Вариативные формы работы в ДОУ. Организация работы Консультативного пункта.
презентация на тему
Вариативные формы работы в ДОУ.
Организация работы Консультативного пункта
в МБДОУ д/с №19 «Золотая рыбка»
Автор: В.В. Гупаленко, заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 19 «Золотая рыбка» с.Солуно-Дмитриевского, Андроповского района, Ставропольского края.
Консультативный пункт – это самостоятельное структурное подразделение ДОУ. В нашем дошкольном учреждении специалисты консультативного пункта оказывают психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в ДОУ.
Его организация Консультативного пункта в МБДОУ д/с №19 «Золотая рыбка» предполагает тесное взаимодействие различных специалистов: старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физическому развитию, старшей медсестры. Консультирование проводится как отдельно, так и общими усилиями. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребенка.
Многолетняя практика руководства ДОУ и общения с родителями позволила мне выявить наиболее типичные проблемы, волнующие родителей:
- смягчение адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада;
- соответствие психофизического развития ребенка возрастным нормам;
- готовность ребенка к школьному обучению.
Одной из основных задач сегодня является оказание помощи родителям и детям в подготовке к школе. Актуальность этой задачи обусловлена двумя моментами. С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимание, усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена. Чтобы школа не превратилась для ребенка в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь ему.
С другой стороны, родители также обеспокоены проблемой готовности ребенка к обучению в школе и дальнейшего успешного его протекания. Поэтому осуществляется социальный запрос родителей на подготовку детей к обучению в школе. Мы знакомы с такой ситуацией, когда родители стремятся отдать ребенка в подготовительную группу детского сада, записать в различные кружки, осуществляющие такую подготовку, нанять частного репетитора. Поэтому важно предоставить детям и родителям грамотную помощь педагогов и специалистов в подготовке к школе.
Несмотря на то, что в современных условиях запрос родителей сформировался таким образом, что проблема подготовки к обучению в школе стоит на первом месте, их волнуют и другие аспекты воспитания и развития детей. Прежде всего это вопросы возрастных особенностей развития ребенка.
Часто родители недостаточно владеют психолого-педагогическими знаниями, что может привести к неадекватной оценке возможностей ребенка. Это либо завышенная оценка возможностей ребенка, ориентация на раннее обучение и развитие. А если дошкольник в силу своих возрастных и индивидуальных особенностей не способен усвоить ту «программу», которую составили для него взрослые, то у родителей может возникнуть тревога по поводу развития. Другие же родители склонны считать ребенка маленьким и несмышленым длительное время. Занижение требований также приносит отрицательные плоды.
Интересуют родителей и такие темы, как использование новых информационных технологий в воспитании и обучении детей, вопросы послушания ребенка, организация досуга и многое другое. Родители получают ответы на свои вопросы, что помогает им развеять свои тревоги, сомнения, утвердиться или скорректировать свои воспитательные воздействия.
Еще одна задача консультативного пункта - оказание помощи в социализации детей. Круг общения многих «домашних» дошкольников ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Со сверстниками они зачастую общаться просто не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей. Ребенку важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Детей учат понимать, что проживание в этом мире, сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для полноценного развития ребенка.
Еще одной задачей перед консультативным пунктом является – профилактика возможных нарушений в развитии детей. В первую очередь – это профилактика отставания в развитии детей на пороге школы. Возникают вопросы профилактики здоровья ребенка – как физического, так и психического. Эта задача тесна связана с другой. Консультативный пункт выступает связующим звеном между семьей и социальными, медицинскими и другими организациями, общей целью которых является помощь и поддержка семьи.
В консультативном пункте нашего учреждения используются различные формы взаимодействия педагогов с родителями: семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребенка со специалистами; использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье; ответы на обращения родителей, присланные по электронной почте или заданные по Скайпу.
Практика показала, что встреча родителей со специалистами и включение в живой процесс взаимодействия «ребенок-родитель-специалист» в условиях комфортной ситуации оказывается наиболее полезным для родителей, которые чувствуют себя скованно или тревожно при обращении за помощью в лечебное учреждение. Родители, которые неоднократно обращаются к нам, со временем раскрываются, охотно делятся своими проблемами, мыслями, семейным опытом и впоследствии доверяют своих детей уже знакомому детскому саду.
Наша задача состоит не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблеме, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребенком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация деятельности консультативного пункта для родителей и детей не посещающихДОУ"
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом в жизни человека, когда формируются фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие ребенка. Эти качества и способности не в...

ПРИКАЗ от 01.09.2015 года № 165 "Об организации работы консультативного пункта в 2015-2016 учебном году"
ПРИКАЗ от 01.09.2015г. № 165 "Об организации работы консультативного пункта в 2015-2016 учебном году"...
Программа работы консультативного пункта психолого-педагогической помощи по работе с семьями, воспи-тывающих детей на дому, а также по-сещающих образовательные органи-зации и нуждающихся в квалифици-рованной помощи специалистов «Ка-рапуз»
Цель рабочей программы – обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всес...
Организация работы консультативного пункта в МДОУ.
Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений для ребенка, а родители — образцы для подражания. Не существует другого такого института, где так точно определяются за...
Организация деятельности консультативного пункта
Деятельность консультативного пункта....

Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации
Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации...

Организация вариативной формы работы по ПДДТТ «Внимательные пешеходы» в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №44 «Золотой ключик» для детей посещающих и не посещающих детский сад
В статье представлен опыт работы по программе вариативной формы работы дошкольного образования по профилактике ДДТТ «Внимательные пешеходы», где целевой аудиторией являются не только воспи...