Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования
методическая разработка на тему
Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistem_deyat_podhod_1.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар
«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования»
Подготовила
Москвина Надежда Васильевна
старший воспитатель
МБДОУ «Путинский детский сад»
Вводная информация
Концептуальные идеи формирования универсальных умений и их предпосылок. Роль и место дошкольного образования в формировании умения учиться
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами и эти изменения очень сложно прогнозировать. Объем научной информации стремительно растет: за каждые десять лет он удваивается. Поэтому сколь бы прочны и обширны ни были знания современного человека, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научиться учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.
В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий обеспечения непрерывности образовательного процесса на всех его ступенях, что нашло свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании» (гл.7, ст.64).
(Достаточно полно проблема развития предпосылок учебной деятельности представлена в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их последователей).
Традиционно среди предпосылок учебной деятельности выделяются умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям, планировать свои действия; способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач, отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и др. Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия (Н.Н. Поддъяков, Т.Г. Максимова).
Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились новые возможности решения данной проблемы. В дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон предложил путь формирования универсальных учебных действий (УУД), начиная с формирования их предпосылок (предпосылки УУД) на дошкольном уровне образования.
В качестве предпосылок УУД в дидактической системе Л.Г Петерсон рассматривает опыт выполнения детьми таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок.
Известно, что формирование любых личностных новообразований – умений (в том числе универсальных учебных действий и умения учиться в целом), способностей, личностных качеств, возможно только в деятельности (Л.С. Выгодский).
Из общей теории деятельности следует. Что формирование любого умения (в том числе, и универсального) проходит через последовательность определенных этапов.
Задача дошкольного воспитания: Развитие ребенка, создавая каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала.
Путь самопознания ребенка - Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижения им своих возможностей - Системно – деятельностный подход
Системно - деятельностный подход - это субъективно - ориентированная организация и управление педагогом детской деятельности при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики.
Цель системно – деятельностного подхода: Воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Что значит быть субъектом жизнедеятельности?
- Ставить цели
- Решать задачи
- Отвечать за результат
Задачи педагога
- Создавать условия для мотивированной деятельности детей
- Помогать ребенку ставить перед собой цель, находить средства и пути достижения данной цели
- Способствовать формированию у ребенка умений оценки и самооценки
В рамках системно-деятельностного подхода для реализации ФГОС перед педагогом стоят следующие задачи:
- научить получать знания (учить учиться)
- научить работать и зарабатывать (учение для труда)
- научить жить (учение для бытия)
- научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Суть воспитания с точки зрения СДП Совместная деятельность детей и взрослых, в реализации вместе выработанных целей и задач
Основная идея деятельностного подхода в воспитании Деятельность как средство становления и развития ребенка
Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, оценивает себя, выбирает способы своей деятельности, контролирует ее ход и реализует, т.е. является субъектом – хозяином своей деятельности.
Деятельностный подход позволяет
- уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является умение человека действовать в нестандартных ситуациях
- перейти на другой тип отношений между субъектами образовательного процесса
- решить большее количество частных (конкретных) задач за более короткий промежуток времени
Структура деятельности с точки зрения системно-деятельностного подхода.
Деятельностный подход
• наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели
• выполнение детьми определѐнных действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретѐнные знания;
• формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.
Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.
Педагогическая задача:
Организация условий, инициирующих детское действие
Чему учить? | Ради чего учить? | Как учить? |
обновление содержания | ценности образования | обновление средств |
Организация деятельности с позиции системно - деятельностного подхода:
- педагог создает проблемную ситуацию;
- ребенок принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- педагог управляет поисковой деятельностью;
- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;
- совместное обсуждение результатов.
Структура познавательной деятельности на основании деятельностного подхода:
Создание проблемной ситуации
Целевая установка
Мотивирование к деятельности
Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации
Выполнение действий (заданий)
Анализ результатов деятельности.
Рефлексия Подведение итогов.
Структура познавательной деятельности на основании деятельностного подхода:
- Создание проблемной ситуации
- Целевая установка
- Мотивирование к деятельности
- Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации
- Выполнение действий (заданий)
- Анализ результатов деятельности.
- Рефлексия Подведение итогов.
Практическая часть
«Построение алгоритма деятельности детей по СДП»
Этапы деятельности | Содержание |
1. Создание проблемной ситуации | Процесс вовлечения в деятельность: пробуждается мысль, познавательная потребность детей, активизируется мышление, ребенок хочет решить трудные для себя задания, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. |
2. Целевая установка | Что? Для чего? Зачем? |
3. Мотивирование к деятельности | Надо -хочу-могу |
4. Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации | 1-способы (как?), 2-последовательность (что за чем?), 3-средства (чем?) |
5. Выполнение действий (заданий) | В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. (Промежуточный самоконтроль). Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка |
6. Анализ результатов деятельности | Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель |
7. Подведение итогов | Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе) |
Источник: Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э., Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"
Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....
Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования"
Совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельного подхода в образовании дошкольников...
Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»
Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...
Методическое объединение « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Цель: Систематизировать знания педагога о деятельностном подходе в воспитательно - образовательном процессе ДОО, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном эт...
Презентация « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»
Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....
Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...
Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»
Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...