Новые подходы к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГТ
статья по теме
Данный материал описывает особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherskih_n.a.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые подходы
к организации и планированию образовательного процесса
в ДОУ в соответствии с ФГТ
Черских Н.А., старший воспитатель
МБДОУ детский сад №66 «Журавушка»
Старый Оскол
2012
В дошкольном образовании сегодня происходят серьезные перемены. Главная цель политики в сфере дошкольного образования России – качественное образование дошкольников. В нынешних условиях существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели образовательного процесса в дошкольном учреждении служат путеводителем для педагогов, помогая успешно решать задачи качественного образования и осуществлять процесс реализации основной образовательной программы. Современное планирование становится демократическим, а не централизовано-административным.
В настоящее время существует ряд нормативных актов, регламентирующих дошкольное образование. И первым из них является Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012);
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение № 1 к 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 2562 от 27.10.2011 г.; приказ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» № 655 от 23.11.2009 г.;
методические рекомендации Минобрнауки Российской Федарации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» № 03-248 от 21.10.2010г.
План является координированной системой решений, рассчитанной на обеспечение эффективной деятельности ДОУ в течение определенного времени. Практика последних лет показала, что целесообразно планировать работу на учебный год (сентябрь- август) так как это относительно законченный цикл социально – педагогической деятельности.
Эффективность планирование достигается при соблюдении трех главных условий: знания уровня, на котором находится работа дошкольного учреждения в момент планирования, четкое представление об уровне, на который она должна быть поднята к концу планируемого периода, выбор оптимальных путей и средств, которые позволяют перевести работу ДОУ на новый уровень.
Годовой план работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сад комбинированного вида №66 «Журавушка» состоит из двух основных частей:
- анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
- планирование деятельности дошкольного образовательного учреждения на ………… учебный год.
Педагогический анализ дает объективную оценку педагогическому процессу, выявить причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию педагогического процесса в дошкольном учреждении
Анализ конечных результатов прошедшего учебного года проводится по следующим блокам:
- состояние здоровья детей, заболеваемость детей, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы, закаливания, организации рационального питания и др. Далее даются общие выводы по блоку (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год;
- результаты выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного развития детей; социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития и др. Общие выводы и резервы повышения уровня выполнения программы;
- анализируется уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу); анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1-3 класс. Общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу;
- анализ результатов повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год; системы методической работы. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами и оснащении методического кабинета на следующий учебный год;
- анализируется система работы с родителями (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы социального партнерства. Общие выводы;
- анализируются итоги административно-хозяйственной работы проводится оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в дошкольном учреждении.
На основе анализа выявляются причинно-следственные зависимости первопричины недостатков, слабые звенья, на которые следует обратить внимание. Завершается анализ обобщением результатов работы педагогического коллектива, формулировкой ведущих задач работы коллектива на новый учебный год. Планирование деятельности предполагает разработку направлений и содержания основной деятельности. Планирование деятельности ДОУ включает шесть разделов:
- обеспечение здоровья и здорового образа жизни детей;
- обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников;
- создание условий для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе;
- научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса (система методической работы: педсоветы, открытые просмотры педагогической деятельности, повышение профессионального мастерства педагогов на конкурсах, семинарах, и др., самообразование педагогов, изучение и формирование передового педагогического опыта работы воспитателей, инновационная деятельность, аттестация сотрудников, организация выставок, конкурсов);
- взаимосвязь в работе ДОУ с семьей, школой и другими организациями (система работы с родителями, со школой, социальными партнерами)
- укрепление материально-технической и финансовой базы (организация смотров готовности к новому учебному году, к летнему оздоровительному периоду, ремонтные работы и др.)
Введение новых формулировок в характеристику образовательного процесса требует от старшего воспитателя постоянных, компетентных и убедительных разъяснений для всех педагогов коллектива. С этой целью в годовой план учреждения включен постоянно действующий семинар «Проблемы и перспективы внедрения ФГТ в практику ДОУ». Такая форма работы с педагогическими кадрами является наиболее эффективной и результативной. Тщательно спланированные занятия семинара помогают педагогам разобраться в сложных вопросах обновления образовательного процесса. В ходе проведения такого мероприятия изучаются нормативно-правовые документы в сочетании с обсуждением вопросов теории, проблем практики, новинок методической литературы, освещающей опыт работы в данном направлении. В семинар включаются практические задания, наблюдения за работой коллег с последующим обсуждением. Наиболее часто обсуждаемыми вопросами являются: « Чем отличаются занятия от НОД», «Составляющие образовательного процесса в ДОУ», «Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы с детьми».
ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования воспитателя, поскольку план является обязательной педагогической документацией. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей», где существенным признаком совместной деятельности является наличие партнёрства, сотрудничество взрослого и ребёнка, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.
План образовательной работы с детьми – документ, по которому работают воспитатели группы. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование в нашем детском саду предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План корректируется и уточняется в процессе его реализации.
План образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:
- основывается на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
- учитывается комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
- обеспечивается единство развивающих, обучающих и воспитательных целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются интегративные качества детей дошкольного возраста;
- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
В детском саду №66 программа реализуется с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, на основе интеграции содержания образовательных областей вокруг единой темы, которая учитывает интересы детей, задачи развития и воспитания, текущие явления и яркие события. Тематика формулируется из раздела «Ориентация детей в образовательной области», а содержание работы воспитателя из раздела «Организация опыта освоения образовательной области».
Планирование деятельности включает несколько блоков по реализации всех образовательных областей:
Блок совместной (партнерской) деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.
Цель блока: создать эмоционально-комфортное состояние и благоприятные условия для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств, рост самосознания, расширение представлений о себе, своей семье, а также постепенное осознание своих возможностей, достижений, социальных связей с окружающими людьми.
Функции педагога: наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности, развивать у каждого ребенка стремление к появлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Блок самостоятельной деятельности детей.
(Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей).
Цель блока: организация условий для самостоятельной деятельности детей, то есть, создание предметно-развивающей среды, позволяющей ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного, экспериментировать с различными материалами, реализовать свое право на свободу выбора деятельности, применить знания, полученные в ходе общения и взаимодействия со взрослым в самостоятельной деятельности.
Функции педагога: создать разнообразную предметную среду, обеспечивающую ребенку выбор направления активности, соответствующей его интересам и имеющую развивающий характер (материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, предметное оснащение для самостоятельных физкультурных упражнений, книги и альбомы, материалы, для дидактических упражнений позволяющие детям при желании воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в свободной деятельности).
Развивающая среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.
Блок взаимодействия с семьей по реализации образовательной программы
Взаимодействие с родителями строится на основе годовых задач и на основе комплексно-тематического планирования.
- 1 раз в квартал родительские собрания;
- 2 раза в год общесадовские родительские собрания;
- беседы, консультации (индивидуальные, групповые, подгрупповые);
- проведение открытых мероприятий для родителей (совместные праздники, досуги, экскурсии);
- совместное творчество (выставки детско-родительского творчества, совместные проекты);
- организация совместной трудовой деятельности (труд в природе, в группе) – субботники, экологические акции;
- гостиные, семинары, открытые просмотры, мастер-классы, семинары-практикумы;
- анкетирование, интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ;
- оформление родительских уголков, буклеты, информационные газеты и листы, фотоальбомы.
Итак, система планирования призвана обеспечивать грамотную организацию педагогического процесса в целом и каждой из его сторон (физического, нравственного, умственного, трудового воспитания и др.), способствуя тем самым реализации принципа интеграции образовательных областей, комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса, решению программных задач в совместной деятельности педагога и детей в режиме дня.
В нашем дошкольном образовательном учреждении ведется большая работа о по организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ. Но и нерешённых проблем достаточно. Одна из основных проблем – это отсутствие единой системы планирования и осуществления образовательного процесса на разных уровнях (уровень учреждения - уровень группы - уровень педагога) в соответствии с логикой системно - деятельностного подхода. Поиск путей решения этой проблемы — наша ближайшая перспектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ"
предложена модель планирование работы...
Новые подходы в организации образовательного процесса в течение дня согласно ФГТ.
Этот материал поможет воспитателям в планирование и написание плана...
Презентация "Планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Презентация К.Ю. Белой , профессора кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования,об организации и планировании образовательного процесс...
Новые подходы к планированию образовательного прцесса в ДОУ с учетом ФГТ. Образовательная область "Музыка"
Статья расскрывает основное содержание работы "Новые пдходы к планированию образовательного процесса в доу с учетом ФГТ. Образовательная область "Музыка"...
Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ.
Презентация для педагогов ДОУ "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ."...
Обзор курсов повышение квалификаций по теме: «Современные подходы к организации образовательного процесса в соответствии ФГОС ДО»
Модели семейного взаимодействия.Родительские директивы как источник эмоционального неблагополучия ребенка. Программное обеспечение инновационной технологии «Умный пол»....