Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.
статья на тему

Варданян Елена Владимировна

В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического партнерства с учетемгосударственных требований к условиям содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Здесь описаны формы и методы работы, призванные обеспечить полноценное развитие ребенка в контексте духовно-нравственного и этического воспитания. Использован опыт семейных клубов на основе общности воспитательно-образовательных критериев ДОУ и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного

социально-педагогического партнёрства.

        

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ). В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков, помощь педагогов родителям в семейном воспитании. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.

В нашем дошкольном учреждении сложилась своя система взаимодействия с родителями воспитанников. Одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги, основанного на гармоничных партнёрских отношениях, для создания единого пространства детского развития. Задачей взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ на современном этапе модернизации системы образования.  Признание педагогическим коллективом приоритета семейного воспитания с учетом социальной среды, окружающей ребенка, требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Один из способов реализации поставленных задач сотрудничества педагогов и родителей – организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Включение в деятельность ДОУ актуализирует потребности семьи в образовании собственного ребенка и способствует педагогическому просвещению родителей как основных заказчиков образовательных услуг. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские встречи, лекции, практикумы, так и современные  – устные журналы, газеты, экскурсии, родительские клубы, акции, семейные конкурсы, конференции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

Планируя ту или иную форму работы, мы как всегда исходим из представлений о современных родителях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

Взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад. От того, как пройдет первая встреча, как сложатся отношения между всеми ее участниками, во многом зависит дальнейшее взаимодействие родителей и коллектива дошкольного учреждения. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении существует хорошая традиция -  дни открытых дверей, когда детский сад, принимает родителей своих будущих воспитанников и родителей детей, посещающих дошкольное учреждение.

День открытых дверей является одной из форм работы с родителями, которая предоставляет им возможность познакомиться с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Цель проведения данного мероприятия – ознакомление родителей воспитанников детского сада с условиями воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация. Знакомство с родителями будущих воспитанников мы стараемся наполнить особым содержанием, направленным на установление доверительных отношений, изучение семьи и повышение психолого-педагогической культуры родителей. Наша цель – создание наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к детскому саду. Коллектив педагогов стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с коллективом учреждения и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

На протяжении трех лет в ДОУ проводится конкурс «Семья года» среди семей воспитанников детского сада. Участие в конкурсе помогает повысить уровень личной комфортности детей и взрослых, сформировать позитивный опыт семейного воспитания, снять затруднения детско-родительских отношений, организовать содержательный и разнообразный семейный досуг. Члены семьи делятся рецептами кулинарных блюд, спортивными достижениями, увлекательно рассказывают о своих семейных увлечениях, проявляют творчество. Активность родителей подтверждает, что данная форма является успешной.

В прошлом году торжественно открылся  «Папа-клуб», для пап, которые хотят стать лучшими в вопросе воспитания своего ребенка. Наша цель объединить отцов между собой, заинтересовать  вопросами воспитания своих детей и позволить им общаться, делиться опытом воспитания друг с другом. Помочь завоевать истинный авторитет у ребенка, сблизить детский сад и семью. Участникам клуба может стать папа каждого малыша ДОУ. Исключительно в мужском кругу «замыкаться» папы не собираются, в планах – активное общение и с мамами.

Самая популярная и любимая форма как у родителей, так и у детей – практикумы с элементами тренинга – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным («Лаборатория чудес», «На пороге школьной жизни», «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?», «Играем всей семьей» и др.).

Организуются по инициативе родителей ежегодные конференции по организацию питания в ДОУ с дегустацией блюд, где предоставлена возможность лично оценить качество и разнообразие детского меню.

Традиционным стало проведение ежегодных экологических акций «Ёлочка-зеленая иголочка», «Вырасти себе друга», «Накорми животное». Акции направлены на сотрудничество семьи в рамках формирования экологической культуры и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в воспитания ребёнка. Данные акции являются как общесадовскими, так и групповыми.

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, сформировываются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.

Мы считаем, что чем лучше налажено социально-педагогическое партнёрство ДОУ с семьёй, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Литература:

  1. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.
  2. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями[Текст] / О.И.Давыдова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
  3. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

В соответствии с законом РФ "Об образовании"  основной задачей ДОУ является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка"....

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьей

В статье раскрыты  возможности формирования личности дошкольника в процессе семейного воспитания и в условиях дошкольного образовательного учреждения, современные подходы к организации их взаимод...

Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно-правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями.Одним из основных принципов ФГОС дошкольного обр...

«Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи»

Доклад на тему: " Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи"...

Презентация. Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства....

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников

Взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста...


 

Комментарии

Барсегян Лусине Врежовна

Хороший материал Елена! Особенно мне понравилась мысль о конкурсе "Семья года". Наверно я тоже в нашем детском саду попробую организовать такой же конкурс среди моих воспитанников. Если сможете подробно опишите как Вы проводите этот конкурс.