Консультация для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы в детском саду»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы в детском саду»
Консультацию подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Жукович Светлана Анатольевна
Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…». Шахматы - очень древняя игра. Появилась в Индии, примерно 2000 лет назад.
Игра в шахматы - один из лучших способов развития интеллектуальных способностей у детей. Эта игра прекрасно развивает логику, повышает концентрацию внимания, развивает память и заставляет мозг работать. Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности.
Для организации игр с детьми по шахматам вам понадобятся знания основных правил игры, умение донести их до дошкольника через игру. В дошкольном возрасте ребенок должен иметь элементарный уровень владения игрой, чтобы он к знал названия фигур, их ход, взятие других фигур, а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход.
Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:
- умение сосредоточиться и принять решение;
- умение решать задачи;
- развивается пространственное, логическое мышление;
- тренируется память;
- появляется ответственность за свои ходы;
- повышается самооценка, уверенность в себе.
Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами.
Игра шахматы признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Дети очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.
А также эта игра воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.
Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.
Итак, как же организовать такую работу, чтобы она была продуктивна.
Во-первых, для ознакомления детей с шахматной доской лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге «Шахматы для самых маленьких», но можно придумать свои истории.
Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и по чаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.
В-третьих, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.
В-четвертых, конечно же, иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров.
В течение года с детьми следует проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные формы работы.
Посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях обязательно проводите физкультминутки, (например - покажи горизонталь, вертикаль), подвижные игры согласно теме занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность, разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Сделай так».
Каждое занятие по шахматам завершайте подведением итогов по определённой теме. Это могут быть аппликации, раскраска шахматной доски и т.п.
На занятиях по шахматам нужно ставить себе цель не только научить детей ориентироваться на шахматной доске, запоминать название фигуры и её ход, но и думать на несколько ходов вперед в уме, предугадывая действия противника.
Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуется со старшего дошкольного возраста - с 5-7 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно-образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся усидчивы, (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20-25 минут) и способны играть по установленным правилам.
Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шахматы можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться.
Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно.
Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, затем познакомить с фигурами, после чего, научить правильно расставлять шахматные фигуры на игровом поле и так далее.
Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать.
Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шахматы и решение простых шахматных задач) и игровая (игры соревновательного характера).
Главное правило - нет проигравших, просто сегодня ты просто не выиграл!
Играйте в шахматы со своими детьми! Это доставит им удовольствие! А главное являются залогом отличного школьного обучения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы».
Консультация для воспитателей«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы». Знаменитый советский педагог В. А. Сухо...
Педагогический опыт "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, через организацию игр в шашки, шахматы"
Целью педагогического опыта является теоретически обосновать и практически доказать, что систематические занятия игрой в шашки и шахматы способствуют более эффективному развитию логического мышления у...
Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-познавательную игру "Что?Где?Когда?".
Аннотация: данная методическая разработка создана с целью организации и проведения интеллектуально-познавательной игры «Что? Где? Когда? по формирования математических представлений, и может быт...
Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...
Рабочая программа социального педагога по выявлению и развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением поведения
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа в данном н...
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через технику «друдлы»
Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Предлагалось масса ответов и, как правило, правильным считался самый необычный ответ, который даже не мог никому прийти в...