Каким быть дошкольному детству?»
учебно-методический материал по теме

Серикова Галина Вячеславовна

изучение Федерального образовательного стандарта дошкольного образовани с педагогическим коллективом детских садов.

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, «С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой — повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования АлександраАсмолова.

Как рассказал А. Асмолов: «В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.

В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта — поддержка разнообразия ребенка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Центральная психодидактическая технология стандарта — это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок — человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon serikova_g.v._-_novaya.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО!» Сентябрь 2013 г.

Слайд 2

Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, т.е. право любого человека на качественное образование. ФГОС - система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.

Слайд 3

Зачем нужен ФГОС дошкольного образования? — Это требование Закона «Об образовании в РФ» — дошкольное образование признано уровнем образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами. Сегодня действуют федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию, которые были разработаны несколько лет назад. ФГТ состоят из двух частей — требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и требований к условиям ее реализации. Стандарт отличается от ФГТ тем, что в нем должны быть еще и требования к результатам, — это принципиальное новшество. 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Слайд 4

1.2. В настоящем Стандарте используются следующие основные понятия: Взрослые – родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации. Группа – основная структурная единица, создаваемая в Организациях или вне их с целью освоения детьми основной образовательной программы. Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Индивидуализация образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Возраст детей – младенческий (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 7 лет). Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Слайд 5

1.3. Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы: поддержки специфики и разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности; -осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. В Стандарте учтены: ● особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; ● возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Слайд 6

1.4. Основные принципы дошкольного образования: -полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения ( амплификации) детского развития; - индивидуализации дошкольного образования ; -содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; -поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; -партнёрства Организации или индивидуального предпринимателя с семьёй; -приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; -формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности ; - возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учёта этнокультурной ситуации развития детей; - занятия требованиями к условиям реализации Программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребёнка, ключевого места в структуре Стандарта.

Слайд 7

1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: -повышение социального статуса дошкольного образования; -обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; -обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; -сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Слайд 8

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: -охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; -обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); -обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; -создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Слайд 9

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; - обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

Слайд 10

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: - формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; -определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Слайд 11

1.8. Стандарт устанавливает требования: - к структуре Программы и ее объёму; - к условиям реализации Программы; - к результатам освоения Программы.

Слайд 12

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в пункте 1.6 Стандарта.

Слайд 13

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.3. Программа направлена на: создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития , развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; -на создание развивающей образовательной среды

Слайд 14

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.5. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: -социально ‑коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно ‑эстетическое развитие; -физическое развитие.

Слайд 15

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему Социально -коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Слайд 16

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 17

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 18

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора ; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Слайд 19

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Слайд 20

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.6. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности: ‑ в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; ‑ в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Слайд 21

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему ‑ для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора , самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Слайд 22

II . Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему 2.7. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; -характер взаимодействия со взрослыми; - характер взаимодействия с другими детьми; -система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому. 2.8. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.4 Стандарта).

Слайд 23

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.1. Требования к условиям реализации Программы включают: - требования к психолого-педагогическим условиям, - кадровым, - материально-техническим - финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Слайд 24

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: ● гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; ● обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников; ● способствует профессиональному развитию педагогических работников; ● создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; ● обеспечивает открытость дошкольного образования; ● создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Слайд 25

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

Слайд 26

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Слайд 27

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 28

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.2.3. Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: ● индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); ● оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Слайд 29

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.2.5. У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают : 1) обеспечение эмоционального благополучия через : ● непосредственное общение с каждым ребёнком; ● уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через : ● создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; ● создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, ● недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

Слайд 30

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях: ● создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; ● развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками ● развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности ● установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (встречи и прощания, гигиенических процедур, приемов пищи, дневного сна), непосредственной образовательной деятельности и пр., предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме ;

Слайд 31

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника , через: ● создание условий для овладения культурными средствами деятельности; ● организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества; ● поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; ● оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей. 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Слайд 32

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.2.7. Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми‑ инвалидами , осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Слайд 33

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования В целях оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в младенческом и детском возрасте с момента выявления у них нарушений развития различных функций или риском их возникновения в более старшем возрасте в Организациях и у индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, может создаваться служба ранней помощи.

Слайд 34

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.2.7. Организация и индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление образовательной деятельности, должны создавать возможности: ● для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности; ● для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; ● для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Слайд 35

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Слайд 36

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: ● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; ● в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

Слайд 37

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Слайд 38

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.4. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.4.1. Реализация Программы должна обеспечиваться педагогическими работниками, соответствующими квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638).

Слайд 39

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают: 1) требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; 2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности; 3) оснащённость помещений для работы медицинского персонала в Организации; 4) оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; 5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы)).

Слайд 40

II . Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.6. Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.6.2. Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат субъектов Российской Федерации на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня. Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяются в соответствии со Стандартом, с учётом типа Организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, вида Организации, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности ….

Слайд 41

Не образовательный результат , а именно формирование у ребенка жизненно важных базовых ценностей культуры мира. Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира , рост вопросов зачем?, почему?, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т.п.) Любой стандарт предполагает какой- то результат, то есть если вводится стандарт, то предполагается, что этот стандарт что- то изменит в системе воспитания и мы получим тот или иной планируемый результат. Так вот таким результатом, подчеркивают разработчики, должна стать социализация детей.

Слайд 42

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; К началу дошкольного возраста (к 3 годам) Целевые ориентиры ДО - возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.

Слайд 43

ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

Слайд 44

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; К началу дошкольного возраста (к 3 годам) К завершению дошкольного образования (к 7 годам)

Слайд 45

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; К началу дошкольного возраста (к 3 годам) К завершению дошкольного образования (к 7 годам)

Слайд 46

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; К началу дошкольного возраста (к 3 годам) К завершению дошкольного образования (к 7 годам)

Слайд 47

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. К началу дошкольного возраста (к 3 годам) К завершению дошкольного образования (к 7 годам)

Слайд 48

4.7. В целом образовательная работа семей, организаций и лиц, реализующих Программу должна быть направлена на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка как целевых ориентиров дошкольного образования. Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности ; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Слайд 49

определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу. не подлежат непосредственной оценке , в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей . Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. (Закон «Об Образовании в РФ» ст. 64) выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования . При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Слайд 50

являются ориентирами для: ● учредителей Организаций для построения образовательной политики с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; ● педагогов и администрации Организаций для решения задач : – формирования Программы; – анализа своей профессиональной деятельности ; – взаимодействия с семьями воспитанников; ● авторов образовательных программ дошкольного образования; ● исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; ● родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; ● широкой общественности.

Слайд 51

не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач , включая: ● аттестацию педагогических кадров; ● оценку качества образования; ● оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); ● оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; ● распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Слайд 52

По словам заместителя декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольги Карабановой, риски есть, и главный – не опуститься до формальных оценок и буквального понимания этих показателей. Как она пояснила, ключевая цель нового стандарта – стать навигатором, ориентиром для педагогов ДОУ , чтобы они сумели вовремя распознать и скорректировать трудности в развитии детей на ранней стадии, направить их к специалистам (психологам, логопедам и т.д.), грамотно выполнить их рекомендации. Данные требования уже прописаны в проекте профессионального стандарта педагогов дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким быть должен воспитатель.

Не судите строго,по пыталась  сочинить стих о своей любимой профессии!  Каким быть должен воспитатель?Конечно, добрым должен быть!Любить детей, любить ученье,Свою профессию любить!Каким...

Эссе "Каким быть должен воспитатель?"

35 лет я отдаю свое сердце, душу маленьким человечкам, которые уже взрослыми, состоявщимися людьми приходят ко мне со словами благодарности, приводят в мою группу своих детей. Каждый, кто хочет ...

Эссе "Каким быть должен воспитатель?"

« Обыкновенное чудо может произойти с каждым», - утверждал автор одноименной сказки Евгений Шварц. Моя дорога к чуду – овладению замечательной профессией педагога - началась.Выбрав профессию воспитате...

Эссе по теме: «Целевые ориентиры в условиях стандартизации дошкольного образования». «Каким быть дошкольному детству?».

На самом деле многие задаются этим вопросом. Но никто не может с точностью сказать, что оно должно быть именно таким, и ни каким другим.Если учитывать современные тенденции, то можно предположить, что...

Кем быть ? Каким быть? Совместная деятельность родителей с детьми.

Данный материал позволяет родителям обратить внимание на вопрос ранней профориентации дошкольника, повысить  интерес к совместному взаимодействиию не только  со своим ребенком ,но и с дошкол...

Проект по профориентации детей младшего возраста на тему: «Кем быть, каким быть?»

Цель проекта - освоение знаний и представлений о труде взрослых посредством творческой и игровой деятельности....