Консультация для педагогов. "Урегулирование конфликта в ДОУ между родителями и педагогом " «Беспокойные родители»
статья
Медиация - это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица (медиатора). А медиатор - нейтральная, беспристрастная, независимая третья сторона, способствующая конфликтующим в поиске взаимоудовлетворяющего решения и достижению договоренности о будущих отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediativnyy_podhod.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №86 Красносельского района Санкт-Петербурга
Урегулирование конфликта в ДОУ между родителями и педагогом
«Беспокойные родители»
Подготовила воспитатель: Федорова Надежда Вячеславовна
Санкт- Петербург 2022г.
На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как порой возникает немало сложных конфликтных ситуаций, которые приобретают в дальнейшем затяжной характер.
Медиация - это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица (медиатора). А медиатор - нейтральная, беспристрастная, независимая третья сторона, способствующая конфликтующим в поиске взаимоудовлетворяющего решения и достижению договоренности о будущих отношениях.
В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход поможет создать безопасную среду, которая будет способствовать предупреждению конфликтных ситуаций и благоприятному их разрешению.
При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми медиативный подход можно применять при обучении детей и родителей конструктивному поведению в состоянии конфликта, создавая условия для снижения уровня агрессии, формируя жизненную позицию сотрудничества у детей и взрослых. Медиативный подход обеспечивает человека уже на ранней стадии развития той мотивационной составляющей, которая будет определять его поступки в дальнейшем.
Применяя медиативный подход при взаимодействии с родителями, можно быстрее наладить диалог, избегая обвинительных слов и оценочных категорий. Слова могут разрядить или накалить обстановку, в зависимости от того, как их используют. Применяя медиативные техники можно эффективно наладить контакт, как с родителями, так и с детьми в ситуациях накаленного конфликта, либо использовать их как превентивные средства.
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.
Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.
Конфликты — это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления. Самое страшное в конфликте — это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть — главные чувства конфликтов. Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Страхи родителей
Страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком. Когда они видят, что малыш погружается в новую жизнь, в них просыпается настоящая ревность по поводу того, что их чадо теперь полностью им не принадлежит. Такая условная грань "борьбы" за детей действительно существует. В сознании же родителей может сложиться мнение, что воспитатель "навязывает" им свою точку зрения.
Особенности ребенка
Есть причина, косвенно разрушающая отношения между воспитателем и родителями, - это особенности самого ребенка. Если малыш хорошо подготовлен к детскому саду (вписывается в режим, умеет одеваться-раздеваться, самостоятельно кушать, приучен сидеть на занятиях, внимательно слушать, как правило, затруднений не возникает. Проблемы могут появиться, если родители вовремя не позаботились о том, чтобы правильно соотнести режим ребенка и детского сада, или если в семье ребенку уделялось повышенное внимание, его ни в чем не ограничивали, беспрерывно развлекали. В большом коллективе обеспечить ребенку привычное количество внимания и полную свободу невозможно, поэтому, не видя "должного" отношения со стороны взрослых в детском саду, такой ребенок испытывает неизбежные трудности и, как следствие, сильный стресс. Мама нервничает, стоит под дверью группы, постоянно плачет предполагая, что малыш капризничает и отказывается идти в детский сад, потому что там к нему плохо относятся. На самом же деле причина вовсе не в отношении к ребенку, а в том, что он не вписывается в режим детского сада и в коллектив детей.
Мальчик Миша только начал ходить в ясельную группу. Малыш всегда приходил без настроения. Он не плакал. Он был всегда агрессивно настроен. Начинал бегать по группе, раскидывать все игрушки. Кидался на всех детей. Когда я или второй воспитатель к нему подходили, хотели успокоить, взять на руки, он начинал плеваться, снимать обувь и швырять в воспитателей.
Тем временем мама стояла за дверью, наблюдая, что происходит. У неё каждое утро была истерика. Тем самым она ещё и провоцировала своего ребёнка.
Я только начинала работать воспитателем. Получала педагогическое образование, поэтому было сложно предотвратить конфликтную ситуацию.
Предмет конфликта – асоциальное поведение ребенка.
Участники (стороны) конфликта – педагог и родитель.
Интересы сторон. Педагог добивается собственного эмоционального благополучия, а также хочет наладить психологический комфорт в группе. Мама добивается безопасности и благополучия для своего ребенка, а также признания её родительской состоятельности в плане воспитания ребенка.
Позиции сторон. Педагог просит от родителей, чтобы они приняли активное участие в воспитании своего ребенка. Чтобы мама не стояла за дверью и не паниковала. Мама хочет, чтобы к её ребенку относились непредвзято, более дружелюбно. Брали на руки, носили по группе. Её абсолютно не волнует, что ребёнок агрессивно настроен.
Группа поддержки. Со стороны педагога – специалисты ДОУ. Со стороны мамы – отец ребенка
Меры по разрешению конфликта. Всем участникам конфликта удалось встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию. Существенную помощь оказала педагог-психолог, которая применила медиативный подход в работе с противоборствующими сторонами. Она выяснила все обстоятельства конфликта у двух сторон. В свою очередь, родители поинтересовались у специалистов, работающих с данным ребенком о поведении Миши. Специалисты подтвердили, что на их занятиях Миша ведет себя так же, как и в группе, может вскочить, разбросать игрушки . При попытке его успокоить, он начинает плеваться и бросать в них обувь. В ходе беседы с психологом, родители признались, что дома им тоже бывает непросто справиться с ребенком и иногда применяют физическое наказание и повышают на него голос. Выслушав обе стороны конфликта, их претензии, а также предложения по урегулированию ситуации, психолог помогла конфликтующим сторонам прийти к общему решению и разработать дальнейшую стратегию поведения с ребенком, как для воспитателя, так и для родителей.
В данной ситуации наиболее эффективным решением, принятым для урегулирования конфликта, явилось сотрудничество – выработка единой стратегии в воспитании ребенка, которое позволило учесть интересы обеих сторон.( Находите время на своего ребенка, уделяйте внимание его интересам, желаниям, потребностям. Объясняйте ему, что нельзя делать, не выясняйте отношения друг с другом на его глазах.)
Спустя какое-то время, после совместно предпринятых мер, Миша стал чувствовать границы собственного поведения, у него наладились отношения со сверстниками, педагоги взглянули на ребенка «другими глазами». Обоюдное согласие педагога и родителей в вопросе воспитания явилось важной предпосылкой его успешности.
Таким образом, можно подытожить, что конфликт имеет не только негативные стороны, но и положительные.
В заключение, хочется пожелать коллегам всегда находить достойный и действенный выход из конфликтов. При этом важно не забывать о том, что родители – это полноправные участники образовательного процесса, с которыми нужно стремиться выстраивать доверительные и гармоничные отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мостик понимания между педагогами и родителями". Формы работы с родителями.
Презентация к выступлению...
Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"
Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...
Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...
Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...
Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...
Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»
Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К н...
Консультация для родителей. "Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников".
Консультация для родителей. " Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников"....