Семинар для педагогов «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (подготовительная группа)
Мы с вами живём в современном обществе, где развивается компьютеризация и нано - технологии.
И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом:
-быстрее запоминают материал,
-более уверены в своих силах,
-легче адаптируются в новой обстановке,
-лучше подготовлены к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semiinar_razvitie_logicheskogo_myshleniya_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.odt | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов по теме:
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
Уважаемые коллеги!
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Презентация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».
2. Выступление воспитателя «Развитие логического мышления на занятиях по развитию речи».
3. Практическая часть. Игры.
4. Анкетирование.
5. Домашнее задание.
Мы с вами живём в современном обществе, где развивается компьютеризация и нано - технологии.
И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом:
-быстрее запоминают материал,
-более уверены в своих силах,
-легче адаптируются в новой обстановке,
-лучше подготовлены к школе.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности мы должны помнить, главной формой организации является - игра.
Для дошкольников игра имеет огромное значение:
-игра - это учеба,
-игра - это труд,
-игра - это серьезная форма воспитания,
-а также способ познания окружающего их мира.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимо с дошкольного возраста начинать работу по развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения, и логического мышления.
Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс.
Мышление основано на установление связей и отношений.
А это значит, что прямое познание тех или иных предметов и явлений, которое происходит в восприятии, в мышлении сменяется косвенным познанием.
Виды мышления:
1. Наглядно- действенное мышление
2. Наглядно-образное мышление
3. Логическое мышление
Развитие логического мышления имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Логическое мышление- это мышление при помощи рассуждений.
Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
Мышление неразрывно связано с практической деятельностью ребёнка. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, ребёнок решает какие-либо задачи.
Методы развития логического мышления
В своей работе по развитию логического мышления мы используем разнообразные методы обучения;
- практические,
-наглядные,
-словесные,
-игровые,
- проблемные,
-исследовательские.
При выборе метода учитывается ряд факторов:
-программные задачи, решаемые на данном этапе,
-возрастные и индивидуальные особенности детей,
необходимые дидактические средства.
Методы обеспечивают:
- успешное развитие логических мышлений и отражение их в речи;
- умение воспринимать и выделять отношения равенства и неравенства (по числу, размеру, форме),последовательную зависимость (уменьшение или увеличение по размеру, числу), выделять количество, форму, величину как общий признак анализируемых объектов, определять связи и зависимости;
- ориентировку детей на применение освоенных способов практических действий (например, сравнение путём сопоставления, счёта , измерения) в новых условиях и самостоятельный поиск практических способов выявления, обнаружения значимых в данной ситуации признаков, свойств, связей. К примеру, в условиях игры выявить порядок следования, закономерность, чередования признаков, общность свойств.
Ведущим является практический метод.
Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.).
Характерные особенности практического метода:
- выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;
- использование дидактического материала;
- возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;
- использование сформированных преставлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т.е. в разнообразных видах деятельности.
Данный метод предлагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.
Упражнения бывают коллективными – выполняются всеми детьми одновременно и индивидуальными – осуществляются отдельным ребёнком у мольберта или стола.
К основным мыслительным операциям относят:
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары « Найди закономерности». Дополнение картинки
«Сложи узор», « Дорисуй карман к платью», « Найди нужный фрагмент».
Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий и т.д.).
Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой– маленький, длинный – короткий, низкий –высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше –ближе и т.д.
Оперирование понятиями «Такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. «Чем и почему похожи и непохожи?»
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «Обведи одной линией только красные флажки», «Найди все некруглые предметы», «Помоги клоуну найти два одинаковых кружочка» и т.п. Исключение четвертого лишнего: «Четвертый лишний».
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам, признакам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. «Назови одним словом».
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности «Найди нужный фрагмент», «Чего не хватает на рисунках».
Сериация - построение упорядоченных, возрастающих или убывающих рядов. Классический пример сериации - матрешки, пирамидки, вкладные мисочки.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. «Назови одним словом», «Ищем закономерности».
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Перечень развивающих игр, используемых в работе с детьми по развитию логического мышления
Блоки Дьенеша
Палочки Кьюзенеира
Квадрат Воскобовича
Кубики Никитина
Колумбово яйцо
Логический квадрат
Танргамм
Игры с чётными палочками (спичками)
Задачи-шутки,
Головоломки,
Ребусы
Лабиринты
Волшебный круг
Головоломка Пифагора
Вьетнамская игра
ТРИЗ
Монгольская игра
Геоконт
Чудо-соты
Шнур-затейник
Листик
ИТОГ
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.
Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным.
ОПРОС: В каких видах деятельности мы используем элементы логического мышления?
Игровом, НОД……
II. ВЫСТУПЛЕНИЕ педагога ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА д.с. № 17
III. ИГРЫ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – Аникина Т.В. – педагог - психолог
IV. Анкетирование
Анкета
Тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
1. Как вы понимаете что такое «Интеллектуальное развитие?»_______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие методы и приёмы вы используете при развитии логического мышления?_______
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В какой непосредственно-образовательной деятельности Вы используете элементы логического мышления?________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Испытываете ли Вы трудности при подборе заданий по данному разделу? В какой области НОД?________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. Какие виды игр Вы используете чаще всего? Перечислите их______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Как Вы отражаете данную проблему в работе с родителями?______________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Выставка Методической литературы и подборка игр по логическому мышлению.
VI. Домашнее задание
Разработать конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с элементами логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)
Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Чтобы повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...
Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...
Деловая игра для педагогов ДОО «Использование нейропсихологических игр и упражнений в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»
Деловая игра для педагогов ДОО «Использование нейропсихологических игр и упражнений в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»...