Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников
учебно-методический материал
Взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей — одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Г.А. Ягодин неоднократно подчеркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач автор считает привлечение взрослых членов семьи (бабушек и дедушек даже в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов, многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с воспитателями, что очень важно для экологического воспитания. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического воспитания заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес современных родителей в основном сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка.
На необходимость вовлечения родителей в педагогический процесс ДОУ указывают Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых определены как принципы и задачи, так и условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующий специфике дошкольного возраста: - взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Взаимодействие ДОУ и родителей может осуществляться по-разному.
Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
В настоящее время существует много форм взаимодействия. Условно их можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы вошли в жизнь детского сада со времен становления общественного дошкольного воспитания. Их можно разделить на коллективные (родительские собрания, конференции), индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому), наглядные (дни открытых дверей, папки – передвижки, ширмы, стенды для родителей, выставки).
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов.
Так, Т.В. Кротова разработала классификацию нетрадиционных форм общения педагога с родителями. К ним относиться информационно-аналитические (опросы, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы), досуговые (совместные досуги, праздники, выставки), познавательные (семинары-практикумы, тренинги, собрания, консультации в нетрадиционной форме, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры), наглядно-информационные формы (информационные проспекты для родителей, журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, дни (недели) открытых дверей, выпуск стенгазет, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, просмотр видеороликов, фотографии, выставки детских работ).
Также Зверева О.Л., Кротова Т.В. разработали методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер, — это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Например, на родительском собрании можно использовать методы в их совокупности, например, беседу, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов, детских работ и др.
В настоящее время разработаны и другие методы активизации родителей, например, игровые (Е.П. Арнаутова). Родителям педагог бросает мяч, и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, родителям можно дать игрушечный микрофон (предмет, его замещающий) и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг (ранжирование), определить по степени значимости ряд понятий.
Е.П. Арнаутова рекомендует использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения. Этот метод активно применяется в образовании, психологии и семейной психотерапии. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке. Можно дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т.д.
К методам активизации относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. К игровым методам активизации относятся игры, например, кто из пап быстрее заплетет дочкам косички; загадывание загадок; проведение игр для взрослых «Откуда эти строки?».
Помимо методов активизации родителей, рекомендуется использовать формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности, применение домашних заданий. Все это формирует родительскую позицию, повышает активность слушателей, актуализирует полученные знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
Рыжова Н.А. выделила ряд компонентов содержания экологического просвещения родителей:
1. Познавательный. Окружающая среда и здоровье ребенка. Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, в городе, стране, мире. Пути решения этих проблем. Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром. Методики ознакомления ребенка с окружающим миром.
2. Ценностный. Природа как универсальная ценность для человека. Значение природы в жизни человека. Здоровье ребенка и природа, окружающая среда. Человек — часть природы. Формирование разумных потребностей.
3. Нормативный. Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экстремальных ситуациях. Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач. Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция. Знание психологических особенностей ребенка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой.
4. Деятельностный. Участие в природоохранных акциях своего микрорайона или на территории детского сада совместно с детьми (озеленение, уборка мусора, сооружение и размещение кормушек), участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах, выращивание растений, уход за животными, сбор природных коллекций во время отпуска, сбор экспонатов для музеев природы в детском саду, выполнение домашних заданий с детьми, совместное чтение литературы.
Зенина Т. рекомендует вести работу по экологическому воспитанию в двух направлениях: педагог — родитель, педагог — ребенок — родитель, используя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.
Таким образом, в работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества, к привлечению родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Всем родителям нужна помощь воспитателя в том, чтобы он рассказал, как проводить с детьми наблюдения за погодой; какие давать детям знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми.
В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом: • экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища и т. п.;
• совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; сочинение экологических сказок и оформление книг; проектно-исследовательская деятельность.
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования
2. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Сфера
3. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. 2000. № 7. С.58 – 63.
4. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа»: Блок занятий «Я и Природа» / Текст публикуется в авторской редакции - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА»
5. Шигина, Л.А. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников // Экологическое образование и экологическая культура населения: материалы международной научно-практической конференции 25–26 февраля 2013 года. - Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.
В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...
Взаимодействие ДОУ и семьи в экологическом воспитании дошкольников.
На современном этапе уровень экологической культуры взрослого населения не высок, также как и уровень педагогических знаний. Именно поэтому работа по оказанию помощи семье в экологическом воспитании д...
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьей
В статье раскрыты возможности формирования личности дошкольника в процессе семейного воспитания и в условиях дошкольного образовательного учреждения, современные подходы к организации их взаимод...
Педагогический проект «Взаимодействие ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников»
Сотрудничество с семьями djcgbnfyybrjd по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят ...
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи...
«Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи»
Доклад на тему: " Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи"...
Презентация. Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства....