Проект организации преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
проект (подготовительная группа) по теме
Проект призывает пересмотреть подход к рганизации мероприятий, направленных на преемственности детского сада и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_preemstvennost_mdou_65.docx | 45.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №65»
Проект
«Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС»
Чита 2016
Паспорт проекта
Наименование | Проект «Организация преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС» |
Дата принятия решения о разработке и утверждения | Решение совместного круглого стола МБДОУ №65 и СОШ №36 «Преемственность в работе школы и ДОУ над формированием метапредметных УУД» от 18.012016 года |
Заказчик |
|
Разработчики | заместитель заведующей по воспитательно-методической работе Сивова А.С., воспитатель Боязитова С.И, воспитатель Филатова Т.Ю., логопед Гроцкая Г.Г., муз. руководитель Лужанская Н.А. |
Цели | Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования. |
Задачи |
|
Сроки, этапы | Проект планируется реализовать в период с 1.02.2016 по 1.09.2017 1 этап: подготовительный – 1.02.2016-1.09.2016 2 этап: основной – 1.09.2016. – 1.05.2017 3 этап: аналитический – 1.05.2017. – 1.11.2017 |
Перечень мероприятий |
|
Финансирование | Осуществляется за счёт бюджетных и внебюджетных средств |
Ожидаемые результаты |
|
Управление | Заведующая МБДОУ №65, зам. зав. По ВМР МБДОУ №65, зам. дир. УВР СОШ №36 |
Пояснительная записка
Актуальность.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Реализация новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Но гораздо в большей степени успешная адаптация будущего первоклассника зависит от сформированных личностных качеств, навыков конструктивного общения. Иными словами, от развитых предпосылок социализации. Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия двух сред: детской школьной и детской дошкольной. При чём, передача социального опыта от взрослого к ребёнку здесь будет не так важна, как опыт межличностного взаимодействия школьников и дошкольников.
Традиционные формы организации преемственности (взаимные просмотры занятий, экскурсии в школу) не обеспечивают вышеуказанных требований или делают это частично.
В то же время, необходимо создать такую среду для ребёнка, которая представляла бы единое поле развития не только в детском саду, но и в семье.
Таким образом, цель - обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Соответственно, задачи:
– скорректировать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях ФГОС;
– создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной посредством организации единой образовательной среды для воспитанников ДОУ и учеников начальной школы;
– разработать единую систему взаимодействия с родителями в соответствии с запросами социума;
– обеспечить условия для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ.
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
- ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам
- ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Поэтому в данном случае мы оцениваем только условия, способствующие достижению целевых ориентиров.
Проект планируется реализовать в период с 1.02.2016 по 1.09.2017
Этапы проекта
1 этап: подготовительный – 1.02.2016-1.09.2016. На этом этапе планируется осуществить изучение сложившейся системы организации преемственности школы и детского сада, обнаружить проблемные поля. Подобрать инструментарий для осуществления мероприятий по решению поставленных задач, ознакомить с содержанием проекта необходимых участников образовательной деятельности.
2 этап: основной – 1.09.2016. – 1.05.2017. Включает весь перечень мероприятий с детьми школы и детского сада, их родителями и педагогами.
3 этап: аналитический – 1.05.2017. – 1.11.2017. Определяет проблемы и перспективы данного проекта, степень достижения результата, удовлетворённость участников образовательных отношений.
Этапы проекта предполагают действия и мероприятия по следующим направлениям:
1. Организация образовательной деятельности с детьми в старших и подготовительных группах с использованием современных педагогических технологий, обеспечивающих социализацию и условия для успешной адаптации детей в школе (мотивационные карты, портфолио и самопрезентация, детская проектная деятельность, интегрированные мероприятия «День в стенах школы», ИКТ и др.)
2. Создание единой системы сопровождения семьи посредством интерактивных форм, таких как Родительский клуб «За руку с семьёй», Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника», дни открытых дверей в ДОУ и СОШ и т.д.
3. Организация постоянно действующего семинара-практикума совместно для педагогов ДОУ и СОШ и других
4. Создание условий для формирования у детей творческих способностей, инициативности и самостоятельности в РППС как предпосылок универсальных учебных действий.
Данные мероприятия могут осуществляться за счёт бюджетных и внебюджетных средств.
Ожидаемыми результатами проекта предполагается следующее:
– Достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО.
– Разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной, способствующая росту школьной адаптации.
– Существует эффективная модель взаимодействия с социумом, реализующая задачи преемственности ДОУ и СОШ.
– Усовершенствована совместная деятельность педагогов ОУ.
– Созданы условия для повышения качества образовательной деятельности посредством развитой материально-технической базы и РППС
Контроль за ходом реализации проекта осуществляют: заведующая МБДОУ №65, зам. зав. По ВМР МБДОУ №65, зам. дир. УВР СОШ №36.
Условия реализации проекта.
1. Штат специалистов.
Наличие в штате опытных специалистов (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующая ДОУ, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, воспитатели, учителя начальной школы, медицинская сестра, педагог-психолог, логопед, музыкальные руководители).
2. Материальная база.
Наличие двух зданий – детского сада и школы.
Оборудование: компьютеры стационарные, ноутбуки, мультимедийный проектор, экраны, магнитофоны и пр. – созданы и реализуются условия для очного и дистанционного взаимодействия педагогов, родителей.
3. Развивающая предметно-пространственная среда.
В групповых организованы физкультурные уголки, уголки уединения, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения, природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно положительно влияет на развитие личности ребенка. Имеется инструментарий для организации всех мероприятий проекта. В школе: актовый зал, спортивный зал, кабинет информатики, ритмики, музей, библиотека.
4. Здоровьесберегающая среда:
- соблюдение рационального режима дня, построенного с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности. Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в детском саду, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью.
- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки и условий для преобладания положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-гигиенических условий отмечается улучшение состояния здоровья воспитанников. В детском саду поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель, режим воспитательно-образовательного процесса. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольников.
- лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ, включают в себя проведение коррекционных упражнений в комплексах утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп.
- оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей как организованную, так и самостоятельную.
- включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты речи, общедвигательного развития, психоэмоциональной сферы.
Новизна проекта заключается в особой интегрированной форме проведения образовательной деятельности с детьми в разновозрастных группах дошкольников и учеников, в которой центр смещён с результата и продукта деятельности на сам процесс.
Приведём пример: дети школы и детского сада участвуют в организации выставки рисунков и поделок: «Я и школа». Для этого не нужно собрать рисунки, нарисованные заранее и разместить на выставке, необходимо организовать совместное рисование с обсуждением детьми смысла и содержания картин, целей такой работы. Когда выставка уже создана, обсуждения проводятся одновременно в разновозрастной группе непосредственно во время совместной экскурсии к созданной галерее картин. В такую группу включается не только первоклассники, что принято традиционно, но и более старшие дети начальной школы. Это необходимо потому, как не у всех учеников 1 класса школьная адаптация проходит успешно. Это означает, что они не могут в достаточной мере передавать свой социальный опыт дошкольникам, а сами нуждаются в поддержке и сопровождении. Вместе с тем, по уровню развития дети из первых классов близки воспитанникам детского сада, поэтому в работу включаются и они, и более старшие дети начальной школы.
Также, от большинства подобных проектов, данный проект отличается тем, что вся образовательная деятельность с детьми имеет отражение в системе работы с родителями воспитанников детского сада и первых классов. Так, продолжая пример с выставкой, можно сказать, что с родителями не просто проводится беседа с просьбой принести рисунки – им необходимо присутствовать при создании картин, обсуждать их назначение, помогать детям эстетично разместить рисунки на выставке и показывать детям пример общения со старшими детьми начальной школы, педагогами.
В результате такой работы формируется коммуникативное пространство для участников образовательной деятельности. При этом мы не только готовим к школе воспитанников детского сада, но и детей и педагогов начальной школы их принять.
Таким образом, реализуется главный принцип развития детей – принцип деятельностного подхода, позволяющего не только познакомиться, посмотреть со стороны на школу, но и окунуться в её социальную среду (учить общаться, находить новых друзей, постигать смысл совместной работы и т.д.)
В настоящее время проект находится на подготовительном этапе: совместно с учителями начальной школы осуществляется поиск приемлемых форм организации образовательной деятельности, ведётся просветительская работа с родителями. Так же были апробированы некоторые новые формы работы с детьми: силами учеников начальной школы был показан спектакль для дошкольников, после которого была организована совместная творческая гостиная для всех детей. Также были проведены спортивные соревнования между школьниками и дошкольниками, в. которых приняли участие нетрадиционные смешанные команды, в каждой из которых были и дошкольники, и первоклассники. Так детям удалось получить массу положительных эмоций от совместного общения, учиться достигать общую цель. Разработка мероприятий основного этапа ведётся таким образом, чтобы охватить все виды детской деятельности и образовательные области согласно ФГОС. По окончании реализации проекта будет создана методическая база (литература, планы и разработки мероприятий, конспекты консультаций, практикумов, образовательной деятельности с детьми и др.), наработан новый опыт по организации преемственности ДОУ и СОШ. Всё это будет представлено педагогической общественности в рамках методического совета «Педагогический поиск» в 2017 году.
По результатам проекта планируется осуществить сравнительный мониторинг. Все мероприятия будут задействовать только одну из двух подготовительных групп. Вторая же остаётся контрольной, в ней мероприятия по преемственности организуются традиционно. На аналитическом этапе следует сравнить результаты школьной адаптации у детей этих групп.
Перечень основных мероприятий
№ | мероприятие | ответственные | сроки |
Подготовительная работа | |||
Изучение литературы и интернет-ресурсов, анализ сходных проектов и программ | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги | февраль - март 2016 | |
Разработка и заполнение индивидуальных карт развития ребёнка, в которых прослеживаются предпосылки формирования УУД | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ | Февраль - май 2016 | |
Составление плана мероприятий на основном этапе | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ | март-апрель 2016 | |
Просветительская деятельность с родителями дошкольников и учеников начальной школы | Педагоги ДОУ и СОШ | февраль – август 2016 | |
Разработка и корректировка конспектов конкретных мероприятий | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги | февраль 2016 – май 2017 | |
Разработка инструментария для проведения сравнительного мониторинга | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ | февраль-сентябрь 2016 | |
Образовательная деятельность с детьми | |||
Цикл экскурсий в школу дошкольников с детьми-волонтёрами из начальной школы | педагоги ДОУ и СОШ | сентябрь-ноябрь 2016 | |
Логовикторина по сказкам для смешанных команд ДОУ И СОШ в школьном музее/библиотеке | логопеды ДОУ и СОШ, библиотекарь | октябрь 2016 | |
Творческие гостиные: «В гостях у дошколят» , «День в стенах школы»- знакомство и взаимодействие дошкольников и их родителей с учителями и учениками начальной школы; | родители и педагоги ДОУ и СОШ | декабрь 2016 | |
Цикл тренингов «Вот такая школа!» - участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, отработка конструктивного общения в разновозрастных группах на базе СОШ | психологи ДОУ и СОШ | 1 раз в 2 месяца с сентября 2016 по май 2017 | |
Выставка рисунков и поделок «Я и школа» - создание поля для общения и достижения общей цели у детей ДОУ, СОШ, их родителей | родители и педагоги ДОУ и СОШ | январь 2017 | |
Неделя «Я талантлив!» - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада | родители и педагоги ДОУ и СОШ | сентябрь 2016 | |
Совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников (не менее пяти) | педагоги и узкие специалисты ДОУ и СОШ | сентябрь 2016 – июнь 2017 | |
Спектакли «Дюймовочка», «Теремок на новый лад» и др. участие в театрализованной деятельности и творческие вечера детей ДОУ, СОШ, их родителей; | родители и педагоги ДОУ и СОШ | февраль – май 2017 | |
Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. | педагоги СОШ | январь – август 2017 | |
Месяц проектов - совместная познавательно-исследовательская деятельность первоклассников и воспитанников ДОУ | зам. дир. По УВР СОШ и зам. зав по ВМР ДОУ, педагоги | октябрь 2016 и октябрь 2017 | |
Создание единой системы сопровождения семьи | |||
«Родительский клуб» за руку с семьёй с участием родителей первоклассников | педагоги ДОУ и СОШ | 1 раз в 2 месяца с сентября 2016 по май 2017 | |
Акция «Письма из школы» - пожелания и рекомендации от родителей учеников начальной школы родителям дошкольников. | родители учеников СОШ, педагоги СОШ | сентябрь 2016 и май 2017 | |
Родительский журнал «Дневник будущего первоклассника» | родители детей подготовительных к школе групп, педагоги ДОУ | ежемесячно | |
Участие родителей во всех мероприятиях с детьми | педагоги ДОУ и СОШ | в течение реализации проекта | |
Родительская конференция с педагогами ДОУ и школы; | родители, педагоги ДОУ и СОШ | январь 2017 | |
Дискуссионная встреча родителей дошкольников и первоклассников с узкими специалистами | узкие специалисты ДОУ И СОШ | февраль 2017 | |
Индивидуальные консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; | педагоги ДОУ и СОШ | по запросу | |
дни открытых дверей в ДОУ и СОШ | педагоги ДОУ И СОШ | март 2017 | |
анкетирование, тестирование родителей «Родительская «готовность» к школе» | психологи ДОУ и СОШ | октябрь 2016 и май 2017 | |
образовательно - игровые и психологические тренинги и практикумы для родителей | узкие специалисты ДОУ и СОШ | 1 раз в 2 месяца с сентября 2016 по май 2017 | |
Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ и СОШ | |||
А | Семинар-практикум «Преемственность ДОУ и СОШ в условиях реализации ФГОС» с темами: | зам. зав. по ВМР ДОУ и зам. дир. по УВР СОШ | ежемесячно с сентября 2016 по май 2017 |
- Педагогическая диагностика как инструмент планирования образовательной деятельности (ОД) | |||
- ОД в разновозрастных группах | |||
- Формирование УУД (4 мероприятия с отработкой практических методов и форм работы с детьми в соответствии с классификацией УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные) | |||
- Компетентный родитель – условие успешной адаптации ребёнка к школе | |||
- Сотрудничество с узкими специалистами в рамках организации преемственности ДОУ и СОШ | |||
- открытые просмотры ОД в ДОУ, с привлечением ассистентов-родителей | |||
-открытые просмотры уроков в СОШ с привлечением ассистентов родителей | |||
-Организация совместной культурно-досуговой деятельности с детьми и родителями | |||
Обеспечение преемственности учебно-методических комплектов за счёт части ООП, формируемой сотрудниками организации | |||
Б | Участие во всех мероприятиях проекта | в ходе реализации проекта | |
Аналитическая деятельность | |||
Сравнительный мониторинг по результатам школьной адаптации | зам. зав. по ВМР ДОУ и зам. дир. по УВР СОШ | октябрь 2017 | |
Изучение итогов анкетирования родителей | май 2017 | ||
Оценка достижения ожидаемых результатов с выявлением недостатков и трудностей реализации | октябрь-ноябрь 2017 | ||
Подведение итогов | ноябрь 2017 | ||
Корректировка с целью создания программы |
План мероприятий
Сроки | Название | Ответственные |
Сентябрь | Спортивные соревнования между детьми подготовительных групп и первоклассниками | |
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь | ||
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования
В статье расскрываются актуальные задачи организации преемственности детского сада и школы....
Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС
Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада .Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....
Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»
В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...
Проект «Обеспечение преемственности детского сада и школы как часть успешной адаптации ребенка в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО».
Данный проект актуален и полезен образовательным организациям осуществляющим работу в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО....
Методическая разработка "Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС"
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утве...
Доклад на педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»
Доклад на педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»...