Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования
статья по теме
В статье расскрываются актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования»
Глухова Марина Алексеевна,
заведующая ГБОУ детский сад № 629 САО г.Москва.
В настоящее время в качестве основополагающего рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.
В соответствии с государственной программой г. Москвы на 2012-2016гг. «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») и Комплексной окружной программой преемственности дошкольного и начального общего образования «Шаг за шагом» на 2012-2016гг. проводятся мероприятия с целью налаживания преемственных связей между дошкольными образовательными учреждениями и учреждениями начального общего образования. Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника.
Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающихся (воспитателей и учителей). Реализация преемственности способствует существующая система образования, реализация требований ФГТ и ФГОС в вопросах воспитания и обучения ребенка; единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Неотъемлемой частью работы по преемственности дошкольных учреждений и школ является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка, соответственно для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников образовательных учреждений и семьи.
Тем не менее, в решении данного вопроса существует ряд проблем, необходимость усовершенствования форм организации и методов обучения, как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе. Для этого необходимо решить задачи, наиболее актуальные в данном вопросе:
- отказаться от жёстко регламентированного обучения в детском саду;
- максимально обеспечить двигательную активность детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы;
- использовать многообразие форм обучения «неурочного» типа;
- использовать в детском саду и школе цикличность и проектную организацию содержания обучения, обеспечивающие востребованность «предыдущего в настоящем», создающие условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта;
- обеспечить взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей;
- создать развивающую предметную среду, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе;
- более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность;
- максимально использовать в начальной школе, особенно в первый год обучения, игровые приёмы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности ребёнка;
- изменить формы общения детей, как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе; обеспечить ребёнку возможность ориентироваться на партнёра-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого); поддерживать диалогическое общение между детьми; признавать право ребёнка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку;
- осуществлять поиск эффективных форм сотрудничества дошкольного учреждения и школы по реализации требований ФГТ и ФГОС в вопросах воспитания и обучения ребенка;
- способствовать развитию потенциала педагогических работников на всех ступенях образования через различные формы методической работы (семинар, методическое объединение, мастер-класс и др.);
- с целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителям совместно с воспитателями разрабатывать планы преемственности, к выполнению которых привлекать не только педагогов, но и родителей;
- транслировать опыт образовательных учреждений района (города) по реализации преемственности дошкольного и начального общего образования в современных условиях.
Если предложенные направления преемственности будут претворены в действительность, будет создан общий благоприятный фон для развития детей – физического, интеллектуального, эмоционального – как в дошкольном учреждении, так и начальной школе, сохранится и укрепится их физическое и психическое здоровье.
Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни - недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.
Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:
- возможность общения (развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы);
- временной фактор (срок вхождения ребёнка в школьную жизнь продлён до одного месяца, при этом игровая деятельность сочетается с учебной деятельностью);
- продолжительность урока 35 минут;
- безоценочная система в течение первого года обучения;
- создание условий, приближённых к условиям детского сада (игровой уголок, дополнительные прогулки между уроками).
Проблемой является и отсутствие механизма более активного включения родительской общественности в управление образованием, как в ДОУ, так и в начальной школе.
Известно, что главной составляющей социальной ситуации развития ребёнка, его ближайшим окружением, «эмоциональным тылом» является семья, с которой образовательному учреждению необходимо установить тесное взаимодействие.
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.
Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. Поэтому, необходимо повышать компетентность педагогов и воспитателей по вопросам организации процесса преемственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада .Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....
Проект организации преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
Проект призывает пересмотреть подход к рганизации мероприятий, направленных на преемственности детского сада и школы....
Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»
В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...
Преемственность детского сада и школы, как условие успешного обучения детей – логопатов. Соавторы: методист Чугунова Т.И., педагог-психолог Майсак А.Б.
Преемственность детского сада и школы, как условие успешного обучения детей – логопатов....
Преемственность детского сада и школы в условиях перехода на ФГОС
Преемственность является двустороннимпроцессом,в котором на дошкольной ступениобразования сохраняется самоценностьребёнка и формируются его фундаментальныеличностные качества - те достижения...