми «совершают» новые открытия. Родители и дети могут заниматься рисованием, ручным художественным трудом, составлять рассказы по картинам, придумывать сказки и делать многое другое.

В течение недели (в любое время) родители могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности. На все возникающие у родителей вопросы всегда готовы ответить квалифицированные педагоги и психологи. Такое «погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка и собственные методы и приемы воспитания.

Можно ежегодно проводить «ознакомительные» дни для семей, проживающих вблизи. Педагоги рассылают молодым семьям (тем, чьи дети еще не посещают дошкольные учреждения или только еще должны родиться) приглашения. Для родителей устраивают экскурсии по детскому саду, встречи со специалистами, работающими в учреждении, демонстрируют видео- и фотоматериалы, касающиеся жизни детей.

Видеофильмы из жизни группы

Возможности дошкольных учреждений за последнее время  значительно расширились. Родители теперь могут ознакомиться с жизнью детей в детском саду не только непосредственно, при посещении, но и с помощью разнообразных технических средств. Так, многие дошкольные учреждения делают фильмы из жизни группы, где стараются запечатлеть каждого ребенка, подчеркнуть особенности его поведения, отношений со сверстниками и взрослыми в группе. Такие фильмы пользуются популярностью у родителей. Многие из них отмечают, что в связи с большой занятостью на работе у них не всегда есть возможность прийти в детский сад. А видеофильмы помогают получить информацию о жизни ребенка в МДОУ, его развитии. Также педагоги используют записи своеобразных «интервью» с детьми на разные темы (например, «Как мы играем с друзьями», «Мои любимые занятия» и т.д.), съемку видеофрагментов различных видов деятельности (игры, занятий, труда), режимных моментов.

Выставки детских работ

Интересной формой является организация разнообразных выставок. Конечно, в каждой группе представлены уголки творчества детей, в которых регулярно размещаются детские работы, выполненные на занятиях. Но возможна организация  и других выставок. На них могут быть выставлены совместные работы педагога и детей, родителей и детей.

Сегодня постепенно в жизнь дошкольных учреждений входит проектный метод. Он заключается в совместной работе детей, родителей и педагогов над какой-то общей темой. Реализуются такие проекты, как «Презентация ребенка» (создание семейных фотоальбомов), «Издательство книг» (рукописные книги делались всей семьей), «Любимая игрушка нашей семьи» (каждая семья представляла свою любимую игрушку) и др. Каждый проект завершается большой выставкой, которая приносила большое удовольствие и детям и родителям, а также становилась стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой-либо причине не смогли сделать этого раньше.

Фотовыставки

Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвященными какому-то интересному событию из жизни группы: празднику, увлекательному досугу, экскурсии. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто «развлекательный» характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей. Может быть подготовлен комплект открыток в помощь педагогам. В нем возможные варианты фотографий из жизни детей сопровождались небольшим стихотворением и краткой информацией для родителей. Эта информация позволяла им увидеть целесообразность того или иного вида деятельности и подсказывала, как его развить в условиях семьи. А стихотворение помогало заинтересовать малыша этой деятельностью. Именно такой подход наиболее целесообразен.

Информационные проспекты

Ознакомлению родителей с особенностями работы дошкольного учреждения способствуют информационные проспекты, в которых кратко представлен материал, демонстрирующий специфику учреждения, его отличия от других, указано, какие специалисты работают с детьми, какие дополнительные услуги оказываются, приведена информация о режиме учреждения (приложение). Весь текстовый материал сопровождается рисунками, фотографиями. Небольшие по объему, красочные «визитки» помогают сформировать у родителей первоначальные представления об учреждении,  продемонстрировать заинтересованность коллектива в развитии и воспитании детей, стремление к сотрудничеству с родителями. Таким образом, использование педагогами наглядно-ознакомительных форм играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения и представлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.

Информационно-просветительские формы

Задачи знакомства родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, методами и приемами воспитания в большей степени реализуются группой информационно-просветительских форм.

Информационные стенды

Традиционным является оформление в группах информационных стендов. На таких стендах представлены разнообразные сведения: антропометрические данные детей, режим дня, расписание занятий в группе, объявления. Один из разделов стенда посвящается информации о программном содержании занятий, о том, что усвоено с детьми по программе за определенный период, возможны перечни рекомендуемых книг, игр для детей. Другой раздел специалисты советуют отвести лучшему опыту семейного воспитания, педагогическим рекомендациям. Основные требования к оформлению информационных стендов: актуальность материалов, эстетичность, постоянная обновляемость материалов (не реже 1 раза в месяц).

Папки-передвижки

Папки-передвижки призваны более подробно ознакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. Их название связано с тем, что весь материал папки может передаваться во временное пользование родителям домой. В спокойной обстановке они могут изучить содержимое папки и затем вернуть ее в детский сад. После этого рекомендуется провести с ними беседу, выяснить их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что еще они хотели бы узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. В содержимое папки включаются памятки родителям, вырезки из газет и журналов, материалы о возрастных и индивидуальных особенностях детей и др. Папки могут формироваться по тематическому или возрастному принципу.

Мини-газеты

Некоторые дошкольные учреждения организуют выпуск мини-газет, которые имеют разный объем, тираж, отличаются стилем подачи информации, тематикой. Обычно это газета небольшого формата, которая содержит объявления из жизни МДОУ (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), а также информацию по проблемам дошкольной педагогики и психологии. Размноженная на копировальной технике, она регулярно за номинальную плату продается родителям. Газеты, которые содержат значительно больший объем информации за счет рубрик «Из семейного опыта», «Творчество наших детей», «Советы педагогов и психологов».

МДОУ должно стремится помочь родителям ориентироваться в мире педагогической литературы, для чего организуют выставки новых книг по вопросам воспитания детей, а также детских книг, которые родители могут читать вместе с ребенком. Некоторые дошкольные учреждения практикуют организацию мини-библиотек для детей и их родителей. По вечерам один из педагогов осуществляет консультирование родителей, помогает им в подборе книг.

Таким образом, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них  интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащения их знания.

При этом существует опасность подменить наглядностью живое непосредственное общение педагогов с родителями воспитанников, уйти от диалога к монологу. Ведь именно общение способно помочь педагогам и родителям лучше понять друг друга, объединить усилия, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитании ребенка. Поэтому наглядно-информационные формы организации общения являются только естественным  дополнением диалога двух партнеров – педагогов и родителей, а не основным способом их общения.


Организация деятельности  семейного клуба

Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности.

Одной из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями «Семейный клуб», цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Повышая интерес и активность родителей к оздоровлению, образованию и воспитанию детей, мы определили следующие приоритетные направления работы клуба:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • приобщение их к участию в жизни МДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

В своей работе надо опираться на то, что родители, педагогический коллектив и медицинский персонал являются партнерами с единым пониманием целей и задач педагогического процесса. Максимально использовать воспитательный потенциал педагогического коллектива и семьи в совместной работе с детьми.

Ответственным за организацию клуба является старший воспитатель, методист. К работе привлечены педагоги, учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, врачи, медицинские сестры, которые формируют у родителей определенные представления и практические умения в разных областях семейного воспитания.

Педагогический и медицинский персонал имеет первую и высшую квалификационную категорию, большой опыт работы с родителями.

Клуб осуществляет свою деятельность на основе положения, разработанного попечительским советом родителей и рабочей группой педагогического и медицинского персонала.

Регулярно организуются заседания клуба (в музыкальном или физкультурном зале в зависимости от тематики и содержания встреч).

Такие встречи проходят в вечернее время не реже одного раза в квартал.

В учреждении создана библиотека с научной психолого-педагогической и медицинской литературой, которой пользуются сотрудники и родители.

С семьями проводится большая предварительная работа (анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы и др.), с помощью которой выявляются их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания.

Консультативный пункт

В рамках деятельности клуба может быть организован консультативный пункт для родителей наших воспитанников и родителей, дети которых не посещают образовательные учреждения. В Консультативном  пункте родители получают информацию по интересующим вопросам, узнали о наиболее эффективном взаимодействии с детьми в различных проблемных ситуациях.

Специалисты оказывают детям своевременную помощь на основе результатов ранней диагностики, разрабатывают план воспитательно-образовательного маршрута для реализации в домашних условиях, обеспечивают родителей соответствующей литературой, пособиями, консультируют на протяжении всего дошкольного периода жизни ребенка.

Многолетняя работа с родителями, учет современных  требований и изменение культурного уровня, степень педагогического просвещения родителей побуждают использовать новые формы и методы общения с ними. И в своей работе надо стремиться использовать такие методы и приемы, которые создают положительный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность-эффективная форма взаимодействия педагога с семьёй"

В этой публикации я рассказала о наиболее эффективной на мой взгляд, форме работы педагога с родителями ....

Актуальные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

•Партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенци...

Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй

Семья и дошкольные  учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всесторонннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.    В п...

Презентации для педагогов "Оптимизация форм взаимодействия дошкольного образования с семьёй"

Презентации для педагогов "Модели взаимодействия дошкольной организации с семьёй"...

«Формы взаимодействия педагога-психолога со специалистами МДОУ»

Необходимым условием реализации ФГОС ДО в настоящее время стало психологическое сопровождение образовательного процесса.При этом важно, чтобы психологическая служба МДОУ ориентировалась не т...

Презентация "Анкетирование как форма взаимодействия педагога с семьёй"

Обеспеччение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования...

Презентация "Анкетирование как форма взаимодействия педагога с семьёй"

Анкетирование как форма взаимодействия педагога с семьёй...