педагогический совет в ДОУ «Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом полоролевого воспитания"
методическая разработка по теме

Стулова Екатерина Александровна

В латыни есть такое выражение: «MULTUM, NON MULTA», которое означает «многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует педагогическую работу грамотного  педагога. И сегодня мы попытаемся за небольшой отрезок времени увидеть многое: понять проблему полоролевого воспитания, осознать важность полоролевого воспитания, узнаем,   как создать оптимально насыщенную и (в тоже время без чрезмерного обилия) многофункциональную   предметно-развивающую среду в групповом помещении, какие найти темы для бесед с девочками, с мальчиками, как придумать самим  ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и  мальчиков и девочек, о разнообразных формах работы с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_3.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н.А. Заболоцкий

  1. Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки - и психологии, и педагогики – вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях воспитательно-образовательного процесса, организуемого в нашем ДОУ.

Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное – познавательной и продуктивной, то есть мы все с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику - работу с детьми.

  1. Разминка, создание рабочей атмосферы.

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков команды.

  1. квадрат;
  2. треугольник;
  3. круг;
  4. ромб;
  5. угол;
  6. птичий косяк.

Упражнение «Сбор по голосам»

Цель: сплочение коллектива, активизация, настрой на работу.

Ведущий раздает заранее приготовленные листочки с написанными на них названиями животных каждому участнику. Поскольку все названия парные, каждый может найти себе пару после команды ведущего. После команды «Начали», каждый начинает изображать то животное, которое написано у него на карточке и пытаться найти свою пару (кошка, собака, ворона, заяц, лошадь, курица). Как только нашли, поднимают руку. После того как каждый нашел себе «своего» животного, ведущий опрашивает: «Кто вы?»

(Слайд №2) В латыни есть такое выражение: «MULTUM, NON MULTA», которое означает «многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует педагогическую работу грамотного  педагога. Наш  сегодняшний педсовет посвящён вопросам полоролевого воспитания дошкольников, а его главная (Слайд №3) цель: расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить представления о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания.    

(Слайд 4) И сегодня мы попытаемся за небольшой отрезок времени увидеть многое: понять проблему полоролевого воспитания, осознать важность полоролевого воспитания, узнаем,   как создать оптимально насыщенную и (в тоже время без чрезмерного обилия) многофункциональную   предметно-развивающую среду в групповом помещении, какие найти темы для бесед с девочками, с мальчиками, как придумать самим  ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и  мальчиков и девочек, о разнообразных формах работы с родителями воспитанников.

  1. ПОНЯТИЕ (Слайд №5)

Давайте выясним, знаете ли вы, в чём разница полового воспитания от полоролевого? Дайте, пожалуйста, определения этим двум понятиям.

Воспитатели совещаются 2мин. Дают определения.

       В современных исследованиях термин «полоролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако полоролевое воспитание существенно отличается от сексуального. (Слайд №6)

       В английском языке существуют два понятия:

«sex» - пол биологический

«gender» - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). 

Первый термин применим в том случае, когда   идёт речь об изучении биологических особенностей – строение тела, половых функций человека  и т.д..

Дошкольный период   основывается на закономерностях развития «gender»а - пола социального, поэтому применительно к детям  дошкольного возраста   целесообразно говорить не о половом, а именно о гендерном или полоролевом воспитании, процесс которого  рассматривается, как   система нравственного и физического развития ребенка.

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

(Слайд №6)

       Бочкарева Л.П. трактует полоролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни».

2.      АКТУАЛЬНОСТЬ  (Слайд №7)

       Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах  существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время эта проблема  настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне.

Уважаемые коллеги, как Вы думаете, почему так важно воспитывать юное поколение в соответствие с его полом? Ваши предположения.

Воспитатели высказываются по очереди.

Во всём мире стало очевидным: от   воспитания детей с учетом их гендерных  особенностей зависит будущее нации и страны.

       В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Проведение полоролевого воспитания в детском саду поможет избежать подрастающему поколению   осложнений, последствий и трагедий, которые бывают при безнравственном подходе к будущему; обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 №655, в области «Социализация» поставлена задача – формирование у детей гендерной принадлежности.

Процесс реализации федеральных государственных требований сопровождается определенными трудностями, связанных с несоответствием, традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приемов педагогической деятельности и современными требованиями к ним; состоянием предметно-развивающей среды ДОУ и необходимым набором игрового, дидактического оборудования; способностью педагогов к инновационной деятельности и значительной потребностью внедрения инновационных подходов в систему дошкольного образования.                                       Инновационный подход в рамках личностно ориентированного образования является двигателем педагогики в целом.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково  способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

В свете ФГТ требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса:

  1. Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий;
  2. Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек рукоделием);
  3. Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями.
  4. Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта;
  5. Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми;
  6. Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей;
  7. Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ;
  8. Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.

        2. РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

          Полоролевое воспитание, по мнению исследователей и учёных всего мира, должно начинаться в буквальном смысле с пелёнок, ведь  оно  означает воспитывать не просто ребенка, а представителя определенного пола. Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – именно мальчиком. К сожалению, в большинстве  детских садов и школах пока преобладает «бесполое» воспитание. И иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Всем им понадобятся в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. Но, с другой стороны, кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков – рыцарству, а девочек – женской мудрости? А ведь это в жизни не менее важно.

        В полоролевом воспитании дошкольников очень важно как будет проходить подготовка детей к социальной  жизни.

        Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.  Пикалова Э.Р.

     

Существуют нормы, которые выполняют роль негласных законов жизни. Родители и педагоги с детства стараются прививать, например, такие: «Люби Родину», «Уважай людей», «Береги близких», «Защищай слабых» и др. Все эти выражения можно назвать формой, через которую дети должны понимать смысл или содержание сказанного. Одновременно с этим данные формулировки можно отнести к «избитым выражениям», которые можно пропустить мимо ушей. Сейчас   Вы попытаетесь изменить форму подачи высказываний, чтобы содержание дошло до самого сердца ребёнка.

Например, есть призыв «Надо беречь природу!». Чтобы ребёнок задумался и стал бережно относиться к природе, можно сказать, например,   так: «Природа – это дом, в котором мы живём. Если мы будем беречь наши леса, земные богатства, то в нашем «доме» будет много воды, тепла, света, пищи – всего, что нужно для нашей жизни».

Попробуйте изменить форму подачи, чтобы содержание дошло до каждого ребёнка.(Слайд №16) Пример: Девочки должны носить юбки. 

«В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке,  всегда определишь, что это настоящая женщина».

1. Надо быть аккуратной девочкой.

2. Нельзя обижать девочек.

3. Надо слушаться родителей.

4.  Надо помогать маме.

Презентация книги творческих детских рассказов «Мой самый счастливый день».                             

  1. Предметно-игровая среда.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает предметно-развивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.

Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Организация предметно-игровой среды в группе ДОУ на основе гендерного подхода. Султанова А.Р.

Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании  девочек и мальчиков   принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. И вот воспитатель приготовил игры для мальчиков, отдельно для девочек. А что делать, если девочка или мальчик взяли игру или игрушку якобы не для него.

Уважаемые педагоги. У меня 3 предмета. По жребию определите, какой достанется вашей группе. Задание такое: придумать, в какую игру  с этим предметом можно играть девочке, а в какую мальчику.

Кукла (девочки – мамы, мальчики-папы, у мальчиков воспитывается любовь и нежность),

Машина (мальчик –шофёр, девочка – моет машину, принимает товар из грузовика), скакалка (на улице удочка, верёвка для дров, верёвка для белья, для плетения, пояс для украшения)

4. РОДИТЕЛИ

Для полноценного  воспитания  ребёнка  важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. Повышать уровень компетентности по полоролевому воспитанию и развитию необходимо и у родителей. Это подтвердило анкетирование, которое было проведено в нашем ДОУ.

Прежде всего, родители путают, не понимают понятия «половое и полоролевое  воспитание», они ошибаются, что гендерное воспитание надо начинать с 3 лет. Это поздно!

Вместе с тем родители питают надежду, что в результате эксперимента, у детей выработаются, например, такие качества, как привязанность к своей семье и своим близким, появится сила воли, задатки мужественности, женственности и др.

А чтобы работа по полоролевому воспитанию проходила успешно, родители должны оказывать всяческую помощь воспитателям: участвовать в праздниках, подготовке к занятиям, изготавливать и приобретать игры для девочек и мальчиков, самое главное – активно участвовать в воспитании своих детей.

Формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей.   Павлова К.Л.

Закрепление полученной информации. Мозговой штурм.

Уважаемые педагоги, предлагаю вам сейчас в качестве закрепления того, что Вы услышали и более качественной переработки услышанного, разделиться на 2 подгруппы и сесть за эти столы. На каждом столе имеются листы, на которых написаны те самые отличия в развитии мальчиков и девочек, о которых мы сейчас говорили.

Ваша задача: читая эти особенности, определить, кому же они принадлежат и разделить на 2 части: что принадлежит мальчикам, а что - девочкам.

Девочки

Мальчики

Специализация полушарий мозга выражена слабо, ориентация в пространстве затруднена, деятельность легко ограничивается «пятачком»:

Выше функциональная специализация полушарий мозга: лучше ориентация в пространстве надо много пространства.

Легко происходит обмен информацией между полушариями – высокая обучаемость. 

Обмен информацией между полушариями затруднен – трудности в обучении.

Развита мелкая моторика.

Развита крупная моторика.

Стремятся к социально желаемому поведению.

Предпочитают продвигаться по «шажочку», предпочитают иметь четкую «инструкцию» к выполнению.

Важно достичь собственную цель, а не ту, которую предлагает учитель. Стремятся понять главный принцип, смысл, хотят сами его обнаружить.

Обижаются или страдают, если проиграли соревнование, ревнуют лидеров к учителю, соревнование может их перессорить.

Любят соревноваться, не завидуют, не обижаются, гордятся лидерами.

Легко и быстро входят в работу. Любят типовые задания. Спокойный темп, закрепление пройденного материала.

Трудно и долго входят в работу.

Панически боятся ошибиться, если не знают ответа, честно в этом признаются или молчат, «зажимаются».

Опираются на догадку, готовы ответить на любой вопрос, неважно – правильно или нет.

Легко выражают мысли. Все отражается на лице.

 

Сложно выразить мысль словами, помогают жестами.

По лицу не видна работа мысли: кажется, что не поняли, были невнимательны.

Легко перенимают стиль общения, мимику, речь взрослых – как зеркало.

Охотно описывают и приукрашивают свои чувства. Любят обниматься со взрослыми.

Чутки к состоянию взрослых, реагируют мгновенно: становятся раздраженными, возбужденными, ведут себя не адекватно.

Любят организованность, соблюдение правил. Плохо переносят шум, громкие голоса, чувствуют себя ужасно, когда взрослый кричит или просто говорит пронзительным голосом.

Чутки к ласке, отзывчивы на объятья, но сами редко проявляют словами эмоции, первыми к взрослому не прикасаются. Потребность в телесном контакте.

Склонны к созерцанию, принятию, рефлексии. Готовы изменить себя.

Склонны к действию. Готовы изменить мир.

Вам предлагается вспомнить, исходя из того, что Вы услышали, и исходя из Вашего опыта, прошу Вас поделиться своими находками, своими педагогическими «изюминками», которые помогут другим воспитателям в работе с детьми.

 «Как воспитать будущего мужчину/женщину»

Цель: выявить и обогатить знания воспитателей о позитивных качествах мужественности и женственности

качество

Методы и приемы воспитания

Полоролевая среда

Мужские



Женские


  1.  

 На этом наш педсовет практически завершён. Хочется сказать всем спасибо за плодотворную работу. Последний вопрос: поможет ли то, о чём мы с Вами говорили, обсуждали, придумывали в организации полоролевого воспитания в вашей группе? Выставите отметку педсовету по 5-бальной шкале (раздать чистые карточки и маркер на каждый стол)

Какую бы программу мы не выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание и назначение – это дети, наше будущее. А какое оно будет, зависит от нас. И пусть, когда они вырастут и будут взрослыми мужчинами и женщинами, папами и мамами, они будут такими же счастливыми, как на экране.

КЛИП про счастье.

«Девочки или мальчики?» - развинчиваем стереотипы

Стереотипы

Правильные ответы

1

2

Девочки более                        послушны

В раннем детстве девочки действительно более послушны, чем мальчики

Девочки лучше относятся к природе

Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях разве что в возрасте 6—9 лет

Мальчики лучше могут оценить сложное положение    (проблемы)  и  мыслят более логически

Это не так. Девочки могут решать сложные задачи не хуже мальчиков

      Мальчики  испытывают   большее желание отличиться

До 10—12 лет девочки развиваются быстрее и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников. Но позднее девочки более целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем

Мальчики более одарены    в математике

Девочки и мальчики одарены одинаково, все зави-                      сит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от предрассудка, то не заметим большой разницы

Девочки более чувствительны к атмосфере, в  которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания

Напротив, мальчики легче поддаются влиянию        среды и поэтому сильнее переживают  разлуку с  родителями. Мальчики более чувствительны  к  боли, страданиям. Они лишь внешне делают вид,   что им не больно, поскольку с самого раннего детства их учат, что мужчина не должен плакать

Девочки умеют лучше выразить свои мысли

До 10—13 лет разница незначительна, затем, в большинстве случаев, девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики

У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек — слуховая  

Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у мальчиков и девочек одинакова. Если и есть разница, то только индивидуальная и от пола не зависит

Мальчики лучше ориентируются  в пространстве

До наступления половой зрелости — нет, после     этого — мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается

Мальчики агрессивнее

Мальчики становятся агрессивными только в самом раннем возрасте, в 2—3 года, когда начинает формироваться их личность

Девочки менее активны  

Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более очевидно и шумно (в драках, например). В то же время девочки менее шумливы, но не менее целенаправленны

Девочки более общительны и отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу

Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более      крупные группы. Это положение сохраняется и друзей тогда, когда они вырастают, поэтому мальчики более склонны к коллективным играм

Девочки требуют больше ласки

До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют более ласкового обращения (например, в период младенчества, раннего детства)

Девочки легче попадают  под чужое влияние

Напротив, мальчики склонны скорее принимать   «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения

Мальчики более предприимчивы

В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки, а в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно?

Девочки более трусливы

Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется, в действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают свой страх

Девочки чаще страдают от комплекса неполно ценности

Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве они более самостоятельны

        Девочки реже соперни- чают между собой

В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики и девочки, но в поведении это проявляется по-разному

Мальчикам более важно заявить о себе продемонстрировать свои способности

Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом

В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у  кого-то меньше, пол здесь не имеет значения, но   однообразную работу, действительно, девочки    делают легче


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ " ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС в ДОУ".

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме реализации федеральных государственных образовательных стандартов в ДОО. Задачи: 1. углубить и совершенствовать знания педагогов о...

Художественно-эстетическое развитие личности ребенка в современных условиях.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития детей. Изменения такого рода предполагают изменение подхо...

Педагогический совет: «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»

Представлены материалы для подготовки и проведения педагогического совета...

Педагогический совет «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»

Педагогический совет  «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного  воспитания»...

Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом гендерного воспитания»

МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки Консультация для воспитателейТема: «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом гендерного воспитания»  Подгото...

Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания

Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания...