Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Смирнова Светлана Владимировна

 

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности человека.К старшему дошкольному возрасту у ребёнка складывается внеситуативно-познавательное общение. Одним из эффективных средств развития внеситуативно-познавательного общения может являться проектная деятельность, в которой достигается сочетание познавательного и практического интереса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №79 Калининского района города Санкт-Петербург

Тема: Проектная деятельность как условие развития внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми.

Подготовила  воспитатель

 Смирнова Светлана Владимировна

г.Санкт-Петербург

Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Л.И.Галигузова и др.).

Общение является важным фактором развития личности ребенка дошкольного возраста  (С.Л.Рубинштейн, М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Л.И.Галигузова, Е.О.Смирнова и др.). Поэтому проблема развития общения является актуальной для современной дошкольной психологии и педагогики.

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются основы личности и деятельности человека.

Процесс развития общения ребёнка со взрослым М.И.Лисина рассматривала как смену своеобразных форм. На протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым с полной очевидностью можно судить об особенностях психического развития ребёнка. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка складывается внеситуативно-познавательное общение: формируются коммуникативные умения и навыки, позволяющие ему стать инициатором общения, решать со взрослым сложные проблемы познавательного характера, находить ответы на многочисленные «почему?». Именно данная форма общения является, с одной стороны условием развития познавательных интересов, а с другой стороны, зависит от их характера и направления.

Познавательный интерес детей дошкольного возраста проявляется в положительном эмоциональном отношении к деятельности, ожидании удовольствия, в желании больше узнать о  предмете интереса, в наличии вопросов познавательного характера, в стремлении продолжительное время участвовать в деятельности, вызывающей интерес, стремлении к активности и самостоятельности в познании (Л.И.Маневцова, А.И.Божович, Г.И.Щукиной, С.Л.Рубинштейна и др.).

Помочь ребёнку удовлетворить познавательные интересы может и должен взрослый, от уровня компетентности которого зависит развитие каждого ребёнка. Его речь, общий уровень его культуры, личностные качества, специальная подготовка – всё это играет не малую роль для развития познавательного интереса, познавательного общения детей со взрослыми.

В дошкольной педагогике определены этапы работы по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного  возраста. Не  достаточно изученными остаются педагогические аспекты оптимизации общения педагога с детьми во время этой работы.

Внеситуативно-познавательное общение – это деятельность, предполагающая высокий уровень познавательной активности. Активность, как правило, связана с конкретной практической деятельностью. Как известно, ребёнок в дошкольном возрасте – ребёнок «деятель». Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы определённые звенья её отчётливо выступали перед ребёнком как ступеньки, ведущие к цели.

 В настоящее время в педагогике в целом и в дошкольной педагогике в частности всё больше  утверждается особое значение метода проектов. Всё чаще его называют одним из самых эффективных для развития дошкольников. Метод проектов является своеобразным способом организации педагогического процесса, основанным на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью метода проектов в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Вместе с тем он призван к оптимизации общения дошкольников со взрослыми и сверстниками, развитию самостоятельности и сотрудничества.

Отсюда можно сделать вывод, что одним из эффективных средств развития внеситуативно-познавательного общения может являться проектная деятельность, в которой достигается сочетание познавательного и практического интереса.

                                             Используемая литература:

  1. Арушанова А.Г.   Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-синтез, 1999  
  2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.  Искусство общения с ребёнком от года до 6 лет: Совет психолога, - М.: АРКТИ, 2004
  3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.  Ступени общения: от года до 6 лет. -  М., 1996
  4. Гарифуллина И.В. Метод проектов как способ организации жизни дошкольников/ Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве// Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции – СПб.: Союз, 2007.
  5. Лисина М.И. Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии (под ред. Лисиной М.И.) М., 1980
  6. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание. 1973. №11
  7. Рузская А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание №3 1988

 8.           Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.,      

                 1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Доклад из опыта работы « Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...

Презентация Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...

Проектная деятельность, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики,  так как познавательная деятельность  пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятель...

Проектная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

В статье раскрываются особенности работы над развитием связной речи через проектную деятельность. Описана работа над связной речью во всех образовательных областях....