Основные направления оказания методической помощи воспитателям по преемственности в работе ДОУ и школы
статья на тему

Глухова Марина Алексеевна

В статье расскрыты основные направления оказания методической помощи в работе по преемственности ДОУ и школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основные направления оказания методической помощи воспитателям по преемственности в работе  ДОУ и школы»

Глухова Марина Алексеевна,

заведующая ГБОУ детский сад № 629 САО г.Москва.

 

         К.Ю. Белая выделяет что, методическая работа в ДОУ как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре: прогнозирование - программирование - планирование - организация - регулирование - контроль - стимулирование - коррекция и анализ.

Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба детского сада выполняет определенные функции.

Так, в информационно-аналитическую функцию входят:

  1. анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
  2. вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
  3. оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
  4. установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
  5. анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
  6. анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
  7. поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
  8. изучение передового педагогического опыта.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.

Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.

Направления методической работы по организации преемственности можно представить в виде следующей схемы. Детский сад и школа должны тесно сотрудничать друг с другом, только тогда будет ощутим  результат .

Данное сотрудничество позволяет решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.

Педагоги школы знакомятся с психолого-педагогическими характеристиками на каждого выпускника, которые оформляются в детском саду. Заместители директора и учителя начальной школы ежегодно выступают на родительских собраниях в детском саду по вопросам приема детей в школу, их подготовки к обучению и другим, интересующим родителей вопросам.

Практикам может быть предложен алгоритм отбора форм методической работы, обеспечивающий устранение имеющихся в профессиональной деятельности проблем:

1) Профессиональная подготовленность: теоретические семинары, педагогические гостиные, педагогические чтения, научно – практические семинары, научные конференции.

2) Профессиональная деятельность:

 а) организационная компетенция: организационно-деятельностные игры, педагогические мастерские, тренинги;

 б) проектировочная компетенция: проблемные семинары, проектные семинары, семинары–практикумы, фестивали педагогических идей, конкурсы методических разработок;

в) гностическая компетенция: конкурсы профессионального мастерства, научно – практические конференции, педагогические чтения;

 г) коммуникативная компетенция: научные конференции, педагогические гостиные, педагогические мастерские, теоретические семинары;

 д) конструктивная компетенция: участие в работе временных творческих групп, конкурсы методических разработок, проблемно – проектные семинары.

В настоящее время сложилась следующая классификация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

                                                  Методические формы

повышения  квалификации воспитателей в ДОУ

Индивидуальные

Групповые

Фронтальные

– Индивидуальное шефство

– Наставничество

– Консультации заведующей, методиста, психолога

– Самообразование (самовоспитание)

– Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя

– Проблемные консультации

– Творческие группы

– Тематические семинары

– Психологический тренинг

– Школа педагогического мастерства

– Организационно-деятельностные, ролевые игры

– Коллоквиумы

– Психолого-педагогический практикум

– Школа молодого воспитателя

– АКС (анализ конкретных ситуаций)

– Взаимопосещение занятий

 

– Творческие мастерские

– Педсовет

– Психолого-педагогические семинары

– Аукционы знаний, методических находок, идей

– Педагогические и методические ринги

– «Круглый стол»

– «Час защиты позиций»

– Теоретические, методические и практические конференции

– КМН (конкурс методических находок)

– Фестиваль методических идей

Приоритетные формы методической работы:

  1. Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности.
  2. Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования).
  3. Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей.
  4. Проведение «дней выпускников» в ДОУ.
  5. Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе.
  6. Встречи родителей с будущими учителями.
  7. Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
  8. Игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста.

   Таким образом, системное использование многообразия форм и методов методической работы должно обеспечить повышение компетентности педагогов и воспитателей в вопросах организации процесса преемственности между дошкольным и школьным образованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....

От движения к мышлению: Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)

методические разработки по теме: " Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)"....

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.

В ДОО построена следующая система работы старшего воспитателя:Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса....

Методика в оказании методической помощи педагогам и родителям «Коучинг-сессия»

Данная разработка поможет выявить маму ребенка ОВЗ, которой требуется психологическая помощь, поддержка...

Методическая помощь воспитателю "Буряадаараа хоорэлдэе!"

Методическая помощь воспитателю "Буряадаараа хоорэлдэе!"...