Новые подходы в организации образовательного процесса в течение дня согласно ФГТ.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Павлик Алена Николаевна

Этот материал поможет воспитателям в  планирование и написание плана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhody_v_sisteme_obrazovaniya.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Деева, заведующий

А.Н. Павлик ,ст. воспитатель

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 с. Хороль, Хорольского района Приморского края.

Новые подходы в организации образовательного процесса в течение дня согласно  ФГТ.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ для детских садов с обновленным содержанием. Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость  стандартизации содержания дошкольного образования,  для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Образовательный процесс ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный  процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов,  призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Образовательный процесс должен:

  1. Сочетать принципы научной обоснованности  и практической применимости;
  2. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
  3. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Следовательно, с учетом ФГТ модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:

  1. совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты);
  2. самостоятельная деятельность дошкольников:

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

1.Непосредственно образовательная деятельность

Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.

2.Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Разнообразная, гибко меняющаяся предметно-развивающая  и игровая среда

Отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели

  1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения!);
  2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который, входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов;
  3. Изменение содержания понятия “совместная деятельность взрослого и детей” с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков;
  4. Изменение объема и содержания понятия “непосредственно образовательная деятельность”.

Такая структура образовательного процесса принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).

«Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Совместная деятельность

  1. общая мотивация;
  2. общая цель;
  3. единое пространство взаимодействия участников;
  4. разделение единого процесса на связанные действия;
  5. взаимодействие между участниками (взаимосвязи, взаимозависимости);
  6. последовательность действий в соответствии с целью;
  7. необходимость в управлении процессом (управленческая деятельность);
  8. наличие единого результата.

«Самостоятельная деятельность детей» -

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.)

Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова1[1]:

  1. добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  2. включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  3. свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
  4. открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В своих пособиях Н.А. Короткова разъясняет, что образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Следовательно, непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Кроме того, в образовательном процессе специально выделяется время для «группового общения» непринужденной ситуации разговора детей со взрослым и друг с другом. Назначение ситуации «группового общения» - выявление детских интересов, обсуждение и выработка общих правил поведения в группе, совместное проектирование интересных краткосрочных и долгосрочных дел и т.п. Эти ситуации направлены на сплочение группы вокруг актуальных и важных для детей жизненных содержаний и дают возможность расширить сферу коммуникативной практики детей.

    «Рабочий день» в группах детей старшего дошкольного возраста организован таким образом, чтобы был выдержан временной баланс между свободной самостоятельной деятельностью детей и занятиями со взрослым.

   Каждый день начинается или заключается свободной деятельностью детей, когда ребенок может выбрать себе дело по интересам (поиграть, порисовать, сделать что-то из конструктора, рассмотреть вместе со сверстником иллюстрированную книжку и т.п.).

   Время свободной деятельности детей воспитатель использует для совместной игры с несколькими парами, подгруппами детей (по 3-4 человека) преследуя цель формирования способов игровой деятельности. Воспитатель сам инициирует игру с заранее намеченными партнерами (приглашает их поиграть) или подключается к уже возникшей игре детей. Таким образом, за отведенный период времени воспитатель может охватить 2-3 пары или подгруппы детей (по 7-10 минут на каждую), переходя от одной к другой, в то время как остальные дети заняты свободной деятельностью по интересам.

   Период свободной деятельности сменяется «групповым общением» -разговором, к которому приглашаются все дети группы. Это время посвящается свободному непринужденному обсуждению ярких впечатлений предыдущего дня, изменений в природе, наступающих памятных дат и т.п. В процессе беседы воспитатель отмечает для себя актуальные интересы детей, которые могут быть использованы для тематического планирования занятий в последующие дни, намечает вместе с детьми интересные дела на будущее. Если в предшествующей свободной деятельности детей отмечались конфликты, ссоры, можно обсудить, как разрешить их социально приемлемыми способами, прояснить представления детей о нормах и правилах поведения, выработать совместно свои "групповые" правила.

 Для этого обсуждения воспитатель может привлечь художественные тексты - прочитать короткий рассказ, сказку, стихотворение, содержащие подобные нравственные коллизии, провести вместе с детьми параллель между событиями в книге и в их реальной жизни. При необходимости воспитатель завершает ситуацию группового общения чтением художественного текста, который послужит смысловым фоном для дальнейших занятий (заострит для детей тему, проблему и т.п.).

Следующие по распорядку за групповым общением одно-два занятия со взрослым (познавательно-исследовательская деятельность, математика, изобразительная деятельность - в зависимости от дня недели) проводятся в групповом помещении и рассчитаны на работу со всей группой детей (в зависимости от конкретной темы и содержания дети могут разделяться на пары, подгруппы для совместного выполнения каких-либо задач или работать индивидуально).

Рабочее пространство для занятий - большой стол или несколько больших столов, за которыми могут устроиться все потенциальные участники, в том числе и воспитатель. Как партнер, он не отделяет себя от детей учительским столом. Следует избегать школьной расстановки столов (парт), поскольку она препятствует непринужденному общению участников деятельности. Места не закреплены за участниками жестко, они могут рассаживаться, как удобно. Во время занятия дети непринужденно общаются со взрослым, а также могут общаться с соседями (комментировать, оценивать действия, предлагать свои варианты, использовать опыт соседа и т.п.). По мере необходимости дети могут перемещаться по комнате.

  Приглашая всех принять участие в занятии, воспитатель не принуждает к нему детей, рассчитывая на то, что их привлечет интересное содержание и участие сверстников. Кто-то из детей может не участвовать активно в работе, а наблюдать за другими детьми, находясь как бы на периферии деятельности. Это не значит, что ребенок не извлекает из занятия никакой пользы. В следующий раз он будет смелее и рискнет включиться в работу.

  Последним в распорядке дня стоит занятие, связанное со сменой рабочего пространства (музыка или физкультура) - переходом в музыкальный или спортивный зал - и общением с другим взрослым (музыкальным работником, тренером). Ежедневный выход за пределы группового помещения придает разнообразие жизни детей и расширяет их социокультурное пространство.

    Часть этого занятия воспитатель может провести вместе с детьми, часть - затратить на подготовку к легкому завтраку. Как и ситуация «группового общения», общая трапеза способствует консолидации детской группы. Во время завтрака необходимо создать свободную непринужденную атмосферу, предоставить детям возможность спокойно обменяться впечатлениями от прошедших занятий. Привести в порядок столы после завтрака воспитателю помогают дежурные.

 Заключает день свободная самостоятельная деятельность детей. Дважды в неделю в то время, когда дети заняты свободной деятельностью после завтрака, воспитатель приглашает нескольких детей к коммуникативному тренингу (детей, которым эти дополнительные упражнения необходимы). К ним могут присоединиться все желающие. Комплекс упражнений планируется на 10 минут с одной подгруппой.

В один из дней недели воспитатель использует это время для игры с детьми с целью формирования способов игровой деятельности (как и утреннее время).

Следует обратить внимание на организационную специфику игры взрослого с детьми и коммуникативного тренинга: эти виды активности взрослый осуществляет во времени параллельно со свободной самостоятельной деятельностью Детей. Воспитатель здесь имеет дело с  составом небольших подгрупп, он может привлекать детей специально или приглашать желающих.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Основной результат развитие личности ребенка через разные виды деятельности

«Золотые правила» для педагогов

  1. Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  2. Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;
  3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  5. Учи анализировать каждый этап работы;
  6. Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Примерный конспект планирования

Тема: « Зима»Цель недели: Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о зиме, как о природном явлении, создать условия для развития познавательных и творческих способностей дошкольников. Закладывать основы праздничной культуры, приобщать к традициям празднования Нового года.  

                План работы на среду в подготовительной группе

Утро :Беседа с пришедшими детьми по картинкам «Пришел мороз – береги ухо да нос» (здоровье), Игры-соревнования  «Дружные- дежурные» - Поощрять стремления детей быть активными, трудолюбивыми, вежливыми, отзывчивыми. (труд), Словотворчество

«Приметы зимы» Рассматривание картин, иллюстраций, плакатов по заданной теме, составление рассказов с опорой на картинки и схемы. Д/игры   «Что растет на елке».(коммуникация), «Зимнее  настроение» (слушание музыкальных произведений классической музыки, слушание произведений из цикла «Звуки природы») (музыка)

Непосредственно-образовательная деятельность: Коммуникация

Тема: Рассказывание по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»

Задачи: Учить придумывать самостоятельно сюжет, использовать выразительные средства при описании зимы. Продолжить работу над составлением описательного рассказа по картине «Зимний вечер», разделять предметы на одушевленные и неодушевленные. Познакомить  с многозначностью слов (идет – падает снег, идет –человек), упражнять в придумывании предложений с заданным словом.

(интеграция  областей: коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье)

НОД : Художественное творчество: Рисование

Тема: « Зимний пейзаж»

Задачи: Учить детей передавать в рисунке образы знакомых песен, умение располагать изображение на листе, развивать воображение. Закрепить приемы работы с красками. Воспитывать интерес к рисованию.(интеграция : коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье, безопасность)

ПрогулкаI :Наблюдение за снегом  на участке. (К.П)  Привлечение детей к трудовой деятельности  на участке.( очистить дорожки от снега) (Труд). Индивидуальная работа по развитию  физической  выносливости, ловкости и быстроты. (Владик, Вероника). П/и «Мороз красный нос» П/и «Снежиночки -пушиночки»  П/и «Два мороза» «Ель, елка, елочка».(Ф.З). Провести эксперимент со снегом  (познание ). Продолжать учить  детей действовать в опасных ситуациях  (катание  с горок, скольжение на дорожках).

II половина дня: Сюжетно-ролевые игры«У нас гости» помочь детям  в выборе атрибутов, подборе сценария для игры, вовлечение в игровую ситуацию и распределение ролей. Спортивное развлечение: «Зимние приключения». Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к различным видам спорта, к активному здоровому образу жизни. Дидактические  игры  «Когда это бывает» «Что сначала, что потом». С подгруппой детей  бумажное моделирование  изготовление снежинок (познание). Э.Успенский «Проказы старухи зимы» (Ч.Х.Л) Счастливые ритмы  Развивает речевые навыки  Рассадите детей в круг. Дайте одному из детей палочку, которой он будет отбивать ритм. Ребенок, держащий палочку, стучит ею об пол и говорит: «Меня зовут — _______________, и мне нравится ________________», и передает палочку следующему ребенку.  В процессе игры дети обнаруживают, что им нравятся похожие или даже одинаковые вещи.

Прогулка II: Наблюдение за снегом продолжить.(К.П.) Продолжать привлекать детей к трудовой деятельности. (постройка  снежных построек)

Индивидуальная работа по закреплению признаков зимы (Вероника, Стас, Демид). П/и на развитие меткости «Снежки», П/и на развитие воображения «Магазин игрушек». Игра- эстафета «Мы веселые ребята, любим бегать и играть» .Продолжать учить  детей действовать в опасных ситуациях  (катание  с горок, скольжение на дорожках).

Самостоятельная деятельность: Рассматривание иллюстраций, плакатов картин о здоровом образе жизни, полезном питании и витаминах в зимний период. Привлечение детей к трудовой деятельности в группе и на участке. Настольно-печатные игры«Зоологическое лото», «Кто где живет», «Живое домино».В уголке экспериментирования«В лаборатории Зайки-Знайки». Помощь в организации и проведении опытов с водой, различными предметами «Тонет- не тонет».

Взаимодействие с родителями: Привлечение родителей к участию в конкурсе  «Мастерская Деда Мороза» Информация для родителей «Развиваем кругозор ребенка»Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к организации образовательной деятельности по познавательному развитию старших дошкольников

С введением ФГОС существенно изменяются подходы к организации работы с детьми....

Интегративный подход к организации образовательного процесса

статья об интегрированном подходе в образовательной деятельности...

Новые подходы к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ

Данный материал описывает особенности планирования образовательного процесса в ДОУ....

Интегрированный подход к организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции

Выступление на августовской конференции 2013 годаСекция № 3 «Содержание образования в рамках стандартов и требований к общеобразовательным программам дошкольного воспитания»ЛОКОТИЛОВА СВЕТЛАНА В...

Интегрированный подход при организации образовательного процесса.

  Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: ...

семинар - практикум для воспитателей "Интегрированный подход к организации образовательного процесса"

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательного процесса с использованием принципа интеграции....

Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования

Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании....