Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
статья по теме
В соответствии с законом РФ "Об образовании" основной задачей ДОУ является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semyoy.doc | 51 КБ |
vzaimodeystvie_s_semyoy.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
Детство современного ребёнка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты, они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представителей разных социальных групп.
Тенденция развития современной России направлена в сторону усиления социально-экономической поляризации общества. Учёные утверждают, что социально-экономический статус семьи – важный фактор развития ребёнка, влияющий на интеллект, индивидуальный стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы.
Детство – особый период жизни, отведённый для общей ориентации в сложно организованном мире. Детство чувствительно ко всем изменениям, происходящим в социуме. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребёнок вырабатывает те жизненные ориентиры, идеалы, которые отражаются на его представлениях о самом себе, на его представления о будущем. Первое место в иерархии значимости для формирования личности ребёнка занимает семья. Рассматривая семью, А.С.Макаренко первостепенное значение придавал устройству семьи, её структуре: «Семья – это коллектив, теряя признаки коллектива, семья неизбежно теряет большую часть как организация воспитания и счастья» Принадлежность семьи к той или иной социальной категории – существенная детерминанта личности, фактор, оказывающий влияние на личностное развитие. Мысли, чувства, переживания ребёнка производны от жизненного мира взрослых. Вот почему А.С.Макаренко обращается к вопросам организации семьи, вдумчиво и скрупулёзно рассматривает взаимоотношения внутри семьи, права и обязанности родителей и детей, способы руководства семьёй, родительский авторитет, расположение семейных сил, солидарность в семье. Обращаясь к родителям , А.С.Макаренко говорил : «Всё что происходит в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
Ефим Аронович Аркин, один из создателей системы советского дошкольного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов. Он разработал теорию развития ребёнка дошкольного возраста и организации его жизни в детских учреждениях и семье. Ефим Аронович выступал за необходимость оказания педагогической помощи родителям.
После завершения трудов Е.А.Аркина разработка проблем теории и практики дошкольного воспитания продвинулись вперёд. Систематические исследования в области дошкольного воспитания (А.П.Усова, Е.А.Флёрина) привели к более глубокому пониманию роли планомерных педагогических воздействий, осуществляемых по определённой программе, в общей системе воспитательной работы дошкольного учреждения и семьи.
Сегодня необходим индивидуальный подход в понимании личности детей, воспитывающихся в разных социально-экономических условиях.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Основная идея состоит в том, что взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным в интересах развития каждого ребёнка. Вместе с тем в настоящее время остро ощущается самодостаточность дошкольных образовательных учреждений в решении собственных задач и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями.
Поэтому акцент в нашем детском саду был сделан на изучение процесса «Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников», где объектом инновационного опыта выступает процесс взаимодействия педагогов с родителями.
Актуальность проблемы я вижу в существующих противоречиях между сложившимися стереотипами мышления и профессиональной деятельности педагогов и новыми научными подходами к процессу взаимодействия с семьями воспитанников. Моя цель – организовать работу по обучению педагогов эффективным методам и приёмам взаимодействия с семьями воспитанников.
Для осуществления цели я определила задачи:
-выявить наиболее эффективные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников;
-организовать мониторинг взаимодействия педагогов с семьями воспитанников;
-создать условия, для развития организационных, коммуникативных и диагностических умений, необходимых педагогу для организации процесса взаимодействия.
Ожидаемые результаты
-эффективность форм взаимодействия;
-умение реализовать результаты прогностической и координационно-организационной деятельности;
-способность применять на практике организационные, коммуникативные и диагностические умения.
Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно-ориентированного подхода на основе социального партнёрства. Как трактует один из зарубежных педагогов А.У.Хараша быть «партнёрами в собственном смысле слова, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи».
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип проникновенности двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется позиция родителей и педагогов».
Основываясь на нормативной модели компетентности педагога, предложенной В.А.Сластёниным, и на технологии мотивационного программно – целевого управления, разработанной И.К.Шалаевым, анализ сложившейся практики показывает , что уровень владения воспитателей знаниями по работе с семьёй, процесс и результативность деятельности в организации взаимодействия не способствует необходимому сегодня установлению доверительного контакта в интересах развития ребёнка. Необходимо усилить акцент на мониторинг эффективности работы педагога с семьёй, который способствует определению системы сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающий непрерывное наблюдение за состоянием взаимодействия ДОУ с семьёй и позволяет прогнозировать возможные условия, средства и методы его улучшения.
Таким образом, актуальность мониторинга определилась рядом противоречий между:
- требованиями нормативных документов по дошкольному образованию и творческим потенциалом педагогов нашего детского сада;
- потребностями родителей и спектром предоставляемых услуг педагогами;
Создание системы мониторинга по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников в нашем ДОУ позволило решить ряд задач:
- раскрыть потенциальные возможности педагогов в профессиональном саморазвитии;
- совершенствовать диагностико – аналитические умение педагогов;
- формировать способность к педагогической рефлексии.
На первом этапе (подготовительный) – изучили состояния проблемы, анализ нормативной литературы, выявили конкретные затруднения, постановка и обоснование проблемы, разработка плана мероприятий мониторинга, определили участников проекта, решили ряд организационных вопросов.
Второй этап (практический)- реализация плана мероприятий мониторинга.
Третий этап (обобщающий) – подведение итогов и выявление результативности.
Учитывая критерии оценки ожидаемых результатов:
-уровень владения педагогов знаниями по работе с семьёй;
-процесс деятельности педагога с семьёй;
-результативность этой деятельности,
Можно отметить показатели результативности:
-способность педагога становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования;
-знать и уметь применять на практике методики педагогической диагностики;
-уметь прогнозировать воспитательные воздействия на родителей ребёнка с учётом их мотивов, установок.
-уметь быть равноправным партнёром совместной деятельности, оставаясь при этом скрытым руководителем.
По результатам мониторинга появилась необходимость в разработке плана мероприятий для педагогов «Искусство сотрудничества с семьёй», где отражены этапы, формы и методы проведения работы в ДОУ, определён образовательный продукт.
Цикл занятий «Искусство сотрудничества с семьёй» направлен, прежде всего на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого педагога. Ведь именно при изучении теоретических основ и применение их на практике происходит формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач, осознание возможностей и способов реализации выбранных приёмов и методов взаимодействия.
Согласно плана мероприятий намечаю пути педагогического консультирования:
-обогащение знаний и опыта педагогов о специфике современной семьи, закономерностях развития детско – родительских отношений;
-совершенствование социально – психологической культуры общения с родителями: личностных умений и навыков владеть собой и оказывать воздействие на других с помощью вербальных и невербальных способов коммуникации;
-овладение активными методами обогащения воспитательного опыта родителей, развития у них педагогической рефлексии.
Консультирование может быть групповым и индивидуальным. Индивидуальные формы способствуют раскрытию педагога. Цель – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность – активное участие педагога.
Также использую наглядно – информационные формы, которые предполагают участие в анализе информационного материала с последующим его структурированием.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов использую интерактивные формы и методы обучения, учитывающие различия участников и их стиль познания.
Применяю традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов, суть которых –обогатить их педагогическими знаниями:
-круглый стол, дискуссии, конференции;
-метод собирания идей, предложений или выявление вариантов решения проблемы, которая формулируется в виде «открытого вопроса»;
-тренинговые упражнения.
Завершающим этапом проведения методической работы является – контроль.
При проведении контроля выделяю следующие показатели проведённой работы:
-появление интереса у педагогов к содержанию лекций, бесед. Об этом свидетельствуют вопросы, слова благодарности;
-появление размышлений о собственной педагогической деятельности;
-отказ от авторитарного стиля общения с родителями;
-поиск разнообразных форм и методов общения с родителями.
К показателям эффективного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников относятся:
-потребность родителей в индивидуальной консультации;
- посещение мероприятий в ДОУ;
- повышение их активности: «встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимала во внимание», «интересными оказались советы педагога, прозвучавшие в беседе. Но следовать им реально довольно трудно, хотя я не жалею, что пришла на встречу» ;
- обсуждение важных аспектов индивидуального развития ребёнка, пути формирования его личности.
Таким образом, можно отметить созданную мной систему психолого – педагогической дифференцированной помощи педагогам, основанную на применении разнообразных методах активизации, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциацию с собственным опытом:
-игровое моделирование – когда происходит освобождение от стереотипов в своём поведении;
- беседа, предполагающая дискуссионные вопросы «Нужно ли…», «Как применять…?», которая воспитывает культуру диалога в обществе, вырабатывает умения аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента;
- просмотр видеороликов с записью родительских собраний, режимных моментов - имеет возможность оценить свои действия и поступки;
- педагогическая рефлексия – способность педагога становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования;
Итоги анкетирования, собеседования, наблюдения, изучения практической деятельности педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников показывают рост профессиональной компетентности. Возросла активность педагогов личностно – ориентированного подхода к семьям воспитанников (от 32% до 60%); повысился мотив социального партнёрства ( от 48% до 75%); поменялся и сам характер общения, который предполагает диалогическую форму (от 40% повысился до 75%).
Можно отметить, цикл занятий « Искусство сотрудничества с семьёй» нацеливает педагога слушать и слышать родителей, понимать невербальный язык общения и адекватно на него реагировать, передавать информацию разными способами, способствовать установлению обратной связи с родителями, т.е. находить современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Автор статьи: Таланова С.М.
Дата: 2009 год
Предварительный просмотр:
Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
Детство современного ребёнка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты, они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представителей разных социальных групп.
Тенденция развития современной России направлена в сторону усиления социально-экономической поляризации общества. Учёные утверждают, что социально-экономический статус семьи – важный фактор развития ребёнка, влияющий на интеллект, индивидуальный стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы.
Детство – особый период жизни, отведённый для общей ориентации в сложно организованном мире. Детство чувствительно ко всем изменениям, происходящим в социуме. Приобщаясь к конкретным людям в конкретных отношениях и уподобляясь им, ребёнок вырабатывает те жизненные ориентиры, идеалы, которые отражаются на его представлениях о самом себе, на его представления о будущем. Первое место в иерархии значимости для формирования личности ребёнка занимает семья. Рассматривая семью, А.С.Макаренко первостепенное значение придавал устройству семьи, её структуре: «Семья – это коллектив, теряя признаки коллектива, семья неизбежно теряет большую часть как организация воспитания и счастья» Принадлежность семьи к той или иной социальной категории – существенная детерминанта личности, фактор, оказывающий влияние на личностное развитие. Мысли, чувства, переживания ребёнка производны от жизненного мира взрослых. Вот почему А.С.Макаренко обращается к вопросам организации семьи, вдумчиво и скрупулёзно рассматривает взаимоотношения внутри семьи, права и обязанности родителей и детей, способы руководства семьёй, родительский авторитет, расположение семейных сил, солидарность в семье. Обращаясь к родителям , А.С.Макаренко говорил : «Всё что происходит в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
Ефим Аронович Аркин, один из создателей системы советского дошкольного воспитания, стоял на позициях сочетания семейного и общественного компонентов. Он разработал теорию развития ребёнка дошкольного возраста и организации его жизни в детских учреждениях и семье. Ефим Аронович выступал за необходимость оказания педагогической помощи родителям.
После завершения трудов Е.А.Аркина разработка проблем теории и практики дошкольного воспитания продвинулись вперёд. Систематические исследования в области дошкольного воспитания (А.П.Усова, Е.А.Флёрина) привели к более глубокому пониманию роли планомерных педагогических воздействий, осуществляемых по определённой программе, в общей системе воспитательной работы дошкольного учреждения и семьи.
Сегодня необходим индивидуальный подход в понимании личности детей, воспитывающихся в разных социально-экономических условиях.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Основная идея состоит в том, что взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным в интересах развития каждого ребёнка. Вместе с тем в настоящее время остро ощущается самодостаточность дошкольных образовательных учреждений в решении собственных задач и их нежелание и неумение устанавливать контакты и взаимодействовать с родителями.
Поэтому акцент в нашем детском саду был сделан на изучение процесса «Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников», где объектом инновационного опыта выступает процесс взаимодействия педагогов с родителями.
Актуальность проблемы я вижу в существующих противоречиях между сложившимися стереотипами мышления и профессиональной деятельности педагогов и новыми научными подходами к процессу взаимодействия с семьями воспитанников. Моя цель – организовать работу по обучению педагогов эффективным методам и приёмам взаимодействия с семьями воспитанников.
Для осуществления цели я определила задачи:
-выявить наиболее эффективные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников;
-организовать мониторинг взаимодействия педагогов с семьями воспитанников;
-создать условия, для развития организационных, коммуникативных и диагностических умений, необходимых педагогу для организации процесса взаимодействия.
Ожидаемые результаты
-эффективность форм взаимодействия;
-умение реализовать результаты прогностической и координационно-организационной деятельности;
-способность применять на практике организационные, коммуникативные и диагностические умения.
Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно-ориентированного подхода на основе социального партнёрства. Как трактует один из зарубежных педагогов А.У.Хараша быть «партнёрами в собственном смысле слова, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи».
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип проникновенности двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется позиция родителей и педагогов».
Основываясь на нормативной модели компетентности педагога, предложенной В.А.Сластёниным, и на технологии мотивационного программно – целевого управления, разработанной И.К.Шалаевым, анализ сложившейся практики показывает , что уровень владения воспитателей знаниями по работе с семьёй, процесс и результативность деятельности в организации взаимодействия не способствует необходимому сегодня установлению доверительного контакта в интересах развития ребёнка. Необходимо усилить акцент на мониторинг эффективности работы педагога с семьёй, который способствует определению системы сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающий непрерывное наблюдение за состоянием взаимодействия ДОУ с семьёй и позволяет прогнозировать возможные условия, средства и методы его улучшения.
Таким образом, актуальность мониторинга определилась рядом противоречий между:
- требованиями нормативных документов по дошкольному образованию и творческим потенциалом педагогов нашего детского сада;
- потребностями родителей и спектром предоставляемых услуг педагогами;
Создание системы мониторинга по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников в нашем ДОУ позволило решить ряд задач:
- раскрыть потенциальные возможности педагогов в профессиональном саморазвитии;
- совершенствовать диагностико – аналитические умение педагогов;
- формировать способность к педагогической рефлексии.
На первом этапе (подготовительный) – изучили состояния проблемы, анализ нормативной литературы, выявили конкретные затруднения, постановка и обоснование проблемы, разработка плана мероприятий мониторинга, определили участников проекта, решили ряд организационных вопросов.
Второй этап (практический)- реализация плана мероприятий мониторинга.
Третий этап (обобщающий) – подведение итогов и выявление результативности.
Учитывая критерии оценки ожидаемых результатов:
-уровень владения педагогов знаниями по работе с семьёй;
-процесс деятельности педагога с семьёй;
-результативность этой деятельности,
Можно отметить показатели результативности:
-способность педагога становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования;
-знать и уметь применять на практике методики педагогической диагностики;
-уметь прогнозировать воспитательные воздействия на родителей ребёнка с учётом их мотивов, установок.
-уметь быть равноправным партнёром совместной деятельности, оставаясь при этом скрытым руководителем.
По результатам мониторинга появилась необходимость в разработке плана мероприятий для педагогов «Искусство сотрудничества с семьёй», где отражены этапы, формы и методы проведения работы в ДОУ, определён образовательный продукт.
Цикл занятий «Искусство сотрудничества с семьёй» направлен, прежде всего на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого педагога. Ведь именно при изучении теоретических основ и применение их на практике происходит формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач, осознание возможностей и способов реализации выбранных приёмов и методов взаимодействия.
Согласно плана мероприятий намечаю пути педагогического консультирования:
-обогащение знаний и опыта педагогов о специфике современной семьи, закономерностях развития детско – родительских отношений;
-совершенствование социально – психологической культуры общения с родителями: личностных умений и навыков владеть собой и оказывать воздействие на других с помощью вербальных и невербальных способов коммуникации;
-овладение активными методами обогащения воспитательного опыта родителей, развития у них педагогической рефлексии.
Консультирование может быть групповым и индивидуальным. Индивидуальные формы способствуют раскрытию педагога. Цель – обмен мнениями по тому или иному вопросу, её особенность – активное участие педагога.
Также использую наглядно – информационные формы, которые предполагают участие в анализе информационного материала с последующим его структурированием.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов использую интерактивные формы и методы обучения, учитывающие различия участников и их стиль познания.
Применяю традиционные и нетрадиционные формы общения педагогов, суть которых –обогатить их педагогическими знаниями:
-круглый стол, дискуссии, конференции;
-метод собирания идей, предложений или выявление вариантов решения проблемы, которая формулируется в виде «открытого вопроса»;
-тренинговые упражнения.
Завершающим этапом проведения методической работы является – контроль.
При проведении контроля выделяю следующие показатели проведённой работы:
-появление интереса у педагогов к содержанию лекций, бесед. Об этом свидетельствуют вопросы, слова благодарности;
-появление размышлений о собственной педагогической деятельности;
-отказ от авторитарного стиля общения с родителями;
-поиск разнообразных форм и методов общения с родителями.
К показателям эффективного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников относятся:
-потребность родителей в индивидуальной консультации;
- посещение мероприятий в ДОУ;
- повышение их активности: «встреча невольно заставила задуматься о многом из того, что я раньше не принимала во внимание», «интересными оказались советы педагога, прозвучавшие в беседе. Но следовать им реально довольно трудно, хотя я не жалею, что пришла на встречу» ;
- обсуждение важных аспектов индивидуального развития ребёнка, пути формирования его личности.
Таким образом, можно отметить созданную мной систему психолого – педагогической дифференцированной помощи педагогам, основанную на применении разнообразных методах активизации, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциацию с собственным опытом:
-игровое моделирование – когда происходит освобождение от стереотипов в своём поведении;
- беседа, предполагающая дискуссионные вопросы «Нужно ли…», «Как применять…?», которая воспитывает культуру диалога в обществе, вырабатывает умения аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента;
- просмотр видеороликов с записью родительских собраний, режимных моментов - имеет возможность оценить свои действия и поступки;
- педагогическая рефлексия – способность педагога становиться и быть подлинным субъектом своего практического преобразования;
Итоги анкетирования, собеседования, наблюдения, изучения практической деятельности педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников показывают рост профессиональной компетентности. Возросла активность педагогов личностно – ориентированного подхода к семьям воспитанников (от 32% до 60%); повысился мотив социального партнёрства ( от 48% до 75%); поменялся и сам характер общения, который предполагает диалогическую форму (от 40% повысился до 75%).
Можно отметить, цикл занятий « Искусство сотрудничества с семьёй» нацеливает педагога слушать и слышать родителей, понимать невербальный язык общения и адекватно на него реагировать, передавать информацию разными способами, способствовать установлению обратной связи с родителями, т.е. находить современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Автор статьи: Таланова С.М.
Дата: 2009 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.
В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...
Обобщение опыта работы воспитателя на тему: «Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»
Обобщение опыта работы воспитателя на тему:«Современные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи»...
Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями».
Круглый стол «Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения как условие повышения профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями»....
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и современной семьи...
Выступление на РМО на тему: «Современные подходы для организации взаимодействия детского сада и семьи».
Материал может пригодится воспитателям для ознакомления с современными подходами для организации взаимодействия детского сада и семьи....
Презентация. Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства....