Самоанализ ДОУ компенсирующего вида
учебно-методический материал по теме
рекомендации к проведению самоанализа ДОУ компенсирующего вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации к проведению самоанализа деятельности ДОУ компенсирующего вида
Примерный план работы ДОУ по проведению самоанализа
Первый этап
1. Изучение материалов, имеющих отношение к содержанию и организации процедуры аттестации.
2. Проведение собрания с сотрудниками с целью ознакомления их с задачами самоанализа, материалами и обсуждения их содержания, распределения обязанностей в процессе подготовки к самоанализу.
Второй этап
1. Проведение учителями-дефектологами, воспитателями и другими специалистами наблюдений в каждой группе в соответствии с предложенными критериями .
2. Проведение заведующим (или другим ответственным лицом) наблюдений в каждой группе в соответствии с предложенными критериями с целью оценки ее деятельности.
3. Проведение встреч с отдельными педагогами с целью обсуждения результатов наблюдений и составления плана введения улучшений.
4. Обсуждение с сотрудниками работы ДОУ на основании проведенных наблюдений.
5. Оценка критериев, относящихся к работе с родителями. Проведение родительского собрания с целью их обсуждения и определения предложений по совершенствованию работы ДОУ с родителями.
6. Проведение мероприятий, которые позволили бы дополнить изучение и улучшить работу ДОУ.
Третий этап
1. Согласование оценок проведения наблюдений.
2. Составление сводных данных по результатам наблюдений и определение средней оценки.
3. Анализ критериев по итогам проведенных наблюдений и дополнение плана необходимых улучшений.
Четвертый этап
1. Проведение необходимых улучшений (по желанию).
2. Проведение анкетирования родителей.
3. Оформление, обсуждение и утверждение откорректированных после проведенных улучшений результатов самоанализа.
4. Представление в аттестационную комиссию результатов самоанализа и итогового листа анкетирования родителей..
Критерии оценки деятельности ДОУ компенсирующего вида
I. 1-я группа критериев характеризует наличие специальных условий реализации коррекционно-развивающих программ, соответствующих виду ДОУ.
I.1. Материально технические условия
I.1.1. Материально-технические условия педагогического сопровождения
- Наличие в ДОУ специально выделенных помещений, оснащенных необходимым оборудованием (мебель, технические средства, ковры для игр и др.): групповая комната, спальня, раздевалка, туалетная комната, кабинет учителя-дефектолога и/или логопеда, физкультурный зал, музыкальный зал, игровые комнаты и др.
- Наличие в ДОУ технических средств, обеспечивающих возможность разнообразить способы взаимодействия ребенка и взрослого в ДОУ (телевизоры, диапроекторы с набором слайдов, проигрыватели с набором пластинок, магнитофоны с кассетами, видеомагнитофон с кассетами, эпидиаскопы и т.п.)
- Наличие в ДОУ условий для проведения методической работы
* имеется специально выделенное помещение оснащенное необходимым оборудованием (мебель, технические средства: компьютер, ксерокс и др.);
* имеется библиотека общей и специальной психолого-педагогической литературы для педагогов и родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста;
* имеются наборы картин и другого демонстрационного материала, для использования в процессе обучения детей разного возраста и разного уровня развития.
- Наличие в группах условий для совместной и индивидуальной активности детей (в том числе, “уголки уединения”).
- Наличие в кабинетах всех специалистов оборудования, необходимого для проведения обследования и отслеживания динамики их психомоторного развития.
- Наличие наглядного материала (демонстрационного и раздаточного) для проведения учителем-дефектологом и воспитателем групповых и индивидуальных занятий.
- Наличие в ДОУ условий для физического развития детей:
* имеется спортивный зал, оснащенный оборудованием для двигательного развития воспитанников с учетом их возраста и типологических особенностей;
* в группах имеется оборудование для развития двигательной активности детей (горка, качели, тренажеры, мягкие модули, автомобили, велосипеды и др.);
* в группах имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать, скамейки и др.);
* имеется плавательный бассейн;
* на участке имеется плескательный бассейн;
* в группах имеются инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа (мини-стадионы, спортивный инвентарь, массажные коврики, маты, тренажеры и т.п.);
* имеется спортивный инвентарь для физической активности детей на участке (мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды и т.п.) ;
* на участке созданы условия для физического развития детей (стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма для прыжков и др.) ;
* другое.
- Наличие в ДОУ условий для познавательного развития детей:
* в группах имеются материалы, стимулирующие исследовательскую и манипулятивную деятельность детей (ярко окрашенные, звучащие игрушки разнообразной формы, куклы типа “неваляшек” и др. с человеческим лицом; игрушки и предметы разной фактуры, в том числе, предметы домашнего обихода: ложки, крышки, катушки, лоскутки и природный материал и т.п);
* в группах имеется дидактический материал для развития сенсорики, тонкой моторики рук и др.
* в группах имеются игровой материал , обеспечивающий развитие восприятия и мышления: мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм или предметов и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками и т.п.
* в группах имеются развивающие игры (шахматы, шашки и др.).
- Наличие в ДОУ условий для развития игровой деятельности детей.
* имеется специальное помещение, оборудованное для игр (" комната сказок”, др.).
* имеется комната (уголки в группах)для игр с песком, водой и природным материалом);
* в групповых комнатах, раздевалках, спальнях и пр. выделено пространство для игры;
* в группах имеется оборудование для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических и пр. в соответствии с возрастом и особенностями развития детей;
* в группах созданы уголки для самостоятельной сюжетно-ролевой игры;
* на участках имеется игровое оборудование;
* имеются игры и игрушки для подвижных и спортивных игр;
* в группах имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей.
- Наличие в ДОУ условий для обеспечения социально-бытовой и пространственной ориентировки детей:
* имеется оборудованное помещение (в ДОУ или в группе) для организации разнообразной деятельности детей;
* в группах имеются предметы быта (посуда, кухонные наборы, столовые приборы, электроприборы и др.) приготовления пищи, уборки и пр.;
* в группах имеется оборудование и игры для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
* в группах имеется оборудование для художественного труда (плетение, шитье, вышивание и др.);
* в группах имеются настольно-печатные и дидактические игры, знакомящие с правилами дорожного движения;
* на участке имеется автогородок, моделирующий транспортную среду города.
- Наличие в ДОУ условий для художественно-эстетического развития детей:
* имеется специально оборудованное помещение для изостудии;
* эстетическое оформление помещений способствует художественному развитию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества; выставки авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр.) ;
* в группах имеется в свободном доступе для детей необходимое оборудование и материалы для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (мольберты, бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки, природный и бросовый материал, др.) ;
* другое.
- Наличие в ДОУ условий для развития театрализованной деятельности детей:
* имеется специальное помещение для театрализованной деятельности, и подсобные помещения (костюмерная, гримерная и пр.);
* в группах имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, пальчиковый и пр.) ;
* в группах имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.) ;
* в группах имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссерских игр, игр-драматизаций, а также материал для их изготовления.
- Наличие в ДОУ условий для развития детей в музыкальной деятельности:
* имеется музыкальный зал;
* имеются музыкальные инструменты (пианино, рояль, аккордеон и др.) и озвученные игрушки;
* имеются детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны и др.) ;
* имеются музыкально-дидактические игры и пособия (в том числе альбомы, открытки, слайды и др.) ;
* в группах имеется проигрыватель с пластинками и/или магнитофон (музыкальный центр);
* в группах оборудованы музыкальные уголки;
* в группах имеются музыкальные игрушки;
* в группах создана музыкальная среда (музыка сопровождает занятия, режимные моменты, звучит колыбельная при укладывании спать, др.) ;
* другое.
- Наличие в ДОУ условий для развития конструктивной деятельности детей:
* в группах имеются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительные материалы;
* в группах имеются разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые, с различными способами соединения деталей) ;
* в группах имеются мозаики, танграмы, разрезные картинки, кубики, сборно-разборные игрушки и др. ;
* в группах имеется бросовый и природный материал для художественного конструирования;
* другое.
- Наличие в ДОУ условий для развития экологической культуры детей:
* имеются наглядные пособия, иллюстративный материал для развития экологической культуры (альбомы, наборы картин, открыток, муляжи, диафильмы и диапозитивы, фрагменты телепередач, аудио- и видеозаписи, дидактические игры и пр.);
* в группах имеются уголки озеленения (комнатные растения).
* в дошкольном образовательном учреждении содержатся животные (птицы, рыбки, черепаха и пр.) ;
* на участке созданы условия для выращивания и ухода за растениями (сад, огород, цветники, ягодники и пр.) ;
* в группах имеется отдельное помещение, оборудованное под уголок живой природы (зимний сад, зооуголок и др.) ;
* на участке имеется уголок леса;
* на участке имеется экологическая тропа;
* другое.
- Наличие в ДОУ условий для развития представлений о человеке в истории и культуре:
* в группах имеются подборки книг и открыток, комплекты репродукций, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов, с техническими достижениями человечества;
* в группах имеется уголок краеведения (“Изба”, комната быта и пр.) ;
* в группах имеются образцы предметов народного быта;
* имеются образцы национальных костюмов, куклы в национальных костюмах;
* в группах имеется наглядный материал (фотографии, открытки, диафильмы, видеоматериалы, фрагменты теле- и радиопередач, иллюстрации и др.) знакомящие с краем, городом;
* в группах имеется художественная литература (сказки и легенды народов мира, популярные издания античных, библейских сюжетов и пр.) ;
* другое.
- Наличие в ДОУ условий для формирования у детей элементарных математических представлений:
* в группах имеется демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развития представлений о величине предметов и их форме;
* в группах имеется материал и оборудование для формирования у детей представлений о числе и количестве (разнообразный счетный материал, касса цифр, весы, мерные стаканы, др.) ;
* в группах имеется материал для развития пространственных (стенды, доски со схемами, др.) и временных (календари, часы: песочные, солнечные, с циферблатом, др.) представлений;
* оборудован компьютерный класс, имеются компьютерные развивающие игры;
* другое.
- Наличие в ДОУ условий для развития речи детей:
* имеется библиотека детской литературы;
* в группах имеются альбомы, художественная литература и прочее совместного чтения с детьми с учетом возрастных и типологических особенностей их развития;
* в группах имеется иллюстративный материал для улучшения восприятия детьми жудожественного текста (стихи, сказки, песенки, потешки и др.);
* имеется специальное помещение для занятий иностранным языком (в том числе оборудованное как лингафонный кабинет) ;
* имеются наборы настольно-печатных и словесных игр по развитию речи;
* другое.
- Наличие специфического оборудования для нужд коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
I.1.2. Материально-технические условия психологического сопровождения
- Наличие специально выделенных помещений, оснащенных необходимым оборудованием (мебель, технические средства, ковры для игр, тренингов и др.): кабинет педагога психолога, комната психологической разгрузки и др.
- Наличие диагностических методик для изучения особенностей интеллектуального, эмоционального и личностного развития детей.
- Наличие развивающих игр, направленных на развитие сенсорной и эмоциональной сферы, познавательных процессов и функций (мышления, памяти, внимания, воображения) и др.
I.1.3. Материально-технические условия медицинского сопровождения
- Наличие специально выделенных помещений, оснащенных медицинским оборудованием (кабинет для медицинского осмотра детей, изолятор, зубоврачебный, процедурный, физиотерапевтический кабинеты, кабинет массажа, зал для занятий лечебной физкультурой и др.).
- Наличие медицинского оборудования для проведения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий (установка тубус-кварц, оборудование для фитотерапии, электрофорез, оборудование для озонирования воздуха и др.).
- Наличие сауны.
- Наличие фитобара.
- Другое.
I.1.4. Материально-технические условия работы вспомогательных служб (обеспечения жизнедеятельности ДОУ)
I.2. Кадровое обеспечение коррекционно-образовательного процесса в ДОУ
I.2.1. Кадровое обеспечение службы управления ДОУ:
- Наличие в штатном расписании:
* Заведующий (директор учреждения).
* Заместитель заведующего (директора).
* Руководитель структурного подразделения.
* Главные специалисты (главный бухгалтер, другие).
*Старший воспитатель
* Другие
- Укомплектованность службы управления ДОУ кадрами:
* Полностью.
* Частично (имеются вакансии).
* В штатное расписание включены дополнительные специалисты.
- Образовательный ценз сотрудников службы управления ДОУ:
* имеют высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности дошкольное образование и/или специальности, соответствующей профилю ДОУ;
* имеют среднее профессиональное (педагогическое) образование;
* имеют незаконченное профессиональное (педагогическое) образование.
* имеют высшее образование по другим специальностям (музыкант, художник и др.).
- Аттестационные категории сотрудников службы управления ДОУ:
* имеются специалисты высшей категории;
* имеются специалисты 1-й категории;
* имеются специалисты 2-и категории.
I.2.2. Кадровое обеспечение службы педагогического сопровождения;
- Наличие в штатном расписании следующих специалистов:
* Воспитатели
* Учителя-дефектологи
* Учителя-логопеды
* Музыкальный руководитель (руководители).
* Инструктор по физической культуре.
* Социальный педагог.
* Учитель (учителя) начальных классов.
* Педагоги дополнительного образования.
* Тренер (по плаванию, художественной гимнастике, фигурному катанию и др.).
* Воспитатель компьютерного класса.
* Организаторы студийно-кружковой работы (по фольклору, краеведению, словесности, ритмике и хореографии, изобрази тельному искусству, иностранному языку, другие).
- Укомплектованность службы педагогического сопровождения кадрами:
* Полностью.
* Частично (имеются вакансии).
* В штатное расписание включены дополнительные специалисты.
- Образовательный ценз сотрудников службы педагогического сопровождения:
* учителя-дефектологи, логопеды
**имеют высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности, соответствующей профилю ДОУ;
** имеют среднее профессиональное (педагогическое) образование;
** имеют незаконченное профессиональное (педагогическое) образование.
** имеют высшее образование по другим специальностям (музыкант, художник и др.).
* воспитатели и другие специалисты
*** имеют высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности дошкольное образование и/или специальности, соответствующей профилю ДОУ;
** имеют среднее профессиональное (педагогическое) образование;
** имеют незаконченное профессиональное (педагогическое) образование.
** имеют высшее образование по другим специальностям (музыкант, художник и др.).
- Аттестационные категории сотрудников службы педагогического сопровождения:
* имеются специалисты высшей категории;
* имеются специалисты 1-й категории;
* имеются специалисты 2-и категории.
- Уровень квалификации специалистов службы педагогического сопровождения:
*владеют современными знания в области детской психологии и психологии детей с проблемами в развитии и используют их в практической деятельности;
* владеют современными методиками обучения и воспитания определенной категории детей (по профилю ДОУ);
* реализуют современные образовательные технологии (ТРИЗ, активные методы обучения и др.).
* в коррекционно-образовательной работе используют элементы разнообразных программ с учетом особенностей и возможностей развития воспитанников (программы для коррекционных ДОУ, "Радуга”, “Развитие”, “Детство”, "Гармония” и др.).
* осваивают новые образовательные технологии и программы том числе федеральные, региональные, зарубежные).
* обобщают отечественный и зарубежный опыт работы с детьми, самостоятельно формируя пакеты материалов.
* разрабатывают авторские методики, технологии, программы в том числе сотрудничая с научными коллективами вузов, институтов повышения квалификации и пр., являются членами авторских коллективов, другое).
* реализуют индивидуальные программы развития детей, которые отражены в планах индивидуальной работы с каждым ребенком;
* воспитатели ДОУ сочетают основную работу в группах с кружково-секционной работой по определенному направлению с детьми своей и других групп (познавательному развитию, изобразительной деятельности, художественному труду” экологическому образованию, другое).
I.2.3. Кадровое обеспечение психологического сопровождения;
- Наличие в штатном расписании следующих специалистов:
* Педагог-психолог.
* Другие
- Укомплектованность службы психологического сопровождения кадрами:
* Полностью.
* Частично (имеются вакансии).
* В штатное расписание включены дополнительные специалисты.
- Образовательный ценз сотрудников службы психологического сопровождения:
*имеют высшее профессиональное образование по специальности психология, специальная психология;
** имеют среднее профессиональное (педагогическое) образование;
** имеют незаконченное профессиональное (педагогическое) образование.
** имеют высшее образование по другим специальностям (в области коррекционной педагогики и др.).
- Аттестационные категории сотрудников службы психологического сопровождения:
* имеются специалисты высшей категории;
* имеются специалисты 1-й категории;
* имеются специалисты 2-и категории.
I.2.4. Кадровое обеспечение медицинского сопровождения.
- Наличие в штатном расписании следующих специалистов:
* Врачи
* Медицинские сестры (в том числе и по обслуживанию бассейна, сауны, фитобара, др.).
* Массажист
* Физиотерапевт
* Другие
- Укомплектованность службы медицинского сопровождения кадрами:
* Полностью.
* Частично (имеются вакансии).
* В штатное расписание включены дополнительные специалисты.
I.2.5. Кадровое обеспечение вспомогательных служб.
- Наличие в штатном расписании следующих специалистов:
* Младшие воспитатели (помощники воспитателя).
* Уборщицы.
* Работники пищеблока.
* Работники прачечной.
* Сторож.
* Другие.
- Укомплектованность вспомогательных служб кадрами:
* Полностью.
* Частично (имеются вакансии).
* В штатное расписание включены дополнительные специалисты.
1.2.6. Привлечение к реализации коррекционно-образовательных программ (на договорной, контрактной и др. основе) специалистов других учреждений, организаций (общего среднего образования, дополнительного образования; педагогических и других вузов, средних профессиональных учебных заведений; научно-исследовательских институтов, центров, ассоциаций; учреждений и организаций здравоохранения, культуры и спорта, другое):
* постоянно
* эпизодически
* не привлекаются
1.2.7. Обеспечение в ДОУ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов:
- Организованы различные формы обучения для всех категорий работников (проводятся тренинги, деловые игры, семинары, практические занятия, другое).
* постоянно
* эпизодически
* не привлекаются
- Наличие специалистов, прошедших курсовую переподготовку:
*за последний год.
* за последние три года.
* за последние пять лет.
* имеются специалисты с более давним сроком переподготовки.
- Педагоги повышают квалификацию путем:
* участия в курсах, организуемых СПГУПМ, МУСИР им.Р.Валенберга, РГПУ им.А.И.Герцена, в Центрах развития образования, ассоциациях, авторских и др.
* участия в создании методических и учебно-методических пособий по вопросам воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной или в апробации новых материалов (за последних 5 лет);
* участия в научных и научно-практических конференциях и семинарах разного уровня (международные, республиканские, городские и др.);
* публикации научных и методических статей по результатам обобщения собственных исследований или опыта педагогической деятельности.
1.2.8. ДОУ участвует в работе по обучению студентов и слушателей курсов по подготовке и переподготовке педагогических кадров:
- Систематичесность участия в работе
* постоянно
* эпизодически
* не участвует
- Формы участия в работе
* практика студентов высших и/или средних профессиональных образовательных учреждений;
* проведение семинаров, открытых занятий и др. для специалистов района (города, области, края, республики и др.);
* другие.
II. 2-я группа критериев характеризует состояние управления ДОУ
II.1.1. Наличие учредительных документов и оценка соответствия деятельности ДОУ нормативно-правовым документам.
- Устав ДОУ.
- Договор с учредителем.
- Договоры между родителями (законными представителями) и ДОУ.
- Документация ведется в соответствии с Перечнем документации дошкольного образовательного учреждения, утвержденным приказом Государственного комитета СССР по народному образованию и Министерством здравоохранения СССР от 4 октября 1988 г. №369/745.
- Наличие стратегии и тактики функционирования и развития ДОУ.
* имеется концепция ДОУ.
* имеется программа развития ДОУ.
* осуществляется перспективное планирование деятельности ДОУ.
- Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом, дошкольного учреждения и законодательством Российской Федерации.
II.1.2. Выполнение нормативно-правой базы;
- Соблюдение в ДОУ правил по охране труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.
- Соблюдение в ДОУ правил пожарной безопасности.
- Соответствие требованиям Госсанэпиднадзора общего санитарно-гигиенического состояния ДОУ (питьевой, световой, тепловой и воздушный режимы).
- Соблюдение в ДОУ социальных гарантий участников образовательного процесса:
* Созданы условия для организации питания и медицинского обслуживания.
* Реализуется возможность участия в управлении образовательным учреждением всех участников образовательного процесса.
* Своевременно выплачивается заработная плата.
- Организация графика работы сотрудников:
* используется гибкий график работы (чередование “длинных” и “коротких” смен, пр.)
* используются другие формы.
- ДОУ осуществляет сотрудничество с другими социальными институтами детства:
* музеем.
* стадионом (используется бассейн стадиона, др.).
* детской поликлиникой (оздоровительным центром).
* театром.
* общеобразовательной и/или коррекционной школой.
* музыкальной школой.
* педагогическим вузом (училищем).
* привлекаются к образовательной деятельности специалисты педагогических училищ и вузов, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и др.
* другое.
II.1.3. Управленческая культура (наличие и качество функциональных инструкций, грамотность ведения документации и др.).
- Выполнение заведующим ДОУ своих функций в соответствии с должностной инструкцией
* полностью следует инструкции
* иногда допускает нарушения инструкции
* часто допускает нарушения инструкции
- Распределение обязанностей между руководителями
* соответствует всем требованиям нормативных документов;
* имеет место некоторое несоответствие требованиям нормативных документов;
* не соответствует требованиям нормативных документов;
- Соблюдение в ДОУ исполнительской дисциплины:
* имеется номенклатура дел
* регистрируется входящая и исходящая документация
- осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций).
- Соблюдение в ДОУ финансовой дисциплины:
* обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных сметой;
* имеются данные о последней инвентаризации материальных ценностей.
- Использование в ДОУ современных форм финансирования:
* ДОУ функционирует на основе финансовой самостоятельности..
* Привлекаются дополнительные источники финансирования (добровольные пожертвования, другие целевые спонсорские взносы и внебюджетные средства, пр.).
* Используются различные формы экономического стимулирования труда сотрудников.
- В ДОУ используются информационные технологии управления.
III. 3-я группа критериев характеризует состояние и развитие учреждения, как воспитательно-образовательной системы
II.1. Характеристика педагогического сопровождения
- Осуществление планирования коррекционно-образовательной работы в ДОУ
* наличие тематических планов по реализации коррекционно-развивающих программ в каждой группе у учителей-дефектологов и/или логопедов, воспитателей, педагога-психолога и других специалистов;
*степень скоординированности тематических планов всех специалистов, работающих с каждой группой детей (согласованы полностью, имеет место некоторая несогласованность, имеет место большая несогласованность)
- Использование разнообразных форм координации деятельности разных специалистов, работающих с каждой гурппой детей (совместное планирование, посещение занятий друг друга, совместное проведение занятий, педагогических консилиумов, обсуждение достижений и проблем отдельных детей и группы в целом и др.)
* используются систематчески
* используются эпизодически
* не используются
- Использование в ДОУ всех форм организации образовательного процесса (индивидуальных, групповых и фронтальных занятий)
* для проведения индивидуальных и групповых занятий в режиме дня выделено больше времени (занимают первую половину дня), чем для фронтальных;
* разные формы организации занятий проводятся систематически строго по расписанию всеми специалистами в соответствии с их должностными обязанностями;
* в систему коррекционно-развивающей работы включены дополнительные занятия, направленные на двигательное, социально-нравственное и эмоциональное развитие воспитанников;
* содержание основных занятий сочетается с кружковой и секционной работой;
- Наличие условий для взаимодействия детей разного возраста и разного уровня психомоторного развития: проводятся совместные занятия, праздники, концерты, клубы, спектакли, прогулки, взаимное посещение друг друга и пр.
- Наличие условий для реализации индивидуального и дифференцированного подхода в коррекционно-развивающей работе:
* проводится комплексное психолого-педагогическое обследование каждого ребенка в начале учебного года всеми специалистами, работающими с каждой группой детей;
* проводится деление детей на подгруппы в соответствии с уровнем и особенностями их психомоторного развития;
* осуществляется динамическое наблюдение за каждым ребенком в течение учебного года с целью выявления динамики в его психомоторном развитии и корректировки программ индивидуальной работы;
* систематически со всеми детьми проводятся в соответствии с расписанием индивидуальные занятия различными специалистами;
- Наличие документации, отражающей реализацию индивидуальных коррекционно-развивающих программ:
* в каждой группе имеется “Карта обследования (развития) воспитанника” и т.п.;
* у каждого специалиста имеются планы индивидуальной работы с воспитанниками;
* в каждой группе имеется карта индивидуального сопросождения ребенка в ДОУ или другая форма его отражения
- Наличие вариативных режимов пребывания детей в ДОУ с учетом потребностей родителей и особенностей психофизического развития детей
* режим кратковременного пребывания ребенка в ДОУ
* режим дневного пребывания ребенка в ДОУ
* режим круглосуточного пребывания ребенка в ДОУ
* другой.
- Организация режима дня (в соответствии с функциональными возможностями ребенка, на основе учета его возраста и состояния здоровья и нервной системы):
* обеспечивается в ДОУ баланс между занятиями, регламентированной деятельностью и свободным временем ребенка;
* соблюдается баланс между разными видами активности детей (умственной, двигательной и др.), виды активности целесообразно чередуются;
* соблюдается четкое исполнение режима дня в целом;
* соблюдается четкое исполнение режима сна и отдыха детей;
* обеспечиваются условия для удовлетворения двигательной активности детей
- Организация в ДОУ разнообразные формы работы с “домашними детьми”:
* организовано кратковременное пребывание детей в ДОУ (посещение секций, кружков, прогулочных групп, пр.).
* проводится консультирование и оказывается методическая помощь по вопросам воспитания “домашних” детей;
* другое.
III.1.2. Обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в дошкольном учреждении (см.Приложение 1, п.15).
III.2. Характеристика психологического сопровождения
Характеристика организации психологического сопровождения;
- Реализация основных направлений психологического сопровождения (указать его формы):
* работа с детьми (диагностическая, коррекционно-развивающая, психокоррекционная);
* работа с педагогами (консультативная, психокоррекционная);
* работа с родителями (консультативная, психокоррекционная);
- Наличие планов работы педагога-психолога по основным направлениям психологического сопровождения
* работа с детьми (диагностическая, коррекционно-развивающая, психокоррекционная);
* работа с педагогами (консультативная, психокоррекционная);
* работа с родителями (консультативная, психокоррекционная);
- Наличие программ сенсорного, интеллектуального, эмоционального и социального развития воспитанников
- Разнообразие используемых форм при реализации программ развития воспитанников
- Наличие документации, отражающей реализацию индивидуальных коррекционно-развивающих программ:
* имеются оформленные материалы по данным психологического обследования воспитанника в каждой группе с помощью разных методик;
* имеются планы индивидуальной работы с воспитанниками;
* имеется карта (тетрадь) индивидуального психологического сопросождения ребенка в ДОУ (или другая форма его отражения).
- Охват психологическим сопровождением воспитанников ДОУ:
* все воспитанники;
* около 75% воспитанников;
* половина воспитанников;
* около 25% воспитанников;
* отдельные воспитанников.
III.3. Структура медицинского сопровождения
III.3.1. Организация профилактических мероприятий;
- Разнообразие профилактических мероприятий, проводимых в ДОУ:
* проведение комплексного обследования разными специалистами;
* динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка, состоянием его здоровья и нервной системы;
* соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми и содержанию помещений, в которых они находятся и пр.);
* проведение профилактической и противоэпидемиологической вакцинации;
* проведение разных видов профилактики (фитопрофилактика, фитанцидопрофилактика, витаминофитопрофилактика и др.).
* другие.
- Охват разными формами профилактических мероприятий воспитанников в ДОУ:
* проводятся со всеми детьми;
* проводятся с отдельными группами детей;
* проводятся с отдельными детьми;
* не проводятся.
- Систематичность проведения профилактических мероприятий в ДОУ:
* проводятся по плану;
* проводятся эпизодически;
* проводятся очень редко.
III.3.2. Организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
- Разнообразие лечебно-оздоровительных мероприятий, проводимых в ДОУ:
* физиотерапия;
* занятия лечебной физкультурой;
* плавание;
* массаж;
* закаливание;
* организация летнего отдыха детей;
* организация санаторного лечения детей;
* другие.
- Охват разными формами лечебно-оздоровительных мероприятий воспитанников в ДОУ:
* проводятся со всеми детьми;
* проводятся с отдельными группами детей;
* проводятся с отдельными детьми;
* не проводятся.
- Систематичность проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в ДОУ:
* проводятся по плану;
* проводятся эпизодически;
* проводятся очень редко.
III.4. Оценка взаимодействия специалистов службы сопровождения в ДОУ.
- Наличие разнообразных форм взаимодействия специалистов службы сопровождения:
* Совет ДОУ;
* педагогический совет;
* рабочее совещание;
* творческие группы;
* психолого-медико-педагогические консилиумы;
* круглые столы;
* минисовещания;
* другие.
- Систематичность их использования:
* по плану;
* эпизодически;
*очень редко.
- Эффективность их использования: влияние на организацию и содержание коррекционно-развивающей работы с группой детей;
* существенно влияют;
* влияют мало;
* не влияют.
III.5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
- Основные направления сотрудничества ДОУ с семьей:
* организационное;
* социально-психологическое;
* педагогическое.
- Использование разнообразных форм взаимодействия ДОУ с родителями (другими членами семьи):
* участие родителей в работе совета педагогов, органов самоуправления;
* имеется родительский комитет (другие формы объединения родителей).
* родители имеют возможность присутствовать в ДОУ (на занятиях и др.), помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов (систематически, эпизодически).
* педагоги организуют работу с коллективом родителей (проводят общие и групповые собрания, беседы, тематические выставки, семинары и пр.).
* специалисты оказывают индивидуальную, педагогическую помощь родителям (проводят консультации, посещения семьи на дому и др.).
* организуются совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей (тематические вечера, семейные праздники и др.
* используются новые формы обучения родителей педагогическим знаниям (“школа молодой семьи”, “школа отцов”, деловыe игры, семинары, клубы, пр.).
* используются различные средства информации для родителей (выпускается печатный орган для родителей, проводятся тематические выставки, оформляются стенды, демонстрируются видеофильмы и пр.).
* другое.
- Оценка сотрудничества с семьей по результатам анкетирования родителей;
* очень высокая;
* высокая;
* хорошая;
* удовлетворительная;
* неудовлетворительная.
IV. 4-я группа критериев характеризует содержание и методы реализации коррекционно-образовательных программ в ДОУ (см.Приложение 1, п.п.1-14).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития в детском саду компенсирующего вида
Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитани...
Индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида
В работе представлен индивидуальный маршрут профессиональной деятельности воспитателя в условиях ДОУ компенсирующего вида как вариант методического сопровождения педагога....
Конспект открытого занятия по образовательной области «Коммуникация» в средней группе для слушателей методического объединения воспитателей МОУ «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» №1 Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «пос
Занятие адресовано для воспитателей и узких специалистов для работы с детьми среднего дошкольного возраста имеющих нарушение зрения. Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».Задачи...
Конспект занятия по развитию речи: « Любимый город Омск» в подготовительной группе МДОУ « Детский сад № 194 компенсирующего вида»
Коррекционно-образовательные цели:Расширять и обогащать знания детей о родном городе и его достопримечательностях.Формировать нравственно-эстетические чувства детей. Расширение и активизац...
Использование здоровьесберегающих технологий в ГБДОУ №35 компенсирующего вида
Данная презентация была подготовлена для городского семинара по теме: "Современные образовательные технологии"....
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ компенсирующего вида
Данная презентация подготовлена для выступления на городском семинаре....
Самоанализ по внешнему виду воспитанников старшей группы
Воспитание у дошкольников культуры внешнего вида помогает сформировать внутренний мир маленького человека.Ребенку надо объяснить, что быть аккуратно и чисто одетым - значит уважат...