Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
проект на тему
Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада .
Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 43.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Региональный институт непрерывного образования
Факультет повышения квалификации преподавателей ВУЗов
Программа профессиональной
переподготовки
«Менеджмент и экономика
образовательной организации»
Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
Разработчики:
МБДОУ «Нердвинский детский сад»
Зам по ВМР
Кылосова Наталья Александровна
Пермь, 2014г.
Структура управленческого проекта
Вводная часть
1.Управленченская проблема, на решение которой направлен проек.
2.Актуальность проекта.
3.Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Структура управления проектом (распределение обязанностей в команде)
Подготовительная (исследовательская) часть (вариативная часть)
6.Исследовательская проблема ( проблемы) в рамках разработки социального проекта.
7.Обьект и предмет исследования
8.Цели, задачи исследования.
9.Источниковая база исследования.
10.Методы исследования.
11.Результаты исследования
Планирование реализации проекта
12. Концепция решения управленческой проблемы
13.Изучение возможностей и ограничений реализации проекта / проектной команды (SWOT – анализ, вариативная часть)
14.Анализ необходимых ресурсов и способов их получения
15. Партнеры проекта (реальные и потенциальные, варианты мотивации партнеров к участию в проекте)
16. Анализ риска и путей их преодоления
17.Смета (бюджет) проекта
18. Поэтапный план график реализации проекта
19.Конкретные ожидаемые результаты.
20.Текущий и итоговый мониторинг реализации проекта ( количественные и качественные критерии текущих и итоговых результатов реализации проекта)
21.Механизмы поспроектного развития тиражирования проекта (вариативная часть)
Содержание проблемы
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта. Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.
В последние годы произошла незаметная революция: изменился социальный статус дошкольного детства. Оно становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. . Главными критериями ФГОС дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, - акцент на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, развитию инициативности, умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости
- единства образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального, образования. Преемственность предпологает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от сада к школе; взаимосвязь содержания воспитательно – образовательной работы положительное отношение к детям. понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения. Главное, выработать в сознании ребенка мотивацию – «хочу учиться». Принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты, свидетельствующие о готовности детей к школе - так определяет ФГОС дошкольного образования.
Однако на практике получается так, что многие «дети», так рвавшиеся в августе в школу, уже к концу сентября испытывают разочарование в школьной жизни. Учителя жалуются, что у детей неустойчивое внимание, пассивность, нет самостоятельности, страдает дисциплина. Хотя всего несколько месяцев назад у детей прослеживалась четкая мотивация – хочу идти в школу, хочу все знать, хочу всему учиться. Это говорит о том, что у значительной части детей под влиянием начавшегося школьного обучения наступает кризис. Чисто кризисным проявлением внешней и внутренней жизни детей в этот период становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Ребенок попадает в новую социальную ситуацию, где значимые для прежнего жизненного этапа ценности, связанные с игрой, прежние интересы, мотивы действий мгновенно теряют внешнее подкрепление. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни». Ребенок этого еще долго не понимает. Несовпадение внутренних и внешних условий существования ребенка в данный период является причиной обострения кризиса седьмого года жизни. У многих детей пропадает интерес к обучению. Апатия, нежелание учиться приводит к тому, что у детей идет ухудшение физического и психического здоровья детей. По данным статистики в школах до 70% детей с симптомами дезадаптации.
Проблема состоит в том, что переходный период от дошкольного к школьному детству проходит сложно, уязвимо для всех участников образовательного процесса, но в первую очередь для самого ребенка. недостаточно взаимодействие педагогов детского сада и школы, нет преемственности в организации воспитательно – образовательной работы, единых взглядов, одинаково положительного отношения к детям, понимания их потребностей.
Мы хотим, чтоб преемственность в работе детского сада и школы поднялась на более высокий уровень. Наладить тесное сотрудничество с педагогами начального образования, родителями наших воспитанников, что поспособствует безболезненному переходу детей от дошкольной на школьную ступень, а значит и дальнейшему, успешному обучению в школе.
- Цели и задачи проекта.
Цель:
Создание эффективной системы взаимодействия между коллективами педагогов Нердвинской средней образовательной школой (НСОШ) и Нердвинским детским садом (НДС)
Задачи:
1.Мониторинг текущего уровня взаимодействия педагогических коллективов НСОШ и НДС
2. Выявить степень заинтересованности участников образовательного процесса к участию в данном проекте
3. Организовать деятельность рабочей группы, отвечающей за достижение цели проекта
1.Исследование:
О результатах работы за текущий период
Анализируя работу детского сада по преемственности за 2012-2013 год, выявилось, что нет четких данных о системе работы, ее результативности.
Цель Выявить результативность работы по преемственности за период 2012 - 2013г.
Задачи: 1.Подвести итоги работы по вопросам преемственности.
за текущий период
Результат исследования:
2.Исследование о заинтересованности участников образовательного процесса в данном проекте.
Проблема Нет данных о количестве воспитателей, учителей, родителей, желающих учавствовать в проекте
Цель: Выявить степень заинтересованности участия в проекте учителей педагогов ДОУ, родителей
Задачи: 1.Провести опрос участников образовательного процесса.
Результат исследования:
Этапы реализации проекта. (Пр.№1)
Миссия МБДОУ «Нердвинский детский сад » — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности каждого ребенка, ориентированной на самореализацию, жизненный успех и сохранение здоровья как ценности, в обеспечении комплексного развития с учетом его психического и физического состояния здоровья.
Целевая аудитория проекта.
Партнер | Участие в проекте |
Реальные партнеры | |
Педагогический коллектив ДОУ | |
Родители воспитанников | |
Педагогический коллектив НСШ | |
Потенциальные партнеры | |
Наши выпускники |
Для определения объема работы по преемственности ее направлений мы провели свод анализ деятельности ДОУ (Пр.№2)
Проанализировав текущую деятельность ДОУ, выделили такие направления в работе.
1. Повышение качества воспитательно – образовательной работы..
Личностная и социально-психологическая готовность детей. Эмоционально-волевая готовность. Физическая готовность.
2.Повышение квалификации педагогических работников, привлечение молодых специалистов
3.Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к школе
4.Обогащение развивающей среды ДОУ.
5.Трансляция опыта работы внутри сада и средствами массовой информации.
Этапы реализации проекта - 2014-2016г.
1 этап - подготовительный, планово-прогностический (август, 2014г. – ноябрь 2014г.)
2 этап - практический, основной (декабрь, 2014г. – апрель, 2016г.)
3 этап – итоговый ( май, июнь 2016г.)
№ | Наименование этапа | Планируемые мероприятия | Результат | Ответственный | Сроки выполнения |
1 | планово-прогностический | Мониторинг образовательной деятельности ДОУ | Аналитическая справка | Педагоги ДОУ | Август сентябрь |
Выявление степени заинтересованности участников проекта | Анкеты | Педагоги ДОУ | Август сентябрь | ||
Создание совместной творческой группы педагогов школы и детского сада, представителя родительского комитета. Рассмотрение и утверждение дорожной карты | Приказ План - карта | Администрация | Август сентябрь | ||
2. | практический, основной | Повышение квалификации педагогов | План прохождения повышения квалификации | Администрация | В течении2015г. |
Совместное проведение семинаров, педсоветов, Взаимопосещение НОД, уроков. Мероприятия с участием родителей и детей детского сада и школы. Клуб для родителей «Наши дети – наше будущее» | Положения семинаров Программы мероприятий Программа клуба «Наши дети – наше будущее» | Творческая группа | Декабрь 2015 – май2016г. | ||
Консультации с родителями по вопросам адаптации выпускников | Библиотека для родителей Папки передвижки | Специалисты школы, ДОУ | Декабрь 2015 – май2016г. | ||
Обогащение развивающей среды ДОУ | Пополнение наглядного, дидактического материала в старшей подготовительной группе | Администрация | Декабрь 2015 – апрель2016г. | ||
Трансляция опыта работы | Выступления на конференциях. Публикация опыта в журналах, газетах. | Педагоги | Декабрь 2015 – май2016г. | ||
3. | итоговый | Анализ работы тврческой группы за 2014 – 2016г. на | Аналитические справки отчеты на педсоветах, совещаниях педагогов. | Творческая группа | В течении реализации проекта |
Смета расходов, предусмотренных на реализацию проекта.
№ п\п | мероприятия | объём финансирования по годам реализации проекта и источникам финансирования (тыс. руб.) | ||||||||
всего | в том числе | в том числе | ||||||||
бюджетные средства | внебюджетные средства | 2014г. | 2015г. | 2016г. | ||||||
Повышение квалификации | 30,0 | 30,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | |||||
Участие в конкурсах профессионального мастерства | 10,0 | 10,0 | 5,0 | 5,0 | ||||||
Организация совместных мероприятий | 35,0 | 35,0 | 10,0 | 10,0 | 15,0 | |||||
Трансляция опыта | 20,0 | 20,0 | 5 | 7,0 | 8,0 | |||||
Конкурсы, выставки | 10,0 | 10,0 | 5,0 | 5,0 |
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будет разработан и реализован целостный процесс обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в период от дошкольного воспитания к школе, направленный на формирование личности, ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Разработана взаимосвязанная система содержания воспитательно – образовательной работы.
У родителей педагогов детского сада и школы сформируется одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание мотивов особенностей поведения их потребностей.
Сохраняется самоценность дошкольного детства, сфориируются личностные качества ребенка, которые послужат успешности при обучении в школе.
Качественно изменится работа педагогов, что поможет эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста во взаимодействии детского сада школы и семьи. Будет продолжена работа по привлечению узких специалистов (психологов, логопедов, врачей)
Библиографический список.
Литература:
1.Приложение к журналу «Управление»
«Преемственные связи»
Издание г.Москва 2014г
2.К.Ю. Белая «Программы и планы в ДОО»
Приложение №1.
Модель реализации преемственности
МБДОУ «Нердвинский детский сад» и МБДОУНСШ
Определение миссии |
Определение целевой группы |
SWOD - анализ |
планирование |
реализация проекта |
результаты проекта |
Приложение № 2
SWOT-анализ образовательной деятельности
МБДОУ «Нердвинский детский сад» за текущий год.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
50% педагогов с первой квалификационной категорией | 0 % педагогов с высшей квалификационной категорией |
Статус опорного образовательного учреждения по физическому направлению. | Низкая активность родителей в воспитательно – образовательном процессе, связанная из – за дефицита времени |
Высокая оценка родителями доступностью качеством образовательной услуги (95,15 % - декабрь 2013г.) | Переходный период (ФГТ – ФГОС) |
Материально – техническое оснащение и ДОУ | Большая наполняемость старшей подготовительной групп. |
Трансляция педагогического опыта на различном уровне | Низкая компетентность родителей по вопросам адаптации детей в школе |
Стабильный, творческий педколлектив, | |
Высокие результаты диагностики выпускников | |
Расположение зданий школы и детского сада в непосредственной близости. | |
Тесное взаимодействие с будущими учителями выпускников в течение года. | |
ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ |
Расширение спектра деятельности дополнительных совместных мероприятий детский сад – школа. | Педагоги пенсионного возраста |
Привлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУ. | Большая наполняемость подготовительной группы |
Разработка системы единых подходов в воспитательно – образовательном процессе детский сад – школа. | |
Пополнение развивающей среды старшей подготовительной группы. | |
Повышение квалификации педагогов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» в условиях реализации ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей. Консультация содержит требования ФГОС к предметно-развивающей среде в ДО, а также особенности организании предметно-развиваюей среды....
Построение модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа в условиях реализации ФГОС
В свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" требуется создание новой модели единого образовательного пространства детский сад - семья - школа, провозглашающей идею самоценности ...
Проект организации преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
Проект призывает пересмотреть подход к рганизации мероприятий, направленных на преемственности детского сада и школы....
Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»
В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...
Доклад на педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»
Доклад на педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...