семинар - практикум для воспитателей "Интегрированный подход к организации образовательного процесса"
консультация на тему
Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательного процесса с использованием принципа интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 16.47 КБ |
integrirovannoezanyatie_v_detskom_sadu.rar | 55.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум для воспитателей
«Интегрированный подход к организации образовательного процесса»
Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации образовательного процесса с использованием принципа интеграции.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с интегрированным подходом к организации образовательного процесса в ДОУ.
2. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов ДОУ.
3. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
План:
1. Практическая часть
1.1Открытый просмотр интегрированного НОД.
1.2 Анализ, самоанализ проведенного мероприятия.
2. Теоретическая часть
2.1 Презентация «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ».
3. Рефлексия.
Участники: педагоги
Материал и оборудование:
- карточки с заданиями (приложение «Блиц-опрос») ;
- ТСО: проектор, ноутбук, экран, слайдовая презентация - «Интегрированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ».
Ход.
1. Самоанализ мероприятия, анализ коллегами.
Структура (вводная, основная, заключительная)
Время
Соответствие возрасту, доступность
Интеграция каких областей
Методы, приемы
2. Игра «1,2,3, пальцы покажи» на сплоченность коллектива. По команде выбрасываем пальцы и собираемся в группы, кто сделает это быстрее.
3. Презентация
Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
4. Блиц-опрос:
какие выделяют виды занятий
Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .
Комплексное – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Интегрированные – соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) .
Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.
какие направления деятельности отражены в ФГОС к структуре ООП ДО
- познавательное развитие
- речевое развитие
- социально-коммуникативное развитие
- художественно – эстетическое развитие
- физическое развитие
какая основная форма работы с детьми, отражена в ФГОС к структуре ООП ДО.
Игра - основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности для детей.
Примерная структура образовательной деятельности
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды? ») .
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Алгоритм подготовки интегрированного занятия:
1) Выбор объекта интеграции.
2) Отбор компонентов интеграции.
3) Отбор материала.
4) Выбор структуры занятия.
5) Отбор методов интегрирования.
Актуальность проведения интегрированных занятий.
1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях
в его многообразии и единстве
2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности
3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности
4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности
5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов
Составьте примерный конспект интегрированного занятия.
Подписи к слайдам:
Авторы: воспитатели группы № 4Гриб М.В., Емельянова А.И.
Потребность
мир познаётся детьми в своём многообразии и единстве; развивают потенциал воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности;форма проведения нестандартна, интересна; интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании; возможность для творчества педагога.
Характеристика
Интегрированное занятие отличается использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.Предметом анализа в интегрированном занятии выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы.
Интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития. Например: рассматривание такого понятия, как «настроение» через музыку , литературу, живопись.
Методика проведения
сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;проблемные вопросы. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря.
Примерная структура
Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей.Основная часть. Детям даются новые знания, параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа на закрепление полученной информации.
Требования к структуре занятий
чёткость, компактность материала;продуманность и логическая взаимосвязь материала разделов программы;взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;большая информативная ёмкость материала;систематичность и доступность изложения материала; соблюдения временных рамок занятия.
Педагогические возможности
формирование в единстве знаний и умений;коммуникативность умений;повышение интереса к учению;снятие напряженности, страха, неуверенности.
Преимущества
способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение; расширяют кругозор;основываются на нахождении новых связей между фактами;эмоционально развивают детей.
Закономерности
всё занятие подчинено авторскому замыслу;занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;этапы и компоненты занятия находятся в логико- структурной зависимости;отобранный для занятия материал соответствует замыслу;цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает структурную и смысловую связанность.
Трудности проведения
сложность отбора материала;подробное структурирование занятия;проблема личной совместимости педагогов;общий подход к оценке знаний и умений детей;согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Используемая литература
С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008. (Приложение к журналу « Управление ДОУ»).(7).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративный подход к организации образовательного процесса
статья об интегрированном подходе в образовательной деятельности...
Новые подходы в организации образовательного процесса в течение дня согласно ФГТ.
Этот материал поможет воспитателям в планирование и написание плана...
Интегрированный подход к организации образовательного процесса: системообразующий фактор интеграции
Выступление на августовской конференции 2013 годаСекция № 3 «Содержание образования в рамках стандартов и требований к общеобразовательным программам дошкольного воспитания»ЛОКОТИЛОВА СВЕТЛАНА В...
Семинар-практикум для воспитателей "Интегрированный подход к организации образовательного процесса"
Консультации для педагогов ДОУ...
Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»
-Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко...
Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования
Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании....
СЕМИНАР «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста»
Новое (инновационное) издание Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» открывает новые возможности для детей, родителей и воспитателей и при этом может быть успешно реализовано в массовом детском ...