Семинар для педагогов «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».
методическая разработка на тему
Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Л.И.Галигузова и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».
Цель: расширить, углубить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.
Занятие №1..
Цель: мотивирование педагогов к обогащению теоретического и практического компонентов готовности.
ЧастьI. Актуальность проблемы развития общения детей дошкольного возраста.
ЧастьII Беседа «Знакомство с результатами диагностики».
Ход беседы:
- Предположения о результатах диагностики.
- Знакомство с результатами диагностики в процентах, диаграммах, обобщениях.
- Обсуждение причин особенностей развития общения.
- Определение основных подходов к оптимизации общения взрослого с ребёнком.
Часть III. Блиц-опрос
Цель: выявить особенности знаний педагогов по данной проблеме, привлечь их к участию в лекции по этому вопросу.
Для активизации аудитории вопросы задаются двум группам педагогов, на обдумывание даётся одна минута, за правильный ответ – 5 баллов. Критерии ответа: быстрота, правильность, умение дать обоснование.
В первой части речь шла об актуальности проблемы развития общения в целом. Педагоги согласились, что общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.
Вторая часть. В ходе беседы были обсуждены такие вопросы:
- На Ваш взгляд, каков уровень развития общения детей Ваших групп со взрослыми?
- Как Вы думаете, в чём причина невысокого уровня развития общения?
- Влияет ли на развитие общения детей с взрослым уровень сформированности познавательных интересов?
- Как Вы полагаете, можно ли повысить уровень развития познавательных интересов? Если можно, то как?
- Какова на Ваш взгляд роль взрослого в развитии познавательных интересов?
- Что мешает или чего Вам не хватает для организации общения с детьми и развития у них познавательных интересов?
Третья часть. «Блиц-опрос» выявил знания педагогов по проблеме.
Вопросы:
- Что такое общение?
- Какие мотивы общения Вам известны?
- Какие формы общения Вы знаете?
- Что такое внеситуативно-познавательное общение?
- Какова роль взрослого в развитии внеситуативно-познавательного общения?
- Что такое познавательный интерес?
- Каковы формы становления познавательного интереса?
- Какие методы мотивации и стимуляции познавательного интереса Вы знаете?
- Какие современные технологии организации работы по развитию общения и удовлетворению познавательного интереса Вам знакомы?
Занятие №2. Тематическая выставка «Новинки литературы».
Цель: ознакомление педагогов с литературой по проблеме общения. Выставка оформлена в методическом кабинете
а)Знакомство с литературой: МихайленкоН.Я., Короткова Н.А. «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации». Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Академия, 2000 Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. - Минск, 1995 Лисина М.И. Общение со взрослыми и подготовка к школе. - Кишинев, 1987 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет. - М., 1992. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-синтез, 1999 Шипицина Л.М., Защиринская Р.В. Азбука общения. – СПб: Детство-Пресс, 1996
б)Анализ литературы (положительные и отрицательные моменты, что можем использовать).
в) Составить свой образовательный маршрут: «Я хочу прочитать…»
Творческое задание по теме: написать рекомендации для родителей по изучению специальной литературы, связанной с проблемой общения.
Занятие №3. Лекция « Познавательный интерес как условие развития внеситуативно-познавательного общения. »
Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме общения и способам её решения, расширить и углубить знания педагогов по данному вопросу.
План:
- Теоретические аспекты развития общения в дошкольном возрасте.
- Особенности общения в старшем дошкольном возрасте.
- Познавательный интерес как условие оптимизации внеситуативно-познавательной формы общения.
- Роль взрослого в развитие познавательных интересов детей.
- Современные методы и технологии, способствующие развитию познавательных интересов детей.
Занятие №4. Дискуссионный клуб: «Метод проектов как условие развития познавательных интересов детей.»
Цель: уточнение и расширение представлений педагогов об организации работы в процессе проектной деятельности.
Тезисы:
1. Педагогическая технология создания проектов.
2. Характер участия ребенка в проектировании.
3.Педагогическое сопровождение – необходимое условие организации педагогического процесса.
4. Основные этапы разработки детского проекта.
5. Результат проекта.
В процессе дискуссии обсуждается предложная проблема, в заключении вырабатывается коллективное решение по внедрению проектной деятельности в педагогический процесс.
Мозговой штурм: темы детского проектирования в разных возрастных группах. Условие задания – преобладание познавательного развития дошкольников.
Занятие №5. Клуб «Что? Где? Когда?»
Цель: закрепить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.
Основные вопросы связаны с характеристиками общения, познавательного интереса в дошкольном возрасте, с современными методами развития общения детей.
Организация: участники делятся на две команды, но не в о составе, в котором работают. Воспитатели выбирают конверт, ведущий зачитывает вопрос. Задача команд правильно ответить быстрее соперников. За каждый правильный овеет – один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.
Вопросы:
- Что является одной из важнейших форм взаимодействия людей?
- Какие две сферы общения существую в дошкольном возрасте?
- Каковы основные категории мотивов общения?
- Какой мотив возникает в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового?
- Какие формы общения появляются и развиваются в детстве?
- Главные поводы для контакта детей с взрослым – практическое сотрудничество. О какой форе общения идёт речь?
- Дайте характеристику внеситуативно-познавательному общению.
- Назовите условия, необходимые для развития внеситуативно-познавательного общения ребёнка со взрослым.
- Назовите формы становления познавательного интереса детей.
- Назовите пять современных методов или технологий, позволяющих проводить работу по углублению и расширению познавательных интересов детей. Объясните свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...
Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...
Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ-ТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ...
Семинар для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности».
Здравствуйте уважаемые коллеги!Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образовани...
Консультация для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы в детском саду»
Шахматы - очень древняя игра....
Семинар для педагогов «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
Мы с вами живём в современном обществе, где развивается компьютеризация и нано - технологии.И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Эффективное развитие инте...
"Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками"
В данной методической разработке предлагаются методы и приемы работы с детьми для реализации задач по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и све...