Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьей
статья на тему

Шутова Татьяна Алексеевна

В статье раскрыты  возможности формирования личности дошкольника в процессе семейного воспитания и в условиях дошкольного образовательного учреждения, современные подходы к организации их взаимодействия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации взаимодействия  ДОУ с семьей

Перемены, которые происходят в государстве, обществе, образовании требуют новых отношений семьи и ДОУ.

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные,  образовательные и развивающие функции различны, но для разностороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

За всю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из них представляет социальный институт воспитания и  обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

 В дошкольном  учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно он будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

 Главной особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе,  чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни.

 Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет необходимость  взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают  активное участие родителей  в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с семьями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой она  является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь  не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Уникальные возможности семьи определяются  в том, что родители лучше, чем кто-либо другой, знают своих детей,  их своеобразие интересов. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».

Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.  Необходимо создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса  возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают и так интересно рассказывают. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи,  определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть достаточно разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения.

Чтобы детский сад стал реальной открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.  Доверие  родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагоги строят общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга» и другие. Во многих дошкольных учреждениях проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов, используются информационно- коммуникационные технологии.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада.

 Используемая  литература:

  1. Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е., Асланова Ю., Уварова Г. Детский сад и семья: возможности социального партнерства // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 12. – С. 39 – 42.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Просвещение, 1996. – 383с.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детства. – М.: АПО, 1997. – 152с.
  4. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М.: ЛИНКА – Пресс, 2001. – 224с.
  5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П., «Работа с семьей». –ТЦ «Сфера», Москва, 2004г.
  6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 501с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ...

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

В соответствии с законом РФ "Об образовании"  основной задачей ДОУ является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка"....

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.

В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...

презентация на тему "Использование современных подходов в организации работы с родителями, как условия сближения позиций семьи и детского сада в воспитании и развитии ребёнка"

Семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают р...

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейная и общественная. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими...