Вариативные формы работы в ДОУ
статья по теме
Здесь вы найдёте материалы для организации Консультативного пункта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnaya_forma_raboty.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила
Дедкова М.В.,
заведующая ГБДОУ № 34
г. Санкт-Петербурга
Организация Консультативного пункта
в дошкольном образовательном учреждении.
Система дошкольного образования как социальный институт детства и как первая ступень системы образования функционирует на основе социального заказа общества, оказывает широкий спектр вариативных образовательных услуг, является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства. В комплексе мер по его развитию, разработанном Минобрнауки России, отражают наиболее важные направления деятельности системы использования ее внутренних резервов, разработка и внедрение альтернативных моделей дошкольного образования, повышения его общедоступности.
Главная цель образовательной политики на современном этапе – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образования, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе. Для реализации поставленной задачи по приоритетному направлению доступности дошкольного образования и психолого-педагогической поддержки семьи решаются следующие задачи:
- Развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами населения;
- Обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- Оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье, поддержка материнства и детства.
В последние годы заметно увеличилась рождаемость детей, естественно возникает проблема обеспечения дошкольников детскими садами.
В связи с этим коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения работает над организацией вариативных форм охвата детей общественным образованием.
На базе нашего дошкольного образовательного учреждения работает Консультативный пункт с целью обеспечения преемственности семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения и воспитывающихся на дому, поддержка всестороннего развития личности детей.
Основные задачи Консультативного пункта являются:
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- оказание всесторонней помощи детям 5-7 лет, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Было разработано Положение о Консультативном пункте ( см. Приложение № 1), План работы Консультативного пункта (см.Приложение № 2), определены категории работников, которые будут осуществлять работу в Консультативном пункте (см. Приложение № 3).
Консультативный пункт создан для семей, имеющих детей в возрасте от 2 года до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и воспитывающихся на дому, поддержки всестороннего развития личности детей.
Режим работы Консультативного пункта определен временным интервалом с 14.00 -17.00 , 1 раз в неделю. Работа с родителями (законными представителями) и детьми в Консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных. Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).
Работа с родителями (законными представителями) и их детьми в Консультативном пункте проводится бесплатно.Руководство Консультативным пунктом осуществляет заведующая детским садом , специалисты работают соответственно плану-графику.
Приложение № 1
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Совет Образовательного учреждения Заведующая ГБДОУ
ГБДОУ детский сад № 34 детским садом № 34
Красносельского района СПб Красносельского района СПб
Протокол «_____» __________ 20___ г. ____________ (ФИО)
№ ___________ «_____» __________ 20____ г.
Положение
о Консультативном пункте
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 34 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Консультативного пункта Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 34 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга по работе с семьями, имеющими детей дошкольного возраста (далее - Консультативный пункт).
1.2. Консультативный пункт создаётся для семей, имеющих детей в возрасте от 2 года до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения и воспитывающихся на дому, поддержки всестороннего развития личности детей.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии с
- Законом от 29.12.2013 № 273 ФЗ«Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
- Законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
1.4. Плата за услуги Консультативного пункта с родителей (законных представителей) детей не взимается.
2. Цели и задачи Консультативного пункта
2.1.Цели Консультативного пункта - обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания и образования, оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения и воспитывающихся на дому, поддержка всестороннего развития личности детей.
2.2. Основными задачами Консультативного пункта являются:
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- оказание всесторонней помощи детям 5-7 лет, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;
- проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
3. Порядок работы Консультативного пункта
3.1. Заведующая ГБДОУ детским садом № 34 Красносельского района СПб (далее – Образовательное учреждение) издаёт приказ о создании Консультативного пункта на базе Образовательного учреждения.
3.2. Заведующая Образовательного учреждения ежегодно приказом утверждает график работы Консультативного пункта, состав специалистов, привлечённых к работе на Консультативном пункте.
3.3. Консультативный пункт работает 1 раз в неделю в вечерние часы.
3.4. Администрация Образовательного учреждения организует работу по информированию родителей (законных представителей), дети которых не посещают детский сад, о работе Консультативного пункта (размещение информации на доске объявлений в Образовательном учреждении, на официальном сайте Образовательного учреждения, в детской поликлинике, рекламных проспектов для родителей (законных представителей) и др.)
3.5. Работа с детьми осуществляется по запросам родителей (законных представителей) на основании предварительной записи по телефону у секретаря заведующей.
3.6. Приём родителей (законных представителей) ведётся по графику, утверждённому заведующей Образовательным учреждением.
3.7. Приём граждан на Консультативном пункте фиксируется в журнале, где отмечается дата обращения, фамилия, имя, отчество родителя (законного представителя) ребёнка, причина обращения, фамилия, имя, отчество консультанта, краткие рекомендации.
3.8.Руководство Консультативным пунктом осуществляет заведующая Образовательным учреждением , специалисты работают соответственно плану-графику.
4. Содержание деятельности Консультативного пункта
4.1. Деятельность Консультативного пункта предполагает оказание психолого-педагогической помощи на основе интеграции деятельности специалистов Образовательного учреждения в их рабочее время:
- детям в возрасте от 5 до 7 лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- родителям (законным представителям), имеющим детей в возрасте от 2 до 7 лет, по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста;
4.2. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
4.3. На Консультативном пункте могут проводиться лектории, теоретические и практические семинары для родителей (педагогические гостиные, устные педагогические журналы, проведение различных игр с элементами тренинга, создание пакета памяток для родителей); семинары-практикумы для родителей с детьми и др.
4.4. Деятельность специалистов, привлечённых к работе на Консультативном пункте, направлена на:
- ознакомление с закономерностями развития ребёнка;
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и обучения детей;
- формирование у родителей (законных представителей) мотивационной основы взаимодействия с ребёнком, обучение технологиям полноценного развивающего общения с ребёнком;
- анализ условий жизнедеятельности ребёнка в семье для развития его произвольной саморегуляции.
4.5. Основные направления деятельности заместителя заведующей по образовательной работе:
- ознакомление родителей (законных представителей) с основной общеобразовательной программой дошкольного образования Образовательного учреждения;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам физического, психического, нравственного, эстетического, патриотического воспитания;
- оказание помощи родителям (законным представителям) по созданию игровой среды для ребёнка в домашних условиях, в подборе развивающих игр и игрушек.
4.6. Основные направления деятельности учителя-дефектолога, учителя-логопеда:
- содействие полноценному психическому, интеллектуальному и личностному развитию детей;
- консультирование родителей ( законных представителей) по вопросам развития , подготовки детей к обучению в школе.
4.7. Основные направления деятельности медицинских работников:
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам оздоровления, физического развития и профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания культурно-гигиенических навыков у детей и навыков самообслуживания.
4.8. Основные направления деятельности педагога-психолога:
- осуществление диагностики по запросам родителей (законных представителей);
- проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам психического развития , подготовки детей к обучению в школе;
- оказание помощи в разрешении проблемных ситуаций, возникающих в семье.
4.9. Основные направления деятельности музыкального руководителя:
-ознакомление родителей с направлением (художественно-эстетическое развитие детей);
- косультирование по развитию музыкальных способностей;
-оказание консультативной помощи по созданию игр для музыкального развития детей дома.
4.10. Основные направления деятельности инструктора по физической культуре:
-ознакомление родителей с содержанием НОД по ОО «Физическая культура»
- косультирование по физического развитию детей;
-оказание консультативной помощи по проведению закаливающих процедур дома.
5. Заключительные положения
5.1. Непосредственное руководство и контроль за работой специалистов Консультативного пункта осуществляет заведующая Образовательным учреждением.
5.2. Заведующая Образовательным учреждением несёт персональную ответственность за деятельность Консультативного пункта.
5.3. Учредитель вправе контролировать деятельность Консультативного пункта.
Приложение № 2
ПЛАН РАБОТЫ
Консультативного пункта
№ п/п | Содержание работы | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Организационно-методическая работа | ||
| Сентябрь В течение года | Зам. зав. по ОР | |
| Декабрь | Специалисты КП | |
| В течение года | Специалисты КП | |
| В течение года | Специалисты КП | |
| В течение года | Специалисты КП, зам. зав. по ОР | |
2. | Консультативная работа | ||
2.1 Заведующая | |||
Правила посещения ДОУ | сентябрь | ||
Знакомство с ДОУ | октябрь, декабрь | ||
Прохождение школьной комиссии | январь | ||
Прохождение ТМПК | февраль | ||
Оформление документов в ДОУ | март | ||
Приоритетное направление работы в ДОУ | апрель | ||
Работа специалистов в ДОУ | май | ||
2.2. Зам. зав. по ОР | |||
Содержание педагогической работы с детьми дошкольного возраста | сентябрь октябрь | ||
Беседа о правах и обязанностях детей | декабрь | ||
Дисциплина – обучение правильному поведению | январь | ||
Чем и как занять ребенка дома | февраль | ||
Книга в жизни ребенка Портрет будущего первоклассника (подготовка детей к школе) | март | ||
Портрет будущего первоклассника (подготовка детей к школе) Использование разнообразных форм работы для социализации детей дошкольного возраста. | апрель | ||
Учимся, играя (дидактические игры) | май | ||
Безопасность дошкольника на улицах города и дома | июнь | ||
2.3.Педагога-психолога | |||
«Адаптация ребенка к детскому саду» | сентябрь | ||
Психологическое развитие детей в разные возрастные периоды Развитие детей от года до трех лет Возрастные особенности детей 35 лет Возрастные особенности детей 57 лет. | ноябрь, декабрь | ||
Влияние семейного стиля воспитания на развитие личности ребенка | январь | ||
Значение игры в развитии дошкольника | февраль | ||
Подготовка ребенка к обучению в школе | март | ||
Особенности эмоционального развития ребенка-дошкольника Тревожные дети Гиперактивные дети Агрессивные дети | апрель | ||
Детские страхи Адаптация ребенка в социальных учреждениях (детские сады, школы) | май | ||
2.4.Старшей медицинской сестры | |||
Снятие антропометрических показаний детей | В течение года | ||
Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка | октябрь/ноябрь | ||
Причины частых ОРЗ и профилактика ОРЗ в домашних условиях Особенности физического и нервно-психологического развития у часто болеющих детей | декабрь | ||
Правильное питание – основа здорового организма, профилактика кишечных инфекций | январь | ||
Профилактика плоскостопия у детей | февраль | ||
Разговор о профилактических прививках Подготовка детей к школе | март | ||
Разговор о профилактических прививках | апрель | ||
Скорая помощь, оказание первой помощи, показания для вызова врача Методы закаливания детей дошкольного возраста | май | ||
2.5 Учителя-логопеда | |||
Неговорящий ребёнок | сентябрь | ||
Подготовка к обучению грамоте | октябрь ноябрь | ||
Возрастные особенности развития речи дошкольника | декабрь | ||
Познавательно- речевое развитие ребёнка | январь февраль | ||
Звуковая культура речи дошкольника | март апрель | ||
Чтение художественной литературы | май | ||
2.6 Музыкального руководителя | |||
Художественно-эстетическое развитие детей | сентябрь октябрь | ||
Участие родителей в работе по ОО «Музыка» | ноябрь | ||
Развитие музыкальных способностей ребёнка | декабрь январь | ||
Театрализованная деятельность дошкольника | февраль март | ||
Игры для музыкального развития детей дома | апрель май | ||
2.7 Инструктора по физической культуре | |||
Содержание НОД по ОО «Физическая культура» | сентябрь | ||
Физическое развитие детей | октябрь ноябрь | ||
Спортивные и подвижные игры в дошкольном возрасте | декабрь | ||
Олимпийское образование дошкольников | январь февраль | ||
Закаливающие процедуры дома | март апрель май | ||
2.8 Учителя- дефектолога | |||
Знакомство с ПП в компенсирующих группах | сентябрь октябрь | ||
Планирование выходных дошкольник | ноябрь | ||
Возрастные психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ | декабрь январь | ||
ИКТ в жизни ребёнка | февраль март | ||
апрель май |
Приложение № 3
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая
_____________ ФИО
План-график работы консультативного пункта
для родителей
на учебный год
Дата проведения | Примерные темы консультаций | Кто проводит |
Сентябрь (каждая среда) 14:00-17:00 | -Ознакомление родителей с ООПДО. -Адаптация детей раннего возраста. -Художественно-эстетическое развитие детей. | Заведующая Зам. зав. по ОР Инструтор по физической культуре Музыкальный руководитель Педаго-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Старшая медицинская сестра |
Октябрь (каждая среда) 14:00-17:00 | -Физическое развитие детей. -Рекомендации по проведению выходного дня. -Подготовка к обучению грамоте. | Заведующая Зам. зав. по ОР Инструтор по физической культуре Музыкальный руководитель Педаго-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Старшая медицинская сестра |
Ноябрь (каждая среда) 14:00-17:00 | -Игры и игрушки в жизни ребенка. -Познавательно- речевое развитие ребёнка. -Режим дня дошкольника. | Заведующая Зам. зав. по ОР Инструтор по физической культуре Музыкальный руководитель Педаго-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Старшая медицинская сестра |
Декабрь (каждая среда) 14:00-17:00 | -ИКТ в жизни ребёнка. -Обучение КГН. -Гиперактивные дети. | Заведующая Зам. зав. по ОР Инструтор по физической культуре Музыкальный руководитель Педаго-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Старшая медицинская сестра |
Январь (каждая среда) 14:00-17:00 | -Олимпийское образование дошкольников. -Дополнительное образование. Куда отдать ребёнка. -Развитие музыкальных способностей. | Заведующая Зам. зав. по ОР Инструтор по физической культуре Музыкальный руководитель Педаго-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Старшая медицинская сестра |
Февраль (каждая среда) 14:00-17:00 | -Современные педагогические технологи. -Готовность к школе. Какую школу выбрать. -Социально-личностное развитие ребёнка. | Заведующая Зам. зав. по ОР Инструтор по физической культуре Музыкальный руководитель Педаго-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Старшая медицинская сестра |
Март (каждая среда) 14:00-17:00 | -Документы, необходимые для поступления в ДОУ. -Общаться с ребёнком. Как? -детско-родительские отношения | Заведующая Зам. зав. по ОР Инструтор по физической культуре Музыкальный руководитель Педаго-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Старшая медицинская сестра |
Апрель (каждая среда) 14:00-17:00 | -Что читать ребёнку. -Как развивать познавательный интерес. Детское экспериментирование. -Патриотическое воспитание. | Заведующая Зам. зав. по ОР Инструтор по физической культуре Музыкальный руководитель Педаго-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Старшая медицинская сестра |
Май (каждая среда) 14:00-17:00 | -Какие знания доступны дошкольнику о Санкт-Петербурге. -Значение летнего периода для оздоровления детей. -Значение летнего периода для оздоровления детей. | Заведующая Зам. зав. по ОР Инструтор по физической культуре Музыкальный руководитель Педаго-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Старшая медицинская сестра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.
На современном этапе дошкольного образования происходят очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...
Работа с кадрами "Вариативные формы работы в ДОУ"
Методическая разработка по работе с кадрами...
мастер-класс "Вариативные формы работы по логоритмике"
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие мелкой моторики рук ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь ребёнк...
«Вариативность форм работы с родителями детей раннего возраста с целью создания единого образовательного пространства»
“Воспитание есть процесс социальный в широком смысле.Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.”...
Опыт работы «Вариативные формы работы в развитии творческих способностей детей»
Здравствуйте! Я представляю вашему вниманию свой не большой, но интересный опыт развития творческих способностей детей средствами пластилинографии. Вариативная часть ООП нашего...
Вариативные формы работы в ДОУ. Организация работы Консультативного пункта.
Вариативные формы работы в ДОУ. Организация работы Консультативного пункта в МБДОУ д/с №19 «Золотая рыбка» Автор: В.В. Гупаленко, заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Вариативная форма работы детского сада с родителями
Решить проблемы адаптационного периода детей раннего возраста, создать комфортные условия для развития детей раннего возраста....