Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике на тему

Ерина Ольга Николаевна

В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

педагог-психолог СП Лекотека О.Н. Ерина

С 1 сентября 2014 года на базе нашего центра развития ребенка функционирует структурное подразделение Лекотека для детей с ОВЗ. На сегодняшний день у нас 13 воспитанников, среди которых 10 – со сложной структурой дефекта. Большое внимание требуют дети 2-3 лет с ДЦП в сочетании с задержкой психоречевого развития (ЗПРР). Работа осложняется тем, что дети данной категории практически не произносят даже простейших слогов. Поэтому вся работа выстроена в соответствии с такими направлениями как: развитие коммуникации и речи; развитие крупной и мелкой моторики; развитие игровой деятельности, познавательное развитие.

Развитие коммуникации и речи. Основа развития речи – это коммуникация. Если ребенок подолгу играет один, не обращается за помощью к окружающим, не поднимает глаз, когда ему что-либо говорят, у ребенка нарушение коммуникации. Вся работа будет заключаться в том, чтобы вызвать интерес. Начинать целесообразно с телесно-ориентированных игр, чтобы ребенок заметил взрослого и начал к нему обращаться. Это поглаживания ребенка, массаж ручек и пальчиков, игры с тактильным оборудованием, разным материалом. На начальном этапе работы с ребенком важно выяснить, понимает ли он обращенную к нему речь. Когда мы задаем подобный вопрос матери, обычно получаем ответ «да». Близкие родственники начинают рассказывать, что ребенок знает, где бутылочка стоит, машет рукой «пока», берет машинку и приносит. В действительности оказывается, что ребенок понимает речь, в лучшем случае, на бытовом уровне, так как мать показывает рукой на ту же бутылочку, подводит к нужным объектам и просит взять игрушку. Но на приеме после 2-3 обращений к ребенку, приходишь к выводу, что ребенок не понимает обращенной речи. Дальнейшая работа строится на выработке понимания у ребенка речи, подкрепленной жестом.

Для того чтобы ребенок заговорил, важно создавать ситуации, в которых ребенок вынужден попросить, обратиться к взрослому. Важно расспрашивать ребенка, задавать уточняющие вопросы и произносить «детские слова», подкрепляя жестом (машинка – би-би, имитируем вращение руля, кукла – ляля, имитация укачивания, мяч – бух-бух, имитация круга).

Развитие игровой деятельности. Многие дети не умеют играть, потому что не используют игрушки в соответствии с их назначением. Обычно дети либо кидают игрушки, либо складывают в ящики. Работу в данном направлении начинаем с простейших игр. Игра в мяч: катаем друг другу, кидаем. Кормим кукол (мишек, заек), купаем, качаем. Строим башню из кубиков, гараж, дорогу для машинки. В дальнейшем собираем пирамидку, матрешку.

Развитие крупной моторики. Двигательные нарушения у ребенка мешают ему сосредоточиться на заданиях, которые предлагаются. Одним детям тяжело сидеть на стульчике, другим – передвигаться и ориентироваться в пространстве, поэтому может создаться впечатление, что задание ребенку не интересно. В данном случае обучаем ребенка элементарным играм: поставь игрушку на полку, достань шарик из-под стула, открой шкафчик (закрой), постепенно усложняя.  На следующем этапе включаем игры с использованием сложной поверхности (тактильные дорожки), препятствиями (обойти стул, диван), перелезанием (через бортик сухого бассейна), подлезанием (под стул, стол), игры с мячом. Данные игры развивают умение ориентироваться в пространстве, равновесие, согласованность движений в целом, а также умение сосредотачивать внимание.

Развитие мелкой моторики. Одна из основных проблем – это несогласованность действия рук у ребенка. Зачастую мы наблюдаем, что ребенок в игре использует только правую либо левую руку. В этом случае ребенку надо помочь использовать обе ручки, так как в дальнейшем он не сможет освоить элементарные игры. В этом нам помогут такие предметы, как коробочки с крышечками (можно использовать контейнеры разного размера), баночки с завинчивающимися крышками. Все дети любят совершать такие действия как открывать, закрывать, складывать, высыпать, откручивать. Целесообразно использовать подарочные коробки, так как создается ситуация, когда ребенку придется открыть и закрыть коробку сразу с 3-4 сторон. А если туда положить игрушки, к примеру, шарики, то малыш будет одной рукой открывать, а другой складывать предметы. Прекрасно подходят пирамидки с разными отверстиями. Идем от простого к сложному. Сначала кольца с широкими отверстиями, затем все уже и уже.

Как только ребенок научился действовать 2 руками, переходим к обучению перехватыванию. В этом нам поможет игра «Собери бусы». Ребенку предлагаем шнур, диски или шарики с отверстиями. Если у ребенка не получается или он не понимает, то помогаем, придерживаем шнур. Более сложный вариант – это открывать и закрывать рюкзачок (не плотный, а матерчатый).

Следующий этап – это развитие пинцетного захвата. Если раньше мы обучали ребенка манипулировать крупными   предметами, теперь переходим к работе с мелкими шариками, дисками, палочками, колечками. Самый распространенный и действенный способ – это достать предмет из маленькой коробочки – такой, чтобы в неё входили только большой и указательный пальчики. Далее – мозаики с крупными и более мелкими деталями. Отлично подходят игры с пластилином. Элементарная игра – отрывать кусочки и прикреплять их к доске, а затем собирать их с доски в комочек.  

Познавательное развитие. Обычно к 3 годам дети понимают инструкции. В данном случае инструкция – это не только словесная инструкция, но и показ или совмещенное действие, которое ребенок должен повторить. То есть это способность действовать не только по своей программе, но и решать задачи, которые перед ним ставятся. Если ребенок не понимает инструкции, то мы подстраиваемся под его интересы, привлекая внимание к себе либо следуем за ним, постепенно расширяя его опыт. Можно использовать игры «Ладушки», «Поехали», «Куку». При этом важно формировать бытовые навыки: застегивание замочка на штанишках, кормление куклы, нахождение обуви и надевание. Важно четко, не спеша проговаривать инструкции, используя жесты для лучшего понимания. Инструкции на начальном этапе должны быть просты и состоять из одной просьбы: «Дай куклу», далее усложняем: «Положи шарик в коробку». Позже инструкции должны быть направлены на совершение нескольких действий: «Возьми кубики и положи в машину». Все подкрепляем жестами. На следующем этапе обучаем играть по простейшим правилам: сначала поставь столик, затем посади кукол за стол, а потом расставь тарелочки и бокальчики.

У детей с ОВЗ нарушена переключаемость внимания с одного вида деятельности на другую, поэтому вы можете наблюдать, что ребенок подолгу может заниматься одной игрой: пересыпать песок, перекладывать шарики, играть машинкой. В другом случае ребенок берет игрушку, начинает играть и тут же бросает, так как в его поле зрения попал мяч. Затем бросает мяч и берет еще что-то. Чтобы привлечь внимание, используем яркие стимулы, громкие звуки, яркие игрушки.

В заключение, хочется отметить, что главное в работе с детьми с ОВЗ – это помощь в социализации. А чтобы сопровождение было эффективным, важно понимать особенности развития каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции 2013 г: "Адаптация и педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

Адаптация и педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приоритетным направлением развития системы государственной помощи детям с особыми нуждами является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде всего – создание общей безбар...

Проект в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья “Я всё смогу”

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных компонентов в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно психического здоровья и социализации детей, успешной ...