Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования
статья по теме

Глухова Марина Алексеевна

В статье расскрываются актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования»

Глухова Марина Алексеевна,

заведующая ГБОУ детский сад № 629 САО г.Москва.

В настоящее время в качестве основополагающего рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребёнка.

В соответствии с государственной программой г. Москвы на 2012-2016гг. «Развитие образования города Москвы («Столичное образование») и Комплексной окружной программой преемственности дошкольного и начального общего образования «Шаг за шагом» на 2012-2016гг. проводятся мероприятия с целью налаживания преемственных связей между дошкольными образовательными учреждениями и учреждениями начального общего образования.  Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника.

Преемственность может рассматриваться  как внутренняя связь, которая  выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающихся (воспитателей и учителей).  Реализация преемственности способствует существующая система образования, реализация требований ФГТ и ФГОС в вопросах воспитания и обучения ребенка; единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.  

Неотъемлемой частью работы по преемственности дошкольных учреждений и школ является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка, соответственно для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников образовательных учреждений и семьи.

Тем не менее, в решении данного вопроса существует ряд проблем, необходимость усовершенствования форм организации и методов обучения, как в дошкольных учреждениях, так и в начальной школе. Для этого необходимо решить задачи, наиболее актуальные в данном вопросе:

-   отказаться от жёстко регламентированного обучения в детском саду;

- максимально обеспечить двигательную активность детей в школе на уроках физкультуры, больших переменах, а также в процессе внеклассной работы;

-   использовать многообразие форм обучения «неурочного» типа;

- использовать в детском саду и школе цикличность и проектную организацию содержания обучения, обеспечивающие востребованность «предыдущего в настоящем», создающие условия для использования самими детьми имеющегося у них опыта;

- обеспечить взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей;

- создать развивающую предметную среду, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе;

 - более широко использовать методы, активизирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность;

 - максимально использовать в начальной школе, особенно в первый год обучения, игровые приёмы, создавать эмоционально значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности ребёнка;

- изменить формы общения детей,  как на занятиях в детском саду, так и на уроках в школе; обеспечить ребёнку возможность ориентироваться на партнёра-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого); поддерживать  диалогическое общение между детьми; признавать право ребёнка на инициативные высказывания и аргументированное отстаивание своих предложений, право на ошибку;

 - осуществлять поиск эффективных форм сотрудничества дошкольного учреждения и школы по реализации требований ФГТ и ФГОС в вопросах воспитания и обучения ребенка;

     - способствовать развитию потенциала педагогических работников на всех ступенях образования через различные формы методической работы (семинар, методическое объединение, мастер-класс и др.);

     - с целью  более тесной и систематической работы школы и детского сада учителям совместно с воспитателями разрабатывать планы  преемственности, к выполнению которых привлекать не только  педагогов, но и родителей;

- транслировать опыт образовательных учреждений района (города) по реализации преемственности дошкольного и начального общего образования в современных условиях.

Если предложенные направления преемственности будут претворены в действительность, будет создан общий благоприятный фон для развития детей – физического, интеллектуального, эмоционального – как в дошкольном учреждении, так и начальной школе, сохранится и укрепится их физическое и психическое здоровье.

Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни - недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.

Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:

- возможность общения (развитие коммуникативных  способностей, эмоциональной сферы);

- временной фактор (срок вхождения ребёнка в школьную жизнь продлён до одного месяца, при этом игровая деятельность сочетается с учебной деятельностью);

- продолжительность урока 35 минут;

- безоценочная система в течение первого года обучения;

- создание условий, приближённых к условиям детского сада (игровой уголок, дополнительные прогулки между уроками).

Проблемой является и отсутствие механизма более активного включения родительской общественности в управление образованием, как в ДОУ, так и в начальной школе.

Известно, что главной составляющей социальной ситуации развития ребёнка, его ближайшим окружением, «эмоциональным тылом» является семья, с которой образовательному учреждению необходимо установить тесное взаимодействие.

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между  образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.

Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. Поэтому, необходимо повышать компетентность педагогов и воспитателей по вопросам организации процесса преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада .Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....

Проект организации преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект призывает пересмотреть подход к рганизации мероприятий, направленных на преемственности детского сада и школы....

Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»

В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже  более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...

Преемственность детского сада и школы в условиях перехода на ФГОС

Преемственность является двустороннимпроцессом,в котором на дошкольной ступениобразования сохраняется самоценностьребёнка и формируются его фундаментальныеличностные качества - те достижения...