Основные направления оказания методической помощи воспитателям по преемственности в работе ДОУ и школы
статья на тему
В статье расскрыты основные направления оказания методической помощи в работе по преемственности ДОУ и школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Основные направления оказания методической помощи воспитателям по преемственности в работе ДОУ и школы»
Глухова Марина Алексеевна,
заведующая ГБОУ детский сад № 629 САО г.Москва.
К.Ю. Белая выделяет что, методическая работа в ДОУ как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре: прогнозирование - программирование - планирование - организация - регулирование - контроль - стимулирование - коррекция и анализ.
Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба детского сада выполняет определенные функции.
Так, в информационно-аналитическую функцию входят:
- анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
- вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
- оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
- установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
- анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
- анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
- поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
- изучение передового педагогического опыта.
Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.
Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.
Направления методической работы по организации преемственности можно представить в виде следующей схемы. Детский сад и школа должны тесно сотрудничать друг с другом, только тогда будет ощутим результат .
Данное сотрудничество позволяет решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с программами для детей 1 класса, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе.
Педагоги школы знакомятся с психолого-педагогическими характеристиками на каждого выпускника, которые оформляются в детском саду. Заместители директора и учителя начальной школы ежегодно выступают на родительских собраниях в детском саду по вопросам приема детей в школу, их подготовки к обучению и другим, интересующим родителей вопросам.
Практикам может быть предложен алгоритм отбора форм методической работы, обеспечивающий устранение имеющихся в профессиональной деятельности проблем:
1) Профессиональная подготовленность: теоретические семинары, педагогические гостиные, педагогические чтения, научно – практические семинары, научные конференции.
2) Профессиональная деятельность:
а) организационная компетенция: организационно-деятельностные игры, педагогические мастерские, тренинги;
б) проектировочная компетенция: проблемные семинары, проектные семинары, семинары–практикумы, фестивали педагогических идей, конкурсы методических разработок;
в) гностическая компетенция: конкурсы профессионального мастерства, научно – практические конференции, педагогические чтения;
г) коммуникативная компетенция: научные конференции, педагогические гостиные, педагогические мастерские, теоретические семинары;
д) конструктивная компетенция: участие в работе временных творческих групп, конкурсы методических разработок, проблемно – проектные семинары.
В настоящее время сложилась следующая классификация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.
Методические формы
повышения квалификации воспитателей в ДОУ
Индивидуальные | Групповые | Фронтальные |
– Индивидуальное шефство – Наставничество – Консультации заведующей, методиста, психолога – Самообразование (самовоспитание) – Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя | – Проблемные консультации – Творческие группы – Тематические семинары – Психологический тренинг – Школа педагогического мастерства – Организационно-деятельностные, ролевые игры – Коллоквиумы – Психолого-педагогический практикум – Школа молодого воспитателя – АКС (анализ конкретных ситуаций) – Взаимопосещение занятий
– Творческие мастерские | – Педсовет – Психолого-педагогические семинары – Аукционы знаний, методических находок, идей – Педагогические и методические ринги – «Круглый стол» – «Час защиты позиций» – Теоретические, методические и практические конференции – КМН (конкурс методических находок) – Фестиваль методических идей |
Приоритетные формы методической работы:
- Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности.
- Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования).
- Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей.
- Проведение «дней выпускников» в ДОУ.
- Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе.
- Встречи родителей с будущими учителями.
- Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
- Игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста.
Таким образом, системное использование многообразия форм и методов методической работы должно обеспечить повышение компетентности педагогов и воспитателей в вопросах организации процесса преемственности между дошкольным и школьным образованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам
Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...
Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"
Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам, создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...
Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....
От движения к мышлению: Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)
методические разработки по теме: " Основные направления коррекционно-развивающей помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС, РДА)"....
Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
В ДОО построена следующая система работы старшего воспитателя:Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса....
Методика в оказании методической помощи педагогам и родителям «Коучинг-сессия»
Данная разработка поможет выявить маму ребенка ОВЗ, которой требуется психологическая помощь, поддержка...
Методическая помощь воспитателю "Буряадаараа хоорэлдэе!"
Методическая помощь воспитателю "Буряадаараа хоорэлдэе!"...