Родитель тоже педагог
статья по теме
Детство – уникальный период в жизни человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Развиваться как самостоятельная творческая личность ребенок может лишь тогда, когда уверен, что его поймут, чутко отнесутся к его склонностям и интересам. Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жизненную опору. Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у ребенка. На определенном жизненном этапе малыш поступает в детский сад, попадает в окружение новых взрослых и сверстников. Наступает ответственный период для взрослых – период объединения усилий на благо ребенка. Установление сотрудничества позволяет родителям лучше узнать малыша, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Модель сотрудничества ДОУ с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Инициатором установления сотрудничества выступает педагогический коллектив ДОУ, поскольку профессионально подготовлен к образовательно – воспитательной работе, а, следовательно, понимает, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагоги сознают, что такое сотрудничество в интересах ребенка необходимо, и в этом необходимо убеждать родителей. Сотрудничество педагогов нашего ДОУ основывается на равенстве позиций партнеров, уважительном отношении друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль нашего ДОУ в семейном воспитании. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Педагогическим коллективом разработана программа по установлению сотрудничества дошкольного учреждения и родителей. Определена миссия ДОУ - «Родитель тоже педагог».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_roditel_tozhe_pedagog.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Родитель тоже педагог».
№ п/п | Основополагающие направления деятельности | Реализация направлений |
1 | В единении – сила. | - единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей; - обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа опыта семейного воспитания, а также контингента родителей; - преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи, формирования у родителей практических умений и положительного отношения к этой задаче; - использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи; - привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями. |
2 | Растим достойных граждан великой страны! | - знакомство родителей (законных представителей) с Конвенцией о правах ребенка; - помощь в решении социальных проблем семьи; - анкетирование родителей (законных представителей) по проблеме защиты прав ребенка; - контролирование детско – родительских отношений в группе риска; - проведение профилактических мероприятий; - оформление информационных стендов в фойе «Конвенция о правах ребенка глазами детей», в группах для старших дошкольников – «Ваши права»; - тренинги «Наказания и поощрения», «Что делать с капризными детьми», «Гиперактивный ребенок», «Игротерапия для особых детей». |
3 | Родитель – первый педагог. | - беседа юриста на общем родительском собрании «Родительская ответственность»; - формирование понимания родительства как необходимого условия личностного роста взрослого человека посредством бесед, информационного материала; - работа «Школы будущих мам», где профессиональные педагоги обучают будущих мам общению с детьми еще во внутриутробном периоде; - работа «Школы молодых родителей», где консультируют педагоги, медицинские работники по вопросам развития, обучения и воспитания детей. |
4 | «Все начинается с любви …». | Развивающая среда групп: - изучение истории семьи: семейные альбомы, семейные газеты, генеалогическое древо; - зона эмоциональной направленности: «Мое настроение»; - игротека эмоциональной направленности; - тренинги на тему «Что значит любить ребенка», «Создание ситуации успеха»; совместное составление проекта «Успешный ребенок»; семинары – практикумы с проведением психогимнастических упражнений, игр. -проведение «Дня добрых дел»; -проведение совместных праздников: «День семьи», «День матери», «Мисс очарование», музыкально – литературные композиции, посвященные знаменательным событиям. |
5 | «Через движение, игру и музыку – к воспитанию здорового человека ». | - центры здоровья в группах ДОУ; - оборудование для проведения профилактических и закаливающих мероприятий, изготовленные совместно с родителями: индивидуальные коврики, коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия, разные виды массажеров, индивидуальные скамеечки. - картотеки коррекционных гимнастик (артикуляционной, пальчиковой, мимической, для глаз), народных подвижных игр; - тренирующая игровая дорожка; - «Неделя здоровья»; - совместные праздники «Праздник здоровья», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Спартакиады», мини – походы; - спортивные мероприятия района «Молодежь выбирает спорт»; - выявление опыта семейного воспитания по формированию здорового образа жизни. |
6 | «Грамоте учиться – всегда пригодиться» | - создание информационного банка, включающего пакет нормативно – правовой документации, методической литературы, методические рекомендации для родителей по организации воспитательно – образовательного процесса; - работа консультационного пункта «Веселый язычок», где оказывается консультационная помощь родителям по проблеме детей, имеющих нарушения речи; - информирование родителей через организацию рекламной деятельности: публикации статей в газете «Красное Приволжье», сайте dou1ds1raduga/ru@mail.ru; - информационное поле, включающее переписку педагогов и родителей; - «горячая линия» ( разговор по телефону 1 раз в квартал с заведующим ДОУ); - показ видеороликов в День открытых дверей. |
7 | «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья» | - занятия в родительском клубе общения детей и взрослых, где осуществляется психолого – педагогическое консультирование семьи, информирование о методической литературе, проводятся тренинговые занятия « Азбука общения», «Коли семья вместе, то и душа на месте». Встречи со специалистами по проблемам общения и развития детей: психологами, врачами, дефектологами, учителями; цикл обучающих семинаров «Родитель родителю». |
8 | Путь к творчеству – путь к развитию. | Фестиваль с участием родителей «От сказки – к сказке, от куклы – к кукле». Совместное участие в конкурсах поделок, игрушек, рисунков в ДОУ: «Умелые руки не знают скуки», «Когда рисуют дети в мире исчезают границы», «Лучшая детская книга», «Прекрасное и нужное своими руками», в округе «Новогодняя игрушка», «Русь моя родная», «Я выбираю спорт», в регионе «Зеленая планета». |
Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательно – образовательному процессу, стремление и умение понимать ребенка, оказывать ему помощь выражается в том, что родители с желанием посещают занятия в группах, участвуют в конкурсах, смотрах, выставках, праздниках. Количество членов клуба общения детей и взрослых ежегодно растет. На начальном этапе функционирования клуб посещали 15 семей. На данный момент посещают 57 семей (30% от общего количества семей в ДОУ).
Общественное мнение родителей выражается в позитивной оценке деятельности ДОУ, в выражении благодарности в адрес всего коллектива и администрации (статьи в газете «Красное Приволжье» №74 от 19.09.2008, № 83 от 21.10.2009,№89 от 7.12.2010, № 90 от 07.12.2012), (сайт dou1ds1raduga/ru@mail.ru), в признании созданных в ДОУ благоприятных психолого – педагогических условий для развития детей, в желании привести в ДОУ последующих детей.
Литература.
1.Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е., Асланова Ю., Уварова Г.. Детский сад и семья: возможности социального партнерства. Дошкольное воспитание № 12, 2011
2.Бурсова Н. Выставка «Умелые ручки».Вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс, разнообразные формы их участия в различных мероприятиях.
Дошкольное воспитание № 10, 2010
3.Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. "Детский сад и семья: Методика работы с родителями" Из- во Мозаика – Синтез, 2007
4.Селезнева И. Семейный клуб. Дошкольное воспитание № 12, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический педсовет с использованием компетентного подхода по работе с родителями и педагогами на тему «Безопасность глазами детей, родителей и педагогов».
Цель педагогического совета была такова: совершенствовать совместную работу педагогов и родителей по формированию безопасного образа жизни у детей. ...
Мои родители тоже ходили в детский сад
фотовыставка в рамках проекта "День дошкольного работника"...
Родители тоже плачут или почему детям полезно видеть наши слёзы
Рекоендации родителям...
Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...
консультация и презентация для родителей и педагогов " Дети ОВЗ. Принятие родителем и педагогом"
Презентация и консультация " Дети ОВЗ. Принятие родителем и педагогом" подойдёт для просмотра педагогам и родителям как в детском саду так и в школе. Тема принятия ребёнка ОВЗ актуальна в на...
Консультация для педагогов. "Урегулирование конфликта в ДОУ между родителями и педагогом " «Беспокойные родители»
Медиация - это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица (медиатора). А медиатор - нейтральная, беспристрастная...
Сценарий спортивного КВН между родителями и педагогами «Педагоги и родители – спортсмены высший класс» (ко Дню 8 марта).
Цель: создать праздничное настроение, уютную, домашнюю обстановку, привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, помочь лучше узнать друг друга, воспитывать тёплый, нравстве...