Консультация для воспитателей «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом гендерного воспитания»
консультация

Бекирова Сусана Закировна

МАДОУ «Детский сад № 34» г.о.Химки

 

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом гендерного воспитания»

 

 

Подготовила воспитатель:

Бекирова С.З.

 

 

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

 

Ж. Руссо

        В английском языке для обозначения пола человека употребляются два слова: sex и gender. Первое из этих слов обозначает пол человека как сексуально-биологическую характеристику. Второе — пол как систему полоролевых отношений.

Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Пол — это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

                Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми.

       

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

              Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

                В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

               Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола. То есть не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

     Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существованием ряда  проблем:

1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек.

2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности.

3.Повышение неадекватности форм поведения среди детей.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать

 и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят,

 слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

         Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

          Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.            

           Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

  • Средства    
  • Методы    
  • Формы


Средства

  • игры
  • народные сказки
  • пословицы
  • колыбельные песни

Методы:

  • игры        
  • познавательно-развивающие этические беседы
  • проблемные   ситуации
  • схемы-действия

Форма

  • игровая деятельность
  • экспериментальная
  • проблемно - поисковая

Для     того,    чтобы     предоставить     равные     возможности     в  обучении существует:

3 типа  мотивации

  • игровая (стимулирует   детей,   если   в   содержание   включены   способы построения)
  • личная   заинтересованность   детей   к  деятельности (предлагая сделать что-то  в  подарок  или для  игры)
  • общение  детей   с   взрослыми   (будет  стимулировать  детей   в том,   случае,   если   воспитатель   сумеет   убедить девочку   или мальчика,  что  без  их  помощи  ей  не  обойтись).

        При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, обратите внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет в ДОУ «Развитие личности ребенка в современных условиях с учетом полоролевого воспитания"

В латыни есть такое выражение: «MULTUM, NON MULTA», которое означает «многое в немногом». Профессиональное умение видеть многое в немногом характеризует педагогическую работу грамотного  педагога...

Художественно-эстетическое развитие личности ребенка в современных условиях.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития детей. Изменения такого рода предполагают изменение подхо...

Педагогический совет: «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»

Представлены материалы для подготовки и проведения педагогического совета...

Консультация для воспитателей: "Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром"

quot;Развитие личности ребенка дошкольного возраста при взаимодействии с окружающим миром"...

Педагогический совет «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания»

Педагогический совет  «Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного  воспитания»...

Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания

Развитие личности ребенка в современных условиях в свете гендерного воспитания...