"Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Валерьевна Любиченко

В данной методической разработке предлагаются методы и приемы работы  с детьми для реализации задач по формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi.metody_i_priemy_kultury_ro.docx13.17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры речевого общения детей

старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

Задачи формирования культуры речевого общения

Методы и приемы работы

1. Развитие связной речи:

  • Учить детей отвечать на вопросы, используя этические формулы
  • Учить детей ставить вопросы с использованием правил и норм культуры речи
  • Формировать практические умения, навыки культурного общения в процессе диалога
  • Помочь высказать свои взгляды и убеждения
  • Познакомить с речевым образцом педагога
  • Развивать умение слушать и слышать собеседника
  • Учить детей сочинять истории, в содержании которых положительные герои меняются местами с отрицательными

  2. Ознакомление с художественной литературой

  • Расширять круг этических понятий
  • Знакомить с нормами русского литературного языка
  • Способствовать получению знаний об искусстве человеческих отношений
  • Способствовать усвоению способов этикетного общения между героями
  • Закрепить правила культуры речевого общения, используя диалоги героев
  • Формировать культуру слушания

3. Развитие словаря

  • Объяснить значения волшебных слов, этических формул и выражений
  • Побуждать к многократному проговариванию различных формул, сложившихся в русском речевом этикете
  • Обогащать речь синонимическими вариантами различных формул (например: формул приветствия- добрый день (утро, вечер), привет, здравствуйте, рад видеть вас, приветствую вас и другие)

4.Развитие грамматического строя речи

  • Учить способам «развертывания» этических формул
  • Учить детей образовывать речевые формулы
  • Закрепить умение детей правильно согласовывать слова в речи, использовать обращения
  • Учить детей правильно строить предложения

5. Невербальное общение

  • Развивать умения общаться без слов с использованием жестов, мимики
  • Закрепить умение регулировать свое поведение
  • Развивать умение понимать настроение окружающих по движениям и мимике
  • Развивать умение проявлять доброжелательность, выражать одобрение посредством мимики, жестов
  • Развивать чувство близости с окружающими

  • Беседа

  • Решение проблемных ситуаций
  • Постановка проблемных вопросов детьми, педагогом
  • Дидактические игры парами
  • Разъяснение значений слов, выражений
  • Сочинение вежливых сказок

  • Пример педагога для подражания

  • Сочинение сказок- перевертышей
  • Образец сказки педагога
  • Ролевые игры

  • Чтение художественных произведений
  • Чтение произведений устного народного творчества, пословиц, поговорок

  • Сочинение вежливых сказок
  • Выделение из текста различных формул
  • Наводящие вопросы по тексту произведения
  • Драматизация отдельных фрагментов произведения
  • Беседа по прочитанному произведению

  • Разъяснения педагога
  • Репродуктивное воспроизведение этических формул
  • Поощрение, комплименты

  • Дидактическая игра «Скажи по -другому»
  • Выделение из текста вариантов различных стереотипов
  • Игровые упражнения

  • Подсказ нужной формы

  • Составление детьми правильных грамматических форм

  • Речевой образец педагога
  • Дидактические игры
  • Игровые упражнения

  • Драматизация фрагментов произведений

  • Выражение комплиментов посредством жестов, мимики

  • Передача изображаемого персонажа при помощи движений

  • Рассматривание фотографий, иллюстраций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ-ТИЯ   ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ...

Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста

Консультация "Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста"...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста через создание проблемных ситуаций

•Культура речевого общения дошкольника это выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарно...

Воспитание культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этической беседы

методические рекомендации по использованию этической беседы в воспитании кулльтуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста...

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....

Формирование культуры межнационального общение детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском...