Семинар для педагогов «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».
методическая разработка на тему

Смирнова Светлана Владимировна

Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Л.И.Галигузова и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».

Цель: расширить, углубить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.

Занятие №1..

Цель: мотивирование педагогов к обогащению теоретического и практического компонентов готовности.

ЧастьI. Актуальность проблемы развития общения детей дошкольного возраста. 

ЧастьII Беседа «Знакомство с результатами диагностики».  

                               Ход беседы:

  1. Предположения о результатах диагностики.
  2. Знакомство с результатами диагностики в процентах, диаграммах, обобщениях.
  3. Обсуждение причин особенностей развития общения.
  4. Определение основных подходов к оптимизации общения взрослого с ребёнком.

Часть III. Блиц-опрос

Цель: выявить особенности знаний педагогов по данной проблеме, привлечь их к участию в лекции по этому вопросу.

Для активизации аудитории вопросы задаются двум группам педагогов, на обдумывание даётся одна минута, за правильный ответ – 5 баллов. Критерии ответа: быстрота, правильность, умение дать обоснование.

В первой части речь шла об актуальности проблемы развития общения в целом. Педагоги согласились, что общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

Вторая часть.        В ходе беседы были обсуждены такие вопросы:

  1. На Ваш взгляд, каков уровень развития общения  детей Ваших групп со взрослыми?
  2. Как Вы думаете, в чём причина невысокого уровня развития общения?
  3. Влияет ли на развитие общения детей с взрослым уровень сформированности познавательных интересов?
  4. Как Вы полагаете, можно ли повысить уровень развития познавательных интересов? Если можно, то как?
  5. Какова на Ваш взгляд роль взрослого в развитии познавательных интересов?
  6. Что мешает или чего Вам не хватает для организации общения с детьми и развития у них познавательных интересов?

        Третья часть.        «Блиц-опрос» выявил знания педагогов по проблеме.

Вопросы:

  1. Что такое общение?
  2. Какие мотивы общения Вам известны?
  3. Какие формы общения Вы знаете?
  4. Что такое внеситуативно-познавательное общение?
  5. Какова роль взрослого в развитии  внеситуативно-познавательного общения?
  6. Что такое познавательный интерес?
  7. Каковы формы становления познавательного интереса?
  8. Какие методы мотивации и стимуляции познавательного интереса Вы знаете?
  9. Какие современные технологии организации работы по развитию общения и удовлетворению познавательного интереса Вам знакомы?

Занятие №2. Тематическая выставка «Новинки литературы».

Цель: ознакомление педагогов с литературой по проблеме общения. Выставка оформлена в методическом кабинете        

   а)Знакомство с литературой: МихайленкоН.Я., Короткова Н.А. «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации». Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 Смирнова Е.О. Особенности общения  с дошкольниками. - М.: Академия, 2000 Снегирева Л.А.  Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. -  Минск, 1995  Лисина М.И.  Общение со взрослыми и подготовка к школе. -  Кишинев, 1987  Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986 Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.  Ступени общения: от года до 7 лет. -  М., 1992. Арушанова А.Г.   Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-синтез, 1999  Шипицина Л.М., Защиринская Р.В.   Азбука общения. – СПб: Детство-Пресс, 1996

        б)Анализ литературы (положительные и отрицательные моменты, что можем использовать).

        в) Составить свой образовательный маршрут: «Я хочу прочитать…»

Творческое задание по теме: написать рекомендации для родителей по изучению специальной литературы, связанной с проблемой общения.

Занятие №3. Лекция « Познавательный интерес как условие развития внеситуативно-познавательного общения. »

        Цель: привлечь внимание педагогов к проблеме общения и способам её решения, расширить и углубить знания педагогов по данному вопросу.

                План:

  1. Теоретические аспекты развития общения в дошкольном возрасте.
  2. Особенности общения в старшем дошкольном возрасте.
  3. Познавательный интерес как условие оптимизации внеситуативно-познавательной формы общения.
  4. Роль взрослого в развитие познавательных интересов детей.
  5. Современные методы и технологии, способствующие развитию познавательных интересов детей.

Занятие №4. Дискуссионный клуб: «Метод проектов как условие развития познавательных интересов детей.»

Цель: уточнение и  расширение представлений педагогов об организации работы в процессе проектной деятельности.

Тезисы:

1. Педагогическая технология создания проектов.

2. Характер участия ребенка в проектировании.

3.Педагогическое сопровождение – необходимое условие организации педагогического процесса.

4. Основные этапы разработки детского проекта.

5.  Результат проекта.

       В процессе дискуссии обсуждается предложная проблема, в заключении вырабатывается коллективное решение по внедрению проектной деятельности в педагогический процесс.

Мозговой штурм: темы детского проектирования в разных возрастных                        группах. Условие задания – преобладание познавательного развития дошкольников.

Занятие №5. Клуб «Что? Где? Когда?»

Цель: закрепить и систематизировать знания педагогов по проблеме развития общения и познавательных интересов детей.

Основные вопросы связаны с характеристиками общения, познавательного интереса в дошкольном возрасте, с современными методами развития общения детей.

Организация: участники делятся на две команды, но не в о составе, в котором работают. Воспитатели выбирают конверт, ведущий зачитывает вопрос. Задача команд правильно ответить быстрее соперников. За каждый правильный овеет – один балл. Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

        

Вопросы: 

  1. Что является одной из важнейших форм взаимодействия людей?
  2. Какие две сферы общения существую в дошкольном возрасте?
  3. Каковы основные категории мотивов общения?
  4. Какой мотив возникает в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового?
  5. Какие формы общения появляются и развиваются в детстве?
  6. Главные поводы для контакта детей с взрослым – практическое сотрудничество. О какой форе общения идёт речь?
  7. Дайте характеристику внеситуативно-познавательному общению.
  8. Назовите условия, необходимые для развития внеситуативно-познавательного общения ребёнка со взрослым.
  9. Назовите формы становления познавательного интереса детей.
  10. Назовите пять современных методов или технологий, позволяющих проводить работу по углублению и расширению познавательных интересов детей. Объясните свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности ч...

Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ-ТИЯ   ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ...

Семинар для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности».

Здравствуйте уважаемые коллеги!Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образовани...

Семинар для педагогов «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

Мы с вами живём в современном обществе, где развивается компьютеризация и нано - технологии.И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.  Эффективное развитие инте...

"Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками"

В данной методической разработке предлагаются методы и приемы работы  с детьми для реализации задач по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и све...