Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
статья по теме
Технология позволяет не сообщать информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских основывается на решении проблемы, которая стимулирует детей к постановке и решению множества вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tekhnologii_tvorcheskikh_masterskikh_pedagogo05_2_1.doc | 111.33 КБ |
buklet_barteneva.docx | 447.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских
в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
С.Э. Бартенева, педагог-психолог
высшей категории МБДОУ д/с №37
«Хрусталик», г. Таганрог
Мир детства – это мир детских тайн, секретов, кладов, волшебных превращений. Понимать и уважать мир ребенка – большой и трудный путь. И только взрослые могут помочь ребенку в начале этого пути.
А ведь дети еще и очень разные. Одни любят бегать и прыгать, другие – петь и танцевать, третьи – слушать сказки. Одни задают бесконечное множество вопросов, других не оттащить от телевизора или компьютера. Чтобы понять каждого ребенка, надо знать, с чем могут быть связаны эти различия и как к ним относится [1]. В отличие от своих сверстников дети с нарушениями зрения имеют свои особенности: отрицательные эмоциональные состояния (депрессия, стрессы), состояние фрустрации (постоянное ожидание психического напряжения). У детей с патологией зрения часто занижена самооценка, отсюда трудности адаптации, снижение активности, инициативности, а иногда отказ от деятельности. (Л.И. Солнцева, Л.В. Егорова, Л.В. Рудакова, О.А. Усанова и др.) Однако, существует и нечто общее, объединяющее всех детей дошкольного возраста. Эта игра, воображение, творчество. В.А. Сухомлинский писал: «В каждом РЕБЕНКЕ дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!» Вера в творчество, дремлющая в ребенке и вера в чудо позволяют нам чувствовать, понимать и принимать каждого ребенка и помогают раскрытию его способностей и талантов.
На наш взгляд, в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, одним из значимых направлений является забота об их гармоничном эмоциональном развитии. В соответствии с приказом №655 от 23.11.09. года «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» установлены нормы и положения, которые направлены на формирование общей культуры, развитие физических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности и предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Психологическое развитие детей происходит благодаря их участию в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной и познавательной деятельности.
Возник очень важный вопрос – "ЧТО РАЗВИВАТЬ?" Но еще более важный и сложный вопрос – "КАК РАЗВИВАТЬ?" Учитывая то, что дети в дошкольном детстве чрезвычайно любознательны и имеют огромное желание познавать окружающий мир, мы взрослые, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуем расширению детского опыта, накоплению знаний, что является предпосылкой для творческой деятельности. А их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение является путем к успеху в жизни. Поиск ответов на эти вопросы привел меня к
технологиям творческих мастерских. Использование мною технологии творческих мастерских в течение семи лет показало ее эффективность для развития детей с нарушением зрения. Участие в творческих мастерских способствует развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков; развитию интеллектуальных и творческих способностей; уверенному поведению; успешной социализации наших воспитанников.
Основой технологии является изменение функции педагога. Он становится Мастером, консультантом, помощником, что меняет его поведение, цели и тактику общения. Целью деятельности педагога является создание специальных условий для учебно-творческого процесса. Это достигается тем, что в условиях технологии творческой мастерской ребенок свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, построения своей работы, он чувствует себя открытым для творчества и самовыражения. И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребенка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума [2]. В процессе работы детей в творческой мастерской происходит активное включение предметной деятельности, речи, мышления, воображения, что способствует коррекции их зрительной патологии и коммуникативной деятельности. Технология творческих мастерских помогает лучше узнать своих воспитанников, раскрыть их творческий потенциал. Поэтому свою главную педагогическую задачу я вижу в организации такого пространства, где детям было бы легко и интересно творить, где активизируется внешнее и пробуждается внутреннее зрение, где дети могли бы не просто быть вместе, а участвовать в общем деле. Сутью творческой мастерской и является яркое, интересное, общее Дело, в котором воспитанники могут выразить себя, собственные мысли и чувства, потаенные желания, проявлять свою активность и добиваться успеха.
Таким ярким интересным общим делом является издание газеты - практическая реализация технологии творческой мастерской, ее яркий продукт. Наша замечательная газета «Хрусталик», выпускающаяся уже в течение семи лет - результат нашей совместной деятельности. В работе над каждым выпуском газеты происходит интеграция всех образовательных областей Программы, эмоциональное вовлечение детей в практическую деятельность (творческие задания – сочинения, фантазирование, интервьюирование; упражнения с элементами тренинга), что позволяет раскрепостить поведение замкнутых, эмоционально нестабильных, склонных к завышенной или заниженной самооценке детей со зрительной патологией, поощрить их творческие проявления [3].
Технология поэтапного издания газеты эмоционально вовлекает детей в процесс и создает условия для творческой деятельности.
Этапы создания газеты:
1. Погружение – мотивация.
2. Цикл творческих заданий по теме.
3. Создание газеты на основе выполненных творческих заданий детьми.
4. Выпуск газеты.
На первом этапе мы с детьми обсуждаем и выбираем тему выпуска газеты, которую издадим. На втором этапе происходит эмоциональное вовлечение детей в выполнение творческих заданий для создания газеты. Погружение в тему заключается в создании ребенком воображаемого образа. Для создания образа используются серия техник, игр и упражнений с элементами тренинга. Обучение ребенка сочинению своего рассказа, истории или сказки является одним из самых ценных инструментов для самовыражения и самопознания. Третий этап состоит из интервьюирования каждого ребенка записи его произведения и согласования с ним. Сочинять сказки, истории, письма, рассказы не так уж и просто. В этом деле, как и в любом другом, есть свои секреты:
- создание комфортной уютной обстановки в кабинете;
- погружение ребенка в роль автора, в мир своей сказки;
- дословное записывание за ребенком его сказки или истории;
- перечитывание текста ребенку, чтобы автор своего произведения убедился в правильности воспроизведения его речи;
- благодарность ребенку за его активное участие в общем деле.
Заканчивая третий этап, мы рассказываем ребенку, что при создании газеты есть ряд взрослых сотрудников, которые корректируют, редактируют и готовят к выпуску материалы (статьи, сказки, стихотворения, истории...). Согласовываем с ребенком возможные изменения некоторых слов. На четвертом этапе осуществляется выпуск газеты в виде печатного издания. Весь алгоритм действий с редакцией оговаривается с детьми.
Технология поэтапного издания нашей газеты основана на сотворчестве взрослых и детей, на искреннем внимании к духовному миру каждого ребенка, к его мыслям и чувствам, на доверии к его талантам и возможностям. Сбор материала для каждой газеты эмоционально вовлекает детей в процесс заинтересованного общения друг с другом, с педагогами и родителями. Учитываются вкусы и пожелания всех ребят, приветствуются самые неожиданные идеи и предложения. Изучаются психологические ресурсы каждого ребенка, от которых зависит конкретный вклад в общее дело. Неуверенный и робкий ребенок начинает верить в свои силы и способности, щедро делится таящимися в душе талантами? И, главное, ребенок получает удовольствие от общения, от результатов своего труда. Каждый новый выпуск газеты – это результат нашей совместной деятельности. Сотрудничество детей, психолога, педагогов и родителей приносит удовлетворение и радость сотворчества!
Литература:
1. Н.Е. Веракса. Понимаете ли вы своего ребенка? М. Дрофа. 2008. с.4.
2. http://neuch.org/interest/tekhnologiya-tvorcheskikh-masterskikh .
3. В.З. Денискина. Психология воспитания детей с нарушением зрения. М.
Налоговый вестник. 2004. с.132.
Предварительный просмотр:
В каждом ребёнке дремлет птица,
которую нужно разбудить для полёта,
творчество - вот имя этой птицы.
В.А. Сухомлинский
Технология творческих мастерских
Цель технологии — "погружение" участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.
Принципы проведения мастерской:
- Атмосфера открытости, доверия и доброжелательности.
- Переход на позиции партнерства с обучающимися.
- Минимизация внешних оценок (похвал и порицаний).
- Приоритет внутренней самооценки участников.
- Нацеленность на процесс и на результат действия.
- Организация развивающего пространства.
- Режим диалога и полилога.
- Импровизационный характер.
Основные этапы творческой мастерской:
- Индукция (создание эмоционального настроя в начале урока или занятия, мотивация к творчеству, пробуждение познавательной активности и интереса).
- Самоконструкция (индивидуальное создание текста, рисунка, гипотезы, решения и др.).
- Социоконструкция (построение этих элементов группой).
- Социализация (презентация "продукта" творчества, знакомство с результатами творчества других участников, комментарии и обсуждение).
- Самокоррекция (доработка/уточнение первоначального материала).
- Рефлексия (отражение чувств, ощущений, возникающих у участников мастерской).
Газета «Хрусталик», выпускающаяся уже в течение семи лет — результат нашей совместной деятельности. В работе над каждым выпуском газеты происходит интеграция всех образовательных областей Программы, эмоциональное вовлечение детей в практическую деятельность (творческие задания – сочинения, фантазирование, интервьюирование; упражнения с элементами тренинга).
Это позволяет раскрепостить поведение замкнутых, эмоционально нестабильных, склонных к завышенной или заниженной самооценке детей со зрительной патологией, поощрить их творческие проявления.
Технология поэтапного издания газеты эмоционально вовлекает детей в процесс
и создает условия для творческой деятельности.
Этапы создания газеты:
1. Погружение – мотивация.
2. Цикл творческих заданий по теме.
3. Создание газеты на основе выполненных творческих заданий детьми.
4. Выпуск газеты.
В этом деле, как и в любом другом, есть свои секреты:
- создание комфортной уютной обстановки в кабинете;
- погружение ребенка в роль автора, в мир своей сказки;
- дословное записывание за ребенком его сказки или истории;
- перечитывание текста ребенку, чтобы автор своего произведения убедился в правильности воспроизведения его творчества;
- благодарность ребенку за его активное участие в общем деле.
Технология поэтапного издания нашей газеты основана на сотворчестве взрослых и детей, на искреннем внимании к духовному миру каждого ребенка, к его мыслям и чувствам, на доверии к его талантам и возможностям.
Неуверенный и робкий ребенок начинает верить в свои силы и способности, щедро делится таящимися в душе талантами.
И, главное, — ребенок получает удовольствие от общения, от результатов своего труда.
Каждый новый выпуск газеты — это результат нашей совместной деятельности.
Сотрудничество детей, психолога, педагогов и родителей приносит удовлетворение
и радость сотворчества!
г. Таганрог,
ул. Чехова 301/1,
т. 64-55-52
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида второй категории № 37 «Хрусталик»
Использование технологии творческих мастерских
в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
Разработала
Бартенева Сенильга Эмильевна,
педагог-психолог высшей категории
2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Техники и методы арт-терапии (терапии творчеством), используемые педагогом-психологом Г.Н. Цветковой, в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ с применением квест технологии"
У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сфере. Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия логопеда и психолога. Квест - это ...
Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию
Практические рекомендации педагога-психолога родителям и педагогам по работе с детьми, проявляющим агрессию. Список сказок, которые можно использовать при коррекции агрессивности....
Взаимодействие и современные подходы педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Российское образование для настоящего и будущего нашей страны предусматривает в современных образовательных технологиях все соответствующие основы для полноценного становления личности. Приоритетным н...
Итоговый отчет педагога – психолога Серик Ирины Валерьевны о работе с детьми-инвалидами за 2020 -2021 год
Примерная форма отчета...
Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ
Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.
консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....