Работа с кадрами "Вариативные формы работы в ДОУ"
методическая разработка по теме

Новожилова Лилия Сергеевна

Методическая разработка по работе с кадрами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnye_formy_raboty_v_dou.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

 В сфере новых глобальных изменений и реформирования системы образования Российской Федерации, дошкольные учреждения оказались в фокусе пристального внимания общественности. И в связи с этим дошкольное образование стало первой ступенью непрерывного образования России. На сегодняшний день непрерывность дошкольного образования первой ступени проявляется через использование вариативных форм дошкольного образования, поскольку ни один из возрастных периодов нельзя отделять от другого для обеспечения целостного развития ребёнка. Всем известно о том, что детские сады переполнены, мест катастрофически не хватает. Вследствие этого молодые мамы не могут устроиться на работу, дети не получают возможности адаптироваться в обществе сверстников, не получают квалифицированной помощи специалистов: педагогов, логопедов, дефектологов, детских психологов. Дети, не посещавшие детский сад, сталкиваются с трудностями в общении и обучении в школе. Необходимо искать методы доступности школьного образования в специализированных учреждениях. Привожу пример из речи директора Департамента общего образования Минобрнауки России Елены Низиенко: «Сегодня невозможно решить проблему доступности исключительно с помощью строительства новых детских садов – необходимо развивать вариативные формы дошкольного образования. Дети могут проводить в дошкольных группах разное количество времени – от двух-трёх часов в день до круглосуточного пребывания, и это тоже увеличивает пропускную способность учреждений дошкольного образования». О необходимости развития вариативных форм дошкольного образования говорится в постановлении губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко о плане мероприятий «Программа развития системы дошкольного образования в Санкт-Петербурге на 2013 – 2015 годы».

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Группы кратковременного пребывания.

Цель: всестороннее развитие детей, не посещающих детский сад.

  • Адаптационная группа – для детей от 1 до 3 лет. Создаются такие группы с целью подготовки ребёнка к поступлению в детский сад.
  • Группа развития – для детей от 3 до 7 лет. Создаётся для всестороннего развития и социализации ребёнка.
  • Играя, обучаюсь – для детей от 1 до 7 лет. Такие группы созданы для социализации детей в группе со сверстниками и взрослыми посредством игровой деятельности.
  • Будущий первоклассник – для детей 5-7 лет. Как следует из названия, создаются такие группы для подготовки детей к школе.
  • Группы вечернего пребывания, праздничного и выходного дня – для детей от 1 до 7 лет. Цель таких групп – оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и консультативной помощи их родителям.
  • Особый ребёнок – для детей-инвалидов в возрасте от 1 до 7 лет. Эти группы имеют те же цели, что и группы для детей с отклонениями в развитии.

Группы кратковременного пребывания функционируют по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей) и режима, установленного учреждением. ГКП могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования. ГКП могут функционировать как с одноразовым питанием, так и без питания при длительности пребывания ребёнка в группе до 3,5 часов.

Центр игровой поддержки ребёнка.

Цель: подготовка детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) к детскому саду.

Занятия проводятся вместе с мамой или папой. Здесь важным моментом является процесс социализации и развития ребёнка посредством различных игр и упражнений.

Основными задачами ЦИПР являются:

  1. Оказание психологической, медицинской, социально-педагогической помощи детям.
  2. Разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
  3. Создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.
  4. Создание условий для гармоничного, психического, физического и интеллектуального развития детей раннего возраста.
  5. Содействие в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности, позволяющее обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям детского сада.
  6. Активизация творческого потенциала личности ребёнка.
  7. Гармонизация детско-родительских отношений.
  8. Формирование чувства защищённости, свободы, доверия к окружающему.
  9. Взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.
  10. Консультирование родителей по созданию окружающей среды в условиях семейного развития, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

Продолжительность игровых сеансов – 1 час.

Консультативный пункт.

Цель: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Основными задачами КП являются:

  1. Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
  2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
  3.  Поддержка всестороннего развития личности детей в возрасте от 1 года до

7 лет, не посещающих ДОУ.

  1. Помощь в социализации детей, не посещающих ДОУ.

Работа в КП ведётся четырьмя специалистами: старшим воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, старшей медицинской сестрой.

 Лекотека.

Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 1 года до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Основными задачами лекотеки являются:

  1. Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой лекотекой самостоятельно.
  2. Проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития.
  3. Обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии.
  4. Проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития; психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей); помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребёнком.
  5. Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребёнка.
  6. Поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьёй.

Содержание и методы деятельности лекотек определяются программой образовательного учреждения, в котором они находятся, программами дополнительного образования, индивидуально-ориентированными программами, разрабатываемыми и реализуемыми ДОУ.

Служба ранней помощи.

Цель: создаётся для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения. Деятельность основана на межведомственном подходе, включающем методы и технологии медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.

Основными задачами Службы ранней помощи являются:

  1. Проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей.
  2. Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям.
  3. Осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения).
  4. Включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребёнка.
  5. Определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка.

Итоги.

Изучив содержание и методы работы вариативных форм, предлагаем наиболее приемлемые для реализации в ДОУ №32.

  1. ЦИПР (центр игровой поддержки ребёнка) для детей раннего возраста от 1 года до 3-х лет. В группе от 2-х до 5 человек. Один или два раза в неделю. Группа выходного дня. Продолжительность сеансов 1 час.
  2. ГКП (группа кратковременного пребывания) для детей от 3-х до 7 лет. В группе от 2-х до 5 человек. Посещение группы с мамами (папами) или без них. Время пребывания от 1 до 3,5 часов (без питания) с 9 часов утра до 12.30 часов дня. От 2-х до 5 дней в неделю. Пребывание ГКП во время образовательного процесса в группах ДОУ.
  3. Адаптационные группы. В состав этой группы входят  вновь прибывшие дети и переводятся в обычный режим по мере адаптации.
  4. Консультативный пункт. Здесь работают специалисты: педагог-психолог, логопед, старшая медсестра, старший воспитатель (методист). Среди педагогов ДОУ имеются педагоги-психологи, поэтому можно использовать эту форму.
  5. Группа выходного дня: кружковая работа, ЦИПР (центр игровой поддержки), подготовка к школе, группа ухода и присмотра за детьми.
  6. Семейный детский сад. Приемлемый вариант при условии организации его по месту проживания многодетной семьи.

Работа специалистов, участвующих в реализации вариативных форм финансируется государством.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Мастерская как форма работы с детьми"

В пособии излагается нетрадиционный метод в планировании и организации работы с детьми дошкольного возраста в летний период.На примерах из практики  показываются различные формы, методы озд...

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...

опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду

Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...

Нетрадиционные формы работы и методы в работе с родителями

  Вопрос о сотрудничестве семьи и детского сада сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушени...

Опыт работы "Мастерская как форма работы с детьми"

В своём докладе мне хотелось бы осветить такую форму работы с детьми, как мастерская. Используя данное высказывание, мне хотелось бы подчеркнуть важность развития творческой деятельности у детей, как ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"

Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...


 

Комментарии

Новожилова Лилия Сергеевна

Очень полезный материал. Обязательно будем рассматривать возможность реализации у себя в ДОУ