Художественно-эстетическое развитие личности ребенка в современных условиях.
материал на тему

Ильичева Елена Петровна

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития детей. Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации художественно-эстетической деятельности, как через систему занятий, так и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ilicheva_e.p.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие личности ребенка

в современных условиях.

Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности,  и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации образовательно-воспитательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.

Актуальным является решение задач в дошкольном образовательном учреждении, направленных на организацию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, которая в настоящее время рассматривается в качестве значимой с точки зрения развития личности, её творческой инициативности, самостоятельности, формирования мира личностных смыслов и практического опыта.

Стратегическую линию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяет задача направленного и последовательного формирования основ художественно-эстетической культуры в целях содействия формированию у ребёнка эстетического отношения к миру и гармонизации мировосприятия картины мира.

Активное применение педагогических технологий в образовательном процессе вызвано необходимостью реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), что способствует совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами ДОУ, призванных осуществлять воспитательно-образовательный процесс на основе новых педагогических технологий.

Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Художественно-эстетическое воспитание детей в нашем ДОУ нацелено на формирование творческой личности через организацию различных видов художественно-творческой деятельности и решение следующих специфических задач:

1.Воспитание эстетического восприятия у детей.

2.Приобщение к миру искусства.

3.Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.

4. Развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности.

5.Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Художественная культура является способом духовно-практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности:

освоение произведений искусства;

собственное участие в том или ином виде деятельности;

создание собственных произведений  искусства;

распространение художественных знаний.

Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства.

Одна из отличительных особенностей ребенка-дошкольника -способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства.

В дошкольном учреждении дети имеют возможность получить первоначальные знания об искусстве, познакомиться с его различными видами: литературой, музыкой, живописью, декоративно-прикладным творчеством и т. п.

Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.

Вот почему, в образовательном процессе нашего ДОУ уделяется большое внимание проблеме интеграции различных видов искусств через использование авторских программ «Красота. Радость. Творчество» (Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной), «Цветные ладошки» ( И.А. Лыковой), «Музыкальные шедевры» (О.П. Радыновой).

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Методика организации художественно-эстетического воспитания в нашем ДОУ связана, прежде всего, с тем, что одной из ведущих потребностей ребенка-дошкольника является стремление узнать. Дети впитывают новые впечатления, любознательность становится качеством личности. В связи с этим, большое внимание уделяется познанию в процессе совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Содержанием этой деятельности является окружающий ребенка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.

В организованных формах образовательной деятельности, самостоятельных видах деятельности ребенку предоставляется возможность экспериментировать с различными изобразительными материалами, развивать его конструктивные, творческие, интеллектуальные способности.

Форма организации детей в непосредственно образовательной деятельности приближена к свободной. Ребенку предлагается работать сидя и стоя, как ему удобно. Он может отходить от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.

Ребенку предоставляется возможность самостоятельно подготовить материал к работе, выбрать тот, который нравится, педагоги стараются дать больше свободы в выборе деятельности и в использовании для любимого дела большего времени. Как можно чаще воспитатели побуждают ребенка к речевому общению, стремлению действовать совместно со сверстниками. Для этого в образовательном процессе создаются ситуации, когда дети могут действовать вместе.

Педагоги не используют в продуктивных видах детской деятельности готовые образцы, а с помощью специальных методических приемов предоставлять ребенку возможность для творческого самовыражения.

Необходимым условием развития творческой личности в нашем детском саду является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения (организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды).

Художественное творчество выступает как ведущий способ эстетического развития детей в детском саду.

В художественном развитии дошкольников в нашем ДОУ основной задачей является развитие у ребенка способности к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.

Пробуждение творческой активности, формирование эстетически развитой личности, выработка навыков восприятия произведений различных видов искусства, активно происходит через использование в педагогическом процессе интегративных форм работы с детьми, через синтез различных видов художественно-эстетической деятельности.

Необходимым условием эстетического развития и развития эстетической культуры детей, личности ребенка является использование народного искусства в педагогической работе ДОУ.

Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир детей, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Детям понятны и близки многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, искусство мастеров по изготовлению игрушек. Произведения народного искусства широко применяются в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются в образовательном процессе, в оформлении интерьера детского сада.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогами, — расширения и развития у детей художественных представлений.

Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение,
  • учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, музыкального руководителя, старшего воспитателя, педагога дополнительного образования.

Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольной организации и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

Мы считаем очень важным вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы:

  • дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие;
  • организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми
  • привлечение родителей к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол.

Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей. повышение педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы.

Взаимодействие с семьями воспитанников на протяжении всего учебного года было одним из приоритетных направлений деятельности учреждения.

Оно ориентировано на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции в решении задач художественно-эстетического направления.

Новые стратегические ориентиры в развитии системы образования предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития детей. Изменения такого рода предполагают изменение подходов к организации художественно-эстетической деятельности, как через систему занятий, так и через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Мы стараемся, чтобы в нашем детском саду применялся  игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию детей в современных условиях

Опыт работы ДОУ по по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников...

Преемственность детского сада и семьи в художественно-эстетическом воспитании дошкольников как средство создания условий для развития полноценной личности

Аннотация: в статье раскрываются актуальные вопросы воспитания у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.https://interactive-pl...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в современных условиях.

В данном материале автор рассказывает о пособии "Художественное развитие детей 6-7 лет". В представленном материале педагог делится  опытом работы комплекса ГБОУ Школа №1929 по художест...