консультация и презентация для родителей и педагогов " Дети ОВЗ. Принятие родителем и педагогом"
презентация
Презентация и консультация " Дети ОВЗ. Принятие родителем и педагогом" подойдёт для просмотра педагогам и родителям как в детском саду так и в школе. Тема принятия ребёнка ОВЗ актуальна в наше время, а противоположное непринятие напрямую может привести к буллингу, который к сожалению существует не только в школе , но и в ДОУ. В этой работе представлена методика принятия ребёнка, которая может помочь в работе с детьми педагогу и родителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkdou_ozerskiy_detskiy_sad1.pptx | 1.79 МБ |
kons._prinyatie_reb.docx | 394.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети ОВЗ Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий. Федеральный закон №273 "Об образовании в РФ"
Категории детей с ОВЗ: Дети с нарушениями слуха; Дети с нарушениями зрения; Умственно отсталые; Дети с ЗПР; Аутичные дети (или с РДА); Дети с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата; Дети с нарушениями речи; Дети со сложным дефектом.
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире; Темп выполнения заданий очень низкий; Нуждается в постоянной помощи взрослого; Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); Низкий уровень развития речи, мышления; Трудности в понимании инструкций; Инфантилизм; Нарушение координации движений; Низкая самооценка;
Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении; Высокий уровень психомышечного напряжения; Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Сложности с социальной адаптацией: замедляются процессы усвоения, воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если: все дети, включенные в образовательный процесс показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков); адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение; получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой. родители детей с ОВЗ понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду; полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей; проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении; включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Что такое принятие? Принятие – это способность видеть себя или другой принимаемый объект целиком, со всеми «хорошими» и «плохими» сторонами. Принятие является залогом высокого качества жизни и душевного здоровья, поэтому каждый человек должен стремиться к нему . Принимать ребёнка- это увидеть, признать, внутренне согласиться и только после этого направить ребёнка, подсказать, поддержать, скорректировать. Это не значит позволять всё ( гуманная вседозволенность, медленная деградация), пусть растёт не буду вмешиваться, лишь бы меня не трогал. Ваш ребенок( ученик) уникален и неповторим! Он имеет свой набор качеств, которых нет больше ни у кого. Все, что есть в нём , – это частичка родителей: мамы и папы. Уже за это нужно любить своего ребенка и принимать все его особенности. В этом заключается безусловное принятие ребенка.
Правила безусловного принятия: Я люблю своего ребенка, потому что это МОЙ ребенок. Я принимаю ребенка таким, какой он есть. Мой ребенок хороший, хотя и может иногда поступать плохо. Плох не ребенок, а поступок. Я верю в то, что у моего ребенка много достоинств, главное – их найти. Я хочу, чтобы он нашел себя в жизни.
2 состояния из которых мы общаемся с ребёнком( учеником) Состояния принятия и любви. Дети сами начинают нас слышать и меняться. Состояние растерянности, тревоги, страха, раздражения, фрустрации, саможаления . Что не вписывается в наши стандарты. Это только портит отношения, результат- ноль, мотивации у ученика ноль.
Основные причины не принятия ребёнка. ( ученика) Почему не принимаем? Концентрируем своё внимание на отрицательных качествах , на том , что нужно изменить. Это колоссальная ошибка . Считаем. Что мир в лице других людей не примет ребёнка с недостатками особенностями. Будет низкая самооценка. Готовим ребёнка к встрече наших трудностей , а не его трудностей, что когда-то нам было трудно, причинило боль. Стараемся уберечь ребёнка от опасностей, от трудностей, сообщаем , что мир не безопасен. Не делаем ребёнка сильнее, не даём проживать его жизнь. Проецируем свои тревоги на ребёнка.
Почему не принимаем ребенка? Из-за суррогатов любви. У мамы в голове есть план « каким должен быть мой ребёнок» Страхи, Вина, злость Свои проблемы, травмы Прессинг общества, Сложившиеся стереотипы
Принятие ребёнка ОВЗ Инклюзивное образование В силу своего возраста, особенностей, ограниченных возможностей ребёнок ОВЗ не в состоянии изменить себя, подстроиться , приспособиться под среду. Поэтому только взрослые участники педагогического процесса родители, педагоги имеют возможность изменить, помочь работать системе с не совсем правильной шестерёнкой.
Если всё-таки родитель и (или) педагог не принимают ребёнка? Непринятие ребёнка Приводит к виктимному поведению(поведению жертвы) или провокатора буллинга (неприятия). Такой ребёнок может стать жертвой буллинга . Буллинг и моббинг как раз есть синонимы непринятия индивидума .
Последствия непринятия Непринятие Виктимное поведение Жертва буллинга
Техника принятия ребёнка( ученика) Написать список: какие качества характера, поступки, особенности поведения не принимаете в ребенке( ученике) Напротив каждого пункта: вспомнить , что здесь про вас (это не сравнение с собой в детстве или в настоящем времени). Здесь необходимо написать, какие ваши страхи, сомнения мешают принять то или иное качество характера, поступок, особенность поведения ребенка. Например : Не принимаю медлительность - боюсь, что ребёнок всегда будет опаздывать, в школе из-за этого будут проблемы . Насколько это нужно корректировать в ребенке (по вашему мнению) Почему это есть у ребенка (по вашему мнению)
17 фишек, которые помогут стать увереннее вашему ребёнку . От психолога Натальи Куковеровой Верить самим в своего ребёнка. Старайтесь всегда понять своего ребёнка. Внимание на позитив. Признавайте свои ошибки, просите прощение. Дайте ребёнку проявлять самостоятельность. Не вешайте ярлыки. Учите справляться со страхами. Устанавливайте границы и учите соблюдать правила. Поддерживайте своего ребёнка через канал восприятия. Занимайтесь совместными делами. Не сравнивайте ребёнка с другими. Найдите и развивайте таланты. Развивайте общительность. Не конфликтуйте при ребёнке. Научите ребёнка спокойно относиться к своим ошибкам. Задавайте вопросы, ведите диалог. Сами станьте примером уверенности.
Подведём итоги Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей . Считает воспитатель Марина Александровна Назарова Отношение к детям ОВЗ является лакмусовой бумажкой микроклимата в классе, группе.
Считает Татьяна Черниговская Подводя итог этой непростой теме, отметим, не требуйте от ребенка больше, чем то, на что он способен. И если в вашей семье есть примеры, когда родители, бабушки или дедушки являются профессионалами в той или иной сфере, ребенок не обязан повторять их путь. У него свой набор генов. И задача внимательных папы и мамы – увидеть персональные устремления малыша и помочь их развить . ( Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ .)
Спасибо за внимание!
Литературные источники и интернет ресурсы: https ://www.b17.ru/article/337854/#:~:text= Дети%20с%20ОВЗ%20(Ограниченными%20возможностями,образования%20без%20создания%20специальный%20условий https ://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/prinyatie-v-psixologii.html#:~:text= Принятие%20–%20это%20способность%20видеть,всеми%20«хорошими»%20и%20«плохими»% 20сторонами https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/prinyatie-rebenka-osnova-ego-vospitaniya/tps://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/08/bezuslovnoe-prinyatie-rebenka https://www.omsk.kp.ru https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2020/02/12/kompleks-uprazhneniy-na-prinyatie-rebyonka/daily/26770.4/3802116/ https :// www.baby.ru/journal/chernigovskaya-o-detyah-geniev/ https :// infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-podgotovka-detskogo-kollektiva-k-prinyatiyu-detej-s-ovz-4084006 . htmlhttps ://kukoverova.ru/
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Озёрский детский сад»Тальменского района Алтайского края
Консультация
Дети ОВЗ. Принятие ребёнка родителем и педагогом
Автор-составитель:
педагог-психолог
Перевозчикова Ольга Викторовна
Озёрки
2022 г.
План.
- Понятие: дети ОВЗ.
- Категории детей ОВЗ.
- Проблемы, характеризующие детей ОВЗ.
- Инклюзивная практика.
- Принятие детей.
- Причины непринятия ребенка.
- Последствия непринятия ребенка.
- Техника принятия ребенка.
- 17 фишек, повышающих уверенность ребенка.
- Вывод.
- Источники.
Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий.
Федеральный закон №273 "Об образовании в РФ"
К категориям детей с ОВЗ относятся:
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие).
Дети с нарушением речи.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Дети с расстройствами аутистического спектра.
Дети с задержкой психического развития.
Дети с умственной отсталостью.
Дети с ТНР
У детей с ОВЗ существуют типичные затруднения, общие проблемы для всех нозологий:
- Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
- Темп выполнения заданий очень низкий;
- Нуждается в постоянной помощи взрослого;
- Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
- Низкий уровень развития речи, мышления;
- Трудности в понимании инструкций;
- Инфантилизм;
- Нарушение координации движений;
- Низкая самооценка;
- Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
- Высокий уровень психомышечного напряжения;
- Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
- Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
- У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
- Сложности с социальной адаптацией: замедляются процессы усвоения, воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений.
Какие психологические условия нужны для того, чтобы включить ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс? Не говоря о создании специальных условий, кадрах и АООП.
Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:
все дети, включенные в образовательный процесс
показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;
получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.
родители детей с ОВЗ
понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;
проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;
включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Выделены слова приняты коллективом и родитель видит перспективу ребёнка. Основа успешного воспитания как родителем, который первичен и принимает или не принимает ребёнка пришедшего в этот мир, так и педагогом и детским коллективом. Что такое принятие?
Принятие – это способность видеть себя или другой принимаемый объект целиком, со всеми «хорошими» и «плохими» сторонами. Принятие является залогом высокого качества жизни и душевного здоровья, поэтому каждый человек должен стремиться к нему. Принимать ребёнка- это увидеть, признать, внутренне согласиться и только после этого направить ребёнка, подсказать, поддержать, скорректировать. Это не значит позволять всё или покупать (гуманная вседозволенность, медленная деградация), пусть растёт не буду вмешиваться или что-нибудь пообещаю, лишь бы меня не трогал.
Ваш ребенок(ученик) уникален и неповторим! Он имеет свой набор качеств, которых нет больше ни у кого. Все, что есть в нём, – это частичка родителей: мамы и папы. Уже за это нужно любить своего ребенка и принимать все его особенности. В этом заключается безусловное принятие ребенка.
Правила безусловного принятия:
- Я люблю своего ребенка, потому что это МОЙ ребенок.
- Я принимаю ребенка таким, какой он есть.
- Мой ребенок хороший, хотя и может иногда поступать плохо. Плох не ребенок, а поступок.
- Я верю в то, что у моего ребенка много достоинств, главное – их найти.
- Я хочу, чтобы он нашел себя в жизни
Существует 2 состояния из которых мы общаемся с ребёнком
(учеником):
- -Состояния принятия и любви. Дети сами начинают нас слышать и меняться.
- -Состояние растерянности, тревоги, страха, раздражения, фрустрации, саможаления. Что не вписывается в наши стандарты. Это только портит отношения, результат ноль, мотивации у ученика ноль.
К основные причинам непринятия ребёнка(ученика) относятся: Почему не принимаем?
-Концентрируем своё внимание на отрицательных качествах, на том, что нужно изменить. Это колоссальная ошибка.
-Считаем. Что мир в лице других людей не примет ребёнка с недостатками особенностями. Будет низкая самооценка.
-Готовим ребёнка к встрече наших трудностей, что когда-то нам было трудно, причинило боль.
-Стараемся уберечь ребёнка от опасности от трудностей, сообщаем, что мир не безопасен. Не делаем ребёнка сильнее, не даём проживать его жизнь.
-Проецируем свои тревоги на ребёнка.
Принятия как главный принцип воспитания
Дети не всегда ведут себя так, как нам хочется. Важно понять, что именно в общении нужно изменить, чтобы сделать его продуктивным. Вам помогут наши рекомендации.
- Ищите подход к ребенку. Сначала поймите, что ждете от него вы, а затем объедините это с возможностями ребенка. Возможно, ребенок обладает определенным типом восприятия информации, плохо воспринимая ее на слух, или ему трудно усвоить большой текст сразу – ему требуются пошаговые инструкции. Постоянно учитывайте его особенности.
- Говорите с ребенком на одном языке. Ребенок что-то не понимает, потому что ему плохо объясняют. Учитесь говорить с детьми на их языке.
- Наблюдайте за ребенком. Люди часто говорят не то, что думают, и скрывают эмоции. Это относится и к детям. Детям трудно скрыть свои эмоции, и при наблюдении становится очевидным, что нравится ребенку, что вызывает у него негатив, а что откровенно ранит.
- Откажитесь от нереальных задач. Нужно ли мучить ребенка музыкальными занятиями, если у него нет слуха? Ответ очевиден. Это правило должно соблюдаться во всех сферах деятельности. Откажитесь от собственных идей и ожиданий. Важно то, что может ваш ребенок, а не то, что ждете вы.
- Воспитание не имеет временных ограничений. Воспитание не заключается в нотациях. Воспитательный процесс протекает постоянно – даже тогда, когда ребенка нет рядом. Дети имеют свойство меняться. С возрастом меняются характер, внешность, интересы и склонности ребенка. Учитывайте эти изменения в процессе воспитания.
- Устанавливайте для ребенка личные границы. Безусловное принятие не означает вседозволенности. Не отказывайтесь от требований к своим детям. Ребенок должен понимать границы своей дозволенности.
Примите ребенка таким, какой он есть, и вы научите его принимать себя. Это очень важно для его будущего. Взрослый человек, знающий свои особенности, интересы, способности, имеет больше шансов быть счастливым и успешным.
В силу своего возраста, особенностей, ограниченных возможностей ребёнок ОВЗ не в состоянии изменить себя, подстроиться, приспособиться под среду. Поэтому только взрослые участники педагогического процесса родители, педагоги имеют возможность изменить, помочь работать системе с не совсем правильной шестерёнкой.
К основные причинам непринятия ребёнка(ученика) относятся:
Почему не принимаем?
-Концентрируем своё внимание на отрицательных качествах, на то , что нужно изменить. Это колоссальная ошибка.
-Считаем. Что мир в лице других людей не примет ребёнка с недостатками особенностями. Будет низкая самооценка.
-Готовим ребёнка к встрече наших трудностей, что когда-то нам было трудно, причинило боль.
-Стараемся уберечь ребёнка от опасностей от трудностей, сообщаем, что мир не безопасен. Не делаем ребёнка сильнее, не даём проживать его жизнь.
-Проецируем свои тревоги на ребёнка
. Если всё-таки родитель и (или) педагог не принимают ребёнка?
-Непринятие ребёнка
- Может привести к виктимному поведению, поведению жертвы или провокатора буллинга, неприятия.
- Такой ребёнок может стать жертвой буллинга.
Рассмотрим технику принятия ребёнка предложенную детским психологом Натальей Куковеровой.
Техника принятия ребёнка( ученика)
- Написать список: какие качества характера, поступки, особенности поведения не принимаете в ребенке( ученике)
- Напротив каждого пункта: вспомнить, что здесь про вас (это не сравнение с собой в детстве или в настоящем времени).
Здесь необходимо написать, какие ваши страхи, сомнения мешают принять то или иное качество характера, поступок, особенность поведения ребенка.
Например: Не принимаю медлительность - боюсь, что ребёнок всегда будет опаздывать, в школе из-за этого будут проблемы.3. - Насколько это нужно корректировать в ребенке (по вашему мнению)
- Почему это есть у ребенка (по вашему мнению)
Каким образом можно повысить уверенность ребёнка в себе?
17 фишек, которые помогут стать увереннее вашему ребёнку.
От детского психолога Натальи Куковеровой
- Верить самим в своего ребёнка.
- Старайтесь всегда понять своего ребёнка.
- Внимание на позитив.
- Признавайте свои ошибки, просите прощение.
- Дайте ребёнку проявлять самостоятельность.
- Не вешайте ярлыки.
- Учите справляться со страхами.
- Устанавливайте границы и учите соблюдать правила.
- Поддерживайте своего ребёнка через канал восприятия.
- Занимайтесь совместными делами.
- Не сравнивайте ребёнка с другими.
- Найдите и развивайте таланты.
- Развивайте общительность.
- Не конфликтуйте при ребёнке.
- Научите ребёнка «любить» ошибаться.
- Задавайте вопросы, ведите диалог.
-Я глубоко убеждена, что взаимодействие обычных детей и ребят с отклонениями в развитии способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как нормальных членов общества. А включенность в среду здоровых сверстников воспитанников с ОВЗ расширяет круг общения этих ребят, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.
Считает воспитатель Марина Александровна Назарова.
-Совершим экскурс в историю. Широко известно древнее государство Спарта или Лакония, в котором убивали младенцев, которые по мнению общества были физически неполноценными. В этом государстве была одна профессия военный если выражаться современным языком. Другая область Древней Греции Аттика придерживалась другого мнения, физически неполноценного младенца не обязывали уничтожать и кроме военных походов можно было найти себя в других областях. Поэтому о Спарте остались лишь воспоминания, а Аттика стала колыбелью современной цивилизации.
-…не требуйте от ребенка больше, чем то, на что он способен. И если в вашей семье есть примеры, когда родители, бабушки или дедушки являются профессионалами в той или иной сфере, ребенок не обязан повторять их путь. У него свой набор генов. И задача внимательных папы и мамы – увидеть персональные устремления малыша и помочь их развить.
Считает Татьяна Черниговская
(Советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических наук, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель высшего образования и Заслуженный деятель науки РФ. Профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, заведующая лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ.)
Спасибо за внимание!
Литературные источники и интернет ресурсы:
https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/prinyatie-rebenka-osnova-ego-vospitaniya/tps://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/08/bezuslovnoe-prinyatie-rebenka
https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskienauki/library/2020/02/12/kompleks-uprazhneniy-na-prinyatie-rebyonka/daily/26770.4/3802116/
https://www.baby.ru/journal/chernigovskaya-o-detyah-geniev/
.htmlhttps://kukoverova.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"
Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...
Консультация для родителей и педагогов "Дети с ОВЗ и дети-инвалиды. В чем разница?"
В консультации даны разъяснения понятий "Дети с ОВЗ" и "Дети-инвалиды", перечислены нарушения развития, относящиеся категории детей с ОВЗ, даны разъяснения по присвоению малышу той...
Консультация для родителей и педагогов детей с РАС "Как играть с ребёнком РАС?"
В данной коесультации содержатся примеры игр, в которых дети с РАС охотно участвуют....
Консультация для родителей и педагогов. ДЕТИ ПОКОЛЕНИЯ Z: КАК ИХ ВОСПИТЫВАТЬ?
Характеристика детей z. Приемы воспитания детей этого поколения....
Консультация для родителей и педагогов "Дети и деньги".
Информация для родителей о том, как учить детей правильно распоряжаться деньгими....
Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»
Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями»...