Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности
учебно-методический материал на тему
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этих качеств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
Кафедра дошкольного образования
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Творческая разработка
Выполнила:
Пеккер Ирина Петровна,
слушатель КПК № 31/8
Проверил:
Федорцева Марина Борисовна,
заведующая кафедрой
дошкольного образования
Новокузнецк
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…II. Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в условиях ФГОC
- Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС…………………………………………...…..…4
- Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающей предметно-пространственной среды ………………………………………………………….…….….7
II. Опыт работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр и занятий в группе, в уголках экспериментирования……………………………………………..…………..…10
Заключение …………………………………………………………………........17
Список литературы…………………………………………………………...…19
Приложение………………………………………………………………………20
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающей ребёнка конкретного мира….
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.
Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы….
Е. И. Тихеева
Введение
Актуальность темы исследования
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий.
Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Одним из эффективных средств развития познавательной активности и познавательного интереса является предметно-пространственная среда ДОО.
Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной среды при учёте и использовании её в организации детской деятельности (С.Л. Новосёлова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина и другие). Развивающая предметная среда детства должна отвечать принципам обогащённости и наукоёмкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка. Она предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из неё информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Изучение состояния этого вопроса чаще всего показывает однообразие предметно-развивающей среды, ограниченность её содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении познавательно-игровой деятельности; недостаточность объектов, отвечающих интересам дошкольников (материалы для игр-экспериментирования, занимательный интеллектуальный материал и т.п.).
Недостаток материала затрудняет развитие мотивационного поля взаимодействия детей, не позволяет максимально реализовать возможности предметно-развивающей среды в качестве фактора развития познавательных интересов.
Всё это и обусловило актуальность темы исследования.
Цель данной работы – теоретически выявить эффективность предметно-развивающей среды как средства развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- Определить сущностные характеристики предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста;
- Представить практический опыт использования предметно-пространственной среды для формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: предметно-развивающая среда как средство развития познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- Определить сущностные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста;
- Выявить уровень сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;
- Реализовать условия использования предметно-развивающей среды для формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста и определить их эффективность.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу. Предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- обогащении эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание;
- организацию содержательного общения ребенка со взрослым;
- стимулирование разнообразной деятельности детей с учётом их интересов.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в условиях ФГОC
- Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде
Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
Организация развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнаёт о человеке, животном и растительном мире, временах года и т.д. Иными словами, среда развития ребёнка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развивается любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребёнка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми.
Стратегия и тактика построения развивающей среды в дошкольном учреждении определяются особенностями личностно – ориентированной модели воспитания, нацеленной на содействие становлению ребёнка как личности. Основные положения личностно – ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей предметно - пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно насыщенной;
- полифункциональной;
- трансформируемой;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной.
1. Насыщенность РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребёнка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В ДОО она предоставляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивать эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.
2. Предметная развивающая среда ДОО открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле является полифункциональной. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в ДОО с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определённой смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.
3. Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объёму – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.
Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
4. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.
5. Доступность. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в ДОО обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.
6. Безопасность. Среда, окружающая детей в ДОО, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.
Создавая предметно-пространственную среду необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Создавая предметно-пространственную среду группы, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. По мнению психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской, Р.Я. Лихтван-Абрамовича, Г.Д. Розенгард-Пупко) развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Предметом познавательного интереса является стремление человека проникать во всё многообразие окружающего мира, отражать в сознании сущностные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми. Образцом знаний о предметном мире, умеющим организовать познавательную деятельность с предметами окружающего мира является взрослый человек. Именно взрослый организует обогащение эмоционально-чувственного опыта детей, стимулируя и поощряя познавательный интерес и его проявление в познавательной деятельности. В силу возрастных психологических особенностей (подражаемость, внимательность, эмоциональная непосредственность) дошкольник открыт для воздействия взрослого, испытывает к нему доверие, поэтому для нас важно, чтобы наряду с деловыми характеристиками (умелость, заинтересованность, профессионализм), взрослый обладал личными качествами, привлекательными для ребенка (доброта, приветливость, заботливость, эмоциональность). Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция взрослого. Он учит ребёнка видеть и формулировать проблему – ставить вопрос и отражать результаты познания. Взрослый предоставляет ребёнку возможность самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем научит дошкольника думать, рассуждать. В то же время он должен постоянно побуждать детей к «спрашиванию». Роль взрослого сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребёнка и желание задавать вопросы. На все детские вопросы надо отвечать точно и доступно. Более того, нужно хвалить за хороший вопрос, за стремление к познанию. Надо учить детей задавать уточняющие вопросы, которые помогут им разобраться в возникшей проблеме. Взрослый человек может выступать в качестве образца-ориентира проявления познавательного интереса к предметному миру, требует от него эмоционального и интеллектуального напряжения, широкого кругозора, эрудиции. Именно такой взрослый способен организовать интересную, содержательную жизнь ребёнка в детском саду, обогатить его яркими впечатлениями, обеспечить эмоционально-чувственный опыт. Важными являются этапы развития познавательного интереса: 1. Постановка проблемы. 2. Определения источников получения информации. 3.Осуществление познания посредством разнообразного содержательного общения с взрослыми. 4. Систематизация и обобщение полученного опыта. 5. Отражение освоенного опыта в процессе разнообразной детской деятельности: ролевые игры, викторины, создание макетов В процессе анализа была выявлена характеристика уровней сформированности познавательного интереса. Первый уровень: субъектно-поисковый тип познавательного интереса: оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно достаточно высокая степень сформированности субъектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе. Второй уровень: продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса: качественно более низкое развитие познавательного интереса с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого человека, меньшая по сравнению с первым уровнем конструктивность действий (умственных и практических). Третий уровень: инактивный, репродуктивный тип познавательного интереса: поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют. Четвёртый уровень: элементарная форма проявления познавательного интереса. Заинтересованность в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи некоторым образом организует активность ребёнка, но весь её ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе. Пятый уровень: фактическое отсутствие познавательного интереса разрешение познавательной задачи не является сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребёнка познавательного интереса сочетается с абсолютной не сформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценке результатов деятельности. Данные показатели могут быть использованы на констатирующем этапе исследования для выявления уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей среды. Развивающий эффект образовательная среда имеет лишь в том случае, если в ней между взрослыми и детьми достаточно устойчиво сохраняются доброжелательные взаимоотношения. Образовательно-игровая деятельность имеет развивающий характер, если ребёнок ощущает себя полноценной личностью, если уважают его ценности, интересы, потребности, признают индивидуальность и самобытность, если он сам - полноценный участник процесса, а взрослый рядом - его товарищ, партнёр, помощник. Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортного взаимодействия между взрослым и ребёнком и в коллективе между детьми, где каждый ребёнок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Одним из основных факторов, определяющих развитие познавательной активности, является позиция взрослого, который может своей деятельностью вызвать устойчивое неприятие образовательного процесса, а может и пробудить в ребёнке скрытый талант, либо просто интерес к получению знаний. Деятельность педагога должна быть направлена на повышение уровня познавательной активности. Ребёнок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом определяет самооценку ребёнка, формирует чувство уверенности в себе, влияет на появление тревожности и страхов. Поэтому малышу так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам. Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребёнка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Необходимо учитывать индивидуальный темп каждого ребёнка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребёнка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребёнка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом. Необходимо формировать позитивный микроклимат в группе детей, поддерживающий познавательный интерес. Если ребёнку трудно, и у него далеко не всё получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в заботливой помощи думающего и тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное. Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребёнке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Всё это поможет сохранить самооценку ребёнка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу. Ребёнок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения и познавательной деятельности и происходит интенсивное развитие личности ребёнка, его познавательной активности. Детям предоставляется большая свобода в выборе вида занятий, определении собственной роли в совместной деятельности, чередовании и продолжительности видов работы, выборе способов деятельности, оценке собственного труда. Педагогический процесс пронизывает озабоченность педагогов созданием системы отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность детей, желание предоставить возможность каждому ребенку реализовать себя в различных видах деятельности, обеспечить каждому чувство успеха в той или иной деятельности и желание помочь обрести уверенность в своих силах. Особое место занимает организация и совместное проведение традиционных праздников, игр и спортивных состязаний, в которых участвуют педагоги, дети и их родители, подготовка спектаклей, участие в детских конкурсах, посещение музеев, театров, организация походов и экскурсий. При этом педагоги стремятся подчеркнуть особую ценность и значимость каждого члена коллектива (организация групповых обсуждений различных ситуаций, празднование дня рождения каждого ребенка и т.д.). Сохранению позитивного эмоционального настроя содействует проявляемая администрацией степень доверия коллективу педагогов и демократический стиль управления. Важную роль играет тесное сотрудничество педагогов и родителей, степень их взаимного доверия и принятия друг друга. Этому способствует свободный выбор родителями данного заведения, а также тот факт, что знакомство родителей с педагогом может произойти во время дня открытых дверей или при индивидуальном посещении семьей дошкольного учреждения или группы подготовки к школе. Таким образом, создание развивающей во всех её компонентах образовательной среды является одним из важнейших путей формирования познавательных способностей и познавательной активности. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Нельзя говорить о полноценном развитии ребёнка–дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребёнку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены центры для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, центры для чтения и наблюдения за живой природой и др. Только в таких условиях будет поддерживаться, и формироваться устойчивый познавательный интерес у дошкольников. Однако одной полноценной развивающей среды и условий недостаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности. Так, в группе во время свободной деятельности детей, воспитатель предлагает разнообразный, периодически обновляемый дидактический и познавательный материал, игры, пособия, которые доступны, понятны и соответствуют возрастным возможностям и интересам детей. Новые игры и занимательные материалы поясняются воспитателем, а уже знакомые, ранее используемые в игровой деятельности, используются детьми самостоятельно. Таким образом, используя такой приём, педагог активизирует деятельность детей с играми, игрушками, пособиями, материалами в предметно-пространственной среде группы, тем самым повышая их познавательный интерес, формируя любознательность и активность дошкольников, устойчивый познавательный интерес.
Любая педагогическая система может успешно функционировать и развиваться только при определённых условиях. Поэтому, при создании в ДОО условий, способствующих формированию представлений о предметном мире у дошкольников, необходимо опираться на исследования В.И. Логиновой, Т.А. Куликовой, Н.К. Постниковой, С.М. Котляровой, которыми выявлены условия, способствующие развитию у детей устойчивых и глубоких познавательных интересов: а) организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, регулятивной, общения); б) расширение и углубление знаний каждого ребёнка; в) успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности; г) включение детей в активный поиск знаний, где ребёнок является субъектом деятельности. Мы постарались создать в своём дошкольном учреждении такие условия, которые позволили нам обеспечить наиболее эффективное формирование познавательного интереса к предметному миру. Посредством планомерной работы нам удалось обогатить эмоционально-чувственный опыт детей яркими впечатлениями о предметном мире, расширить и углубить опыт детей знаниями и представлениями о предметном мире, повысить уровень познавательного интереса к предметному миру. Сравнительный анализ результатов нашей работы показал, произошли существенные изменения в умении опираться на знания о признаках предметов при формулировании вопросов, чего не наблюдалось вначале нашей работы. Дети стали выделять материалы, из которых изготовлены предметы, чётко выделять назначение предмета, многие дети (78%) приобрели умение самостоятельно выстраивать логическую цепочку познавательных вопросов, выявляющих признаки предметов. На 46% возросло количество детей, проявляющих стремление выявить все признаки предмета при его угадывании. Дети стали хорошо ориентироваться в признаках предметов, активно и самостоятельно задавать познавательные вопросы, приводящие к выявлению всех признаков предметного мира. 60% детей могут осуществить классификацию предметов рукотворного и природного мира. В ходе беседы они хорошо ориентируются в предметном мире, демонстрируют устойчивое стремление к его познанию, проявляли познавательную активность. Наша развивающая работа имеет позитивные результаты воздействия на воспитанников. Это позволяет нам сделать выводы об эффективности работы с детьми по формированию познавательного интереса при реализации выделенных нами педагогических условий. Проведённая нами работа позволяет дать воспитателям некоторые рекомендации: 3. Организовывать разнообразную самостоятельную практическую деятельность детей, направленную на реализацию познавательного интереса к предметному миру.
Для определения состояния предметно-пространственной среды в специальном (коррекционном) образовательном учреждении был использован оценочный лист Н.Д. Епанчинцевой, разработанный на основе нормативно-правовых документов и методических рекомендаций В.Г. Алямовской, который состоял из трёх разделов: - материально-технические и медико-социальные условия; - развивающая среда, обеспечивающая функциональный и эмоциональный комфорт; - содержание развивающей среды, обеспечивающей полноценные условия для социализации детей. Согласно оценочному листу, на основании которого проводились самооценка (оценивали воспитатели группы) и экспертная оценка состояния предметно-развивающей среды (оценивали воспитатели других групп, педагог-психолог, дефектолог, методист), были сделаны следующие выводы: по самооценке предметно-развивающая среда получила 34,3 балла из 48 возможных, а по экспертным оценкам – 38,3 балла. Развивающая среда детского сада предусматривает условия для физического воспитания и оздоровления, коррекции недостатков психического развития, воспитательно-образовательной работы. Предметная среда раскрывает свои возможности ребёнку, обеспечивает его творческое развитие, благодаря общению с взрослыми в этой среде. Интерьер группового помещения отличается индивидуальностью и творческим подходом педагогов к его организации. Нежный тон стен групповой комнаты создаёт ощущение света, воздуха и чистоты помещения. Мебель подобрана в тёплой цветовой гамме. Мебель мобильна и легко трансформируется, что позволяет менять интерьер по мере необходимости. Всё это создает благоприятную психологическую обстановку, положительный эмоциональный настрой. В группе продумана целесообразная и рациональная расстановка детской мебели с выделением различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребёнку найти место, удобное для игр и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Формируя предметную среду групп, спален, воспитатели исходили из особенностей зрительного восприятия детьми окружающего мира. Наличие учебной (интеллектуальной), игровой (творческой), бытовой зон и зоны отдыха позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. В ходе нашего исследования нами было установлено, что 6 из 20 детей активно пользуются учебной зоной: 16 детей из 20 - активно пользуются игровой зоной. Мы считаем, что учебную зону необходимо усовершенствовать, добавить интересного дидактического, раздаточного материала, соответствующего различному уровню развития детей. Учебная зона расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадает с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей (зелёные прямоугольники, красные квадраты). Столы снабжены выдвижными ящиками, где для каждого ребёнка есть учебно-методический комплект, пластилин, цветные карандаши, пеналы для математики. Стоит отметить, что все без исключения дети группы пользуются данными принадлежностями. УМК промаркированы таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно подготовить их для занятий (цветные квадраты), свободной деятельности, к индивидуальной работе воспитателя с ребёнком. Для развития активности детей в групповом помещении расположены следующие Центры предметно-развивающей среды: I. Центр «Здоровячок» Задачи: продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
II. Центр конструирования «Строим сами». Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
III. Центр сюжетной игры «Мы играем». Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр - место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. IV. Центр книги «В гостях у книжки». Задачи: освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
V. Центр природы. Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. В уголке подобраны растения, требующие разных способов ухода. С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. VI. Центр творчества «Умелые руки». Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В ходе наблюдения нами было отмечено, что в этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Задачи: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Работы детей мы размещаем в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки. VII. Центр экспериментальной деятельности «Хочу всё знать». Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
VIII. Центр «Дорожная азбука»:
IX. Музыкальный центр «Музыкальный салон»:
X. Театральный центр Театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шёл в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
Выявление уровня развития познавательного интереса к предметному миру у старших дошкольников осуществлялось с помощью следующих методик (С.В. Гусаровой): д/и «Отгадай предмет», «Два домика», «Волшебный сундучок», «Назови предмет по описанию», «Собери картинку», логические задачи «Что будет, если…», проблемная ситуация «Предмет из прошлого». Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Например, для девочек есть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков - наборы инструментов, солдатиков, военной техники. С целью индивидуализации предметно-пространственной среды и создания системы методической работы, направленной на повышение компетентности педагогов в социально-эмоциональном развитии детей, позволяющей взаимодействовать с ребёнком на принципах личностно ориентированной модели, в МДОО был разработан проект. Инновационный подход заключался в том, что индивидуализация среды - это стержень, на который педагоги «нанизывают» используемые в настоящее время образовательные технологии: исследовательскую (проблемно-поисковую): модель «обучение через открытие»; коммуникативную (дискуссионную): наличие дискуссий, представляющих различные точки зрения по изучаемым вопросам, их сопоставление, поиск лучшего варианта решения; имитационного моделирования (игровую): моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения; психологическую: самоопределение педагога по выполнению той или иной образовательной деятельности; деятельностную: способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом; рефлексивную: осознание ребёнком деятельности, того, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что он чувствовал при этом. Мы разработали индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка. Каждому воспитаннику предоставляется возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики - тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. В отличие от существующих разработок, индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребёнка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать и в непосредственной, и в опосредованной деятельности. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребёнка, мы постоянно учитываем особенности его развития, определяем свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребёнок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребёнка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребёнок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребёнком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперёд, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться. Таким образом, целью проекта стало создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. В процессе организации работы, по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе особое внимание уделяем созданию условий для развития познавательного интереса. Для этого все центры пополняются яркими, полифункциональными атрибутами, которые могут быть использованы детьми в различных видах игр и детских занятиях. В процессе совершенствования развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие педагогические условия, стимулирующие познавательный интерес старшего дошкольника, а именно:
а) предметно-пространственная обогащённость окружающей среды; б) возможность манипуляции с предметами и изменение пространства по своему желанию и потребности; в) обучение ребёнка вниманию к сигналам окружающей среды.
а) отсутствие преград в отношении спонтанности и инициативности дошкольника; б) организация жизни и деятельности дошкольника таким образом, чтобы сами условия и обстоятельства требовали от ребенка активных, а подчас творческих решений; в) демонстрация самими взрослыми разнообразных творческих проявлений и способов деятельности.
а) поощрение различных форм творческого продукта; б) стимулирование включения в творческую деятельность; в) воспитательные воздействия в направлении признания ребенком ценности творческих черт своей личности.
а) ориентация ребёнка на творческое решение проблемы; б) развитие основных логических операций; в) возможность различных решений предложенной проблемы В процессе проектирования среды продуманы варианты её изменения. Условно можно выделить следующие линии: - времени - обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение учебного года; - освоенности - с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного; - стратегического и оперативного изменения - по мере решения конкретных задач и развёртывания определённого вида деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время активно возрос интерес педагогов к проблеме стимулирования развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, что обусловлено требованиями ФГОС и общества. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию познавательной активности дошкольника. Научный поиск эффективных средств стимулирования развития интересов дошкольников – в настоящее время представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Проявление познавательного интереса ребенком показывает уровень развития его деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:
Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала. Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать, что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:
Таким образом, показателем познавательного интереса будет, если дети:
Предметно-развивающая среда выступает одним из условий развития познавательного интереса детей старшего дошкольного, если: - организована в соответствии с ФГОС к условиям реализации педагогического процесса в ДОО, способствует удовлетворению разнообразных интересов ребенка; - отличается информативностью, динамичностью, привлекательностью и доступностью для детей. В оформлении групп имеются признаки возрастной специфики, и учитывается гендерный подход в подборе игрового материала. В каждой возрастной группе созданы оптимальные условия для развития детей в разных видах деятельности, способствующих социально – личностному развитию детей; - организована педагогами рационально, содержит не только стационарную, но и мобильную мебель, разнообразные материалы для развивающих игр и занятий в соответствии с реализуемой основной общеобразовательной программой дошкольного образования; - содержание предметно-развивающей среды сезонно изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей; - должна обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности; - должна решать задачи ближайшего психического развития ребенка с учетом возраста, уровня психического и физического развития детей с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром. Важным является тот факт, что созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда должна быть привлекательна для дошкольников, должна их побуждать к деятельности детей. Между тем развивающая предметно-пространственная среда сама по себе не может в полной мере способствовать развитию познавательного интереса ребенка старшего дошкольного возраста. Важную роль играет воспитатель, который мотивирует детей использовать развивающую предметно-пространственную среду в различных видах деятельности. Список литературы:
Приложение Конспект занятия по ознакомлению со свойствами материалов Тема: Предметы, которые нас окружают. Образовательная задача: Систематизировать и закрепить представления детей о назначениях предметов, о названии материалов из которых они сделаны, их свойствах. Расширить представления детей об истории создания фарфора. Развитие у детей познавательного интереса к предметному миру. Активизация словаря: Фарфор, энциклопедия, статуэтка, сервиз. Воспитательная задача: Воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает. Материал и оборудование: Чайный сервиз, ножницы, карандаши, игрушки из дерева, пластмассы, резины, дидактическая игра Тактильные дощечки, картинки с изображением предметов сделанных из пластмассы, металла, резины. Предварительная работа: беседы на тему дерево, металл, пластмасса, резина. Чем они отличаются?; чтение литературы энциклопедического характера; проведение опытов с предметами из разного материала; изготовление Энциклопедии «Предметы, которые нас окружают». Воспитатель: Перед вами четыре волшебные коробки, что в них, как узнать? Дети: Посмотреть. Воспитатель: А по запаху можно различить? Дети (понюхав) Нет. Воспитатель: А по звуку? (Дети трясут коробочки.) Дети: Можно, но сложнее. Воспитатель: А если не глядя? Дети: Потрогать. (Дети определяют на ощупь, с завязанными глазами.) Воспитатель: Что в красной коробке? Дети: Карандаш, деревянная ложка, кубик. Воспитатель: из чего сделаны эти предметы? Дети: Из дерева. Воспитатель: А вы не ошиблись. Дети: Нет. Воспитатель: Докажите. Дети: У дерева определённые свойства: не тонет, горит в огне, лёгкое. Воспитатель: Молодцы, а что в синей коробке? Дети: Ножницы, гвоздь, скрепка. Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы? Дети: Из металла. Воспитатель: Вы уверенны? Дети: Да. Воспитатель: А как это можно проверить? Дети: У металла тоже есть свои свойства: тонет, тяжёлый, не горит, притягиваются к магнитам. Воспитатель: Правильно, а что же в жёлтой коробке? Дети: Воздушный шар, резинка для волос, резиновая игрушка. Это резиновые вещи. Воспитатель: Назовите свойства резины. Дети: Мягкая, тянется, рвётся. Воспитатель: А теперь определите все вместе, что в зелёной коробке? Дети: Детский телефон, ручка, линейка это предметы из пластмассы. Воспитатель: А чем он отличается от других материалов? Дети: Лёгкий, не тонет, не бьётся. Воспитатель: А для чего нужны нам эти предметы? Дети: Карандашами мы любим, рисовать, ножницы нужны, чтобы резать, гвоздь, чтобы строить дома, шарик, чтобы нам радостно жить. Воспитатель: Все эти материалы человек придумал сам. А какие вы ещё знаете материалы? Дети: Стекло, пластик из него сейчас делают окна. (Далее дети затрудняются в ответах.) Воспитатель: Правильно. А сегодня я хочу вам рассказать историю изобретения ещё одного материала. Но сначала я загадаю вам загадку. Загадка о чашке. Дети: Отвечают. Воспитатель: Правильно, как вы думаете, из какого материала она изготовлена? Воспитатель: Да, некоторые из вас правильно ответили, что этот предмет изготовлен из глины, но из особой глины, и по особому рецепту называется материал, из которого сделан этот предмет - фарфор. Воспитатель: Предлагает рассмотреть иллюстрации, с изображением фарфоровых изделий (словарная работа: статуэтка, чайный сервиз, фарфоровая посуда). У фарфора тоже очень интересная история (чтение рассказа «Фарфоровая чашка»). Дети: Да, очень. Воспитатель: Как вы думаете, какие свойства имеет фарфор? Дети: Хрупкий, бьется, лёгкий, не тонет. Воспитатель: Давайте проверим. (Предлагает провести опыты: сравнение свойств фарфора со свойствами дерева, металла, резины и пластмассы.) Какой можно сделать вывод? Дети: Свойства фарфора похожи на свойства металла и пластмассы. В конце занятия воспитатель подводит итог: сегодня мы с вами поговорили о том, для чего нам нужны предметы, из каких материалов они сделаны, и услышали историю изобретения фарфора. Но жизнь продолжается, человек все время придумывает что-то новое новые предметы или материалы. Когда вы станете взрослыми, может быть, и вы станете изобретателями, но для этого нужно много учиться и читать. А сейчас давайте отнесём и подарим нашу энциклопедию младшим детям, чтобы они тоже знали столько же, сколько и вы. (Дети идут в младшую группу, рассказывают о свойствах разных материалов и дарят энциклопедию детям.) ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС Взрослый может организовать с ребёнком или группой детей ряд игр, способствующих активизации познавательного интереса дошкольников. В данном случае задача взрослого - вызвать интерес к играм, создать у детей состояние увлечённости, интеллектуального напряжения. ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ПОИСК КЛАДА» Цель: развивать детское творчество, фантазию; учить детей ориентироваться на местности. Материал: коробка, бутылка, консервная банка, обрывки бумаги, листья, трава, краски. Ход игры Игра начинается с подготовки «клада». Для этого необходимо взять несколько самых обычных предметов - коробку, бутылку или банку. Затем они оклеиваются листьями, травой или бумагой. Предметы, оклеенные бумагой, можно покрасить в зелёный, коричневый или другие цвета, которые позволят их «замаскировать». «Клад» прячется на знакомой лужайке. Взрослый заранее готовит специальное письмо, на котором указывается, где спрятан клад. Для этого он обмакивает кисточку в молоке и пишет послание на белой бумаге. Такое письмо взрослый читает ребёнку после того, как подержит его над паром или прогладит утюгом. После прочтения письма ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Если ребёнку нравятся более сложные задания, то взрослый может предложить ему ряд экспериментов. Такое экспериментирование предполагает совместную работу взрослого и дошкольника, направленную на решение сложных задач, содержащих цепочку связей. Оно включает серию элементарных опытов, с помощью которых проверяется предположение (гипотеза эксперимента). В организации и проведении такого эксперимента можно выделить следующие этапы: 1 этап. Начинается с анализа явления в связи с теми вопросами, которые возникают у ребёнка в его разнообразной деятельности. В результате вопросов формируется познавательная проблемная задача, которая требует установления причин, связей и отношений между явлениями окружающего, т.е. ставится проблема. 2 этап. В результате анализа жизненной проблемной ситуации и осознания познавательной задачи под руководством взрослого выдвигаются предположения о возможных причинах наблюдаемых явлений, т.е. идёт поиск путей решения проблемы. И тут важно, чтобы ни одно высказывание ребёнка не осталось без внимания, все его предположения должны быть обсуждены. 3 этап. Возникшие высказывания способствуют проведению наблюдения, где проверяются предположения детей. 4 этап. Ребёнок вместе со взрослым обсуждают итоги, формулируют выводы. «НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РОСТОМ СЕМЯН В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ» 1 этап. Взрослый предлагает ребёнку вырастить кабачки. Необходимо ответить на вопросы: «Могут ли семена расти без света, влаги, тепла?», «В почве быстрее взойдут пророщенные или не пророщенные семена?» 2 этап. Ребёнок начинает высказывать предположения: «Для роста нужен свет», «Для роста нужна вода», «Когда холодно, растение расти не будет», «Пророщенные семена будут расти быстрее», «Быстрее будут расти не пророщенные семена» и т.д. 3 этап. Для проверки всех предположений предлагается провести серию опытов. Для первой серии понадобятся: семечки кабачка, стакан, бумажная салфетка, вода. Стакан необходимо обернуть изнутри влажной бумажной салфеткой. Между салфеткой и стаканом помещают семена. На дно наливается слой воды, глубиной около 2 мм. Первый стакан ставится в тёплое помещение с достаточным количеством света и влаги (стакан пометим красным кружком). Второй стакан ставится в холодное помещение без доступа света, но с достаточным количеством влаги (стакан пометим синим кружком). Третий стакан поставим в тёплое помещение с достаточным количеством света, но с недостатком влаги (стакан пометим серым кружком). Для второй серии опытов понадобятся: ёмкость с землёй, пророщенные и не пророщенные семена кабачка. Семена высаживаются в землю. За ними ухаживают одинаково: поливают, рыхлят землю и т.д. 4 этап. Результаты этого опыта заносятся в дневник. Ребёнком делаются выводы: - для прорастания семян необходимы: вода, тепло, свет; - в холодном помещении семена не растут; - без влаги семена не растут; - пророщенные семена растут быстрее, чем непророщенные и т.д. «ПОЧЕМУ ДВИЖЕТСЯ ЗАВОДНАЯ ИГРУШКА?» 1 этап. Взрослый обращает внимание ребёнка на то, что в группе есть заводные игрушки: машинки, самолёты и т.д. Все они заводятся с помощью ключа. Как ты думаешь, почему после того, как игрушку заводят, она начинает двигаться? 2 этап. Дети делают предположения: «Внутри игрушки стоит батарейка», «Может там есть специальное колёсико», «Внутри игрушки стоит пружина» и т.д. 3 этап. Взрослый советует проверить все предположения. Он обращает внимание на то, что для предметов, работающих от батареек, ключ не нужен. Затем предлагает подумать, может ли простое колёсико двигать самостоятельно предмет с места. Для этого у обычной игрушечной машинки раскручивает колёса, ставит её на поверхность, но машинка или совсем не движется, или проезжает слишком маленькое расстояние. Рекомендуется посмотреть игрушку в разобранном виде. Ребёнок видит, что там стоит специальное устройство - катушка, на которую наматывается стальная нить, когда поворачивается ключ. Если ключ вынимают из отверстия, нить начинает раскручиваться и предмет приходит в движение. Взрослый предлагает ребёнку самому сделать похожее устройство, используя бумагу. С одной стороны полоски рисуется изображение лягушки. Противоположная сторона наматывается на карандаш, затем карандаш вынимается и лягушка «прыгает». 4 этап. Делается вывод: внутри игрушки, которая заводится с помощью ключа, есть специальный механизм, который заставляет предмет двигаться. «ДОГАДАЙСЯ!» Взрослый рассказывает детям жизненные ситуации. Предлагает закончить начатый рассказ. Посадил кролик грядку морковки. Сам за ней ухаживал: поливал, полол, вредных насекомых гонял. Выросла морковка большая, красивая, сочная. Собрались домашние животные и удивляются: как это у кролика такая большая морковка выросла?! И только коза сказала: «Она потому такая большая, что глубоко в земле росла!» А ты как думаешь? («Морковка на грядке такая большая выросла, потому что за ней кролик хорошо ухаживал», «Для роста любого растения нужен правильный уход: поливка, прополка, подкормка» и т.д.) Рекомендации для родителей по формирования познавательного интереса к предметному миру 1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов - это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы; 2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно; 3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него. 4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое - важное и ценное качество. 5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию. 7. Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Описание системы работы....
Методическая разработка "Роль развивающей предметно-пространственной среды в формировании познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка...
Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с космосом через проектную деятельность.
Работа по ознакомлению с космосом проводилась в течение года....
Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Презентация к педсовету по теме "Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"....
Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста" для педагогов детского сада...
Статья "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...
консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...