Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования
методическая разработка на тему

Москвина Надежда Васильевна

Данный материал представляет основы системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistem_deyat_podhod_1.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса - основа образовательного стандарта дошкольного образования»

Подготовила

Москвина Надежда Васильевна

старший воспитатель

МБДОУ «Путинский детский сад»

Вводная информация

Концептуальные идеи формирования универсальных умений и их предпосылок. Роль и место дошкольного образования в формировании умения учиться

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется все более быстрыми темпами и эти изменения  очень сложно прогнозировать. Объем научной информации стремительно растет: за каждые десять лет он удваивается. Поэтому сколь бы прочны и обширны ни были знания современного человека, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научиться учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

При этом доказано, что дети, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

В силу этого формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности является одной из важнейших задач дошкольного образования и условий обеспечения непрерывности образовательного процесса на всех его ступенях, что нашло свое отражение в законе Российской Федерации «Об образовании» (гл.7, ст.64).

(Достаточно полно проблема развития предпосылок учебной деятельности представлена в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их последователей).

Традиционно среди предпосылок учебной деятельности выделяются умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям, планировать свои действия; способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач, отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами и др. Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия (Н.Н. Поддъяков, Т.Г. Максимова).

Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились новые возможности решения данной проблемы. В дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон предложил путь формирования универсальных учебных действий (УУД), начиная с формирования их предпосылок (предпосылки УУД) на дошкольном уровне образования.

В качестве предпосылок УУД в дидактической системе Л.Г Петерсон рассматривает опыт выполнения детьми таких универсальных действий, как: работа по правилу и образцу, фиксация затруднения в деятельности, выявление его причины, выбор способов преодоления затруднения, обдумывание и планирование своих действий, их контроль и оценивание, исправление ошибок.

Известно, что формирование любых личностных новообразований – умений (в том числе универсальных учебных действий и умения учиться в целом), способностей, личностных качеств, возможно только в деятельности (Л.С. Выгодский).

Из общей теории деятельности следует. Что формирование любого умения (в том числе, и универсального) проходит через последовательность определенных этапов.

Задача дошкольного воспитания: Развитие ребенка, создавая каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала.

Путь самопознания ребенка -  Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижения им своих возможностей - Системно – деятельностный подход

Системно - деятельностный подход  - это субъективно - ориентированная организация и управление педагогом детской деятельности при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики.

Цель системно – деятельностного подхода: Воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Что значит быть субъектом жизнедеятельности?

  • Ставить цели
  • Решать задачи
  • Отвечать за результат

Задачи педагога

  • Создавать условия для мотивированной деятельности детей
  • Помогать ребенку ставить перед собой цель, находить средства и пути достижения данной цели
  • Способствовать формированию у ребенка умений оценки и самооценки

В рамках системно-деятельностного подхода для реализации ФГОС перед педагогом стоят следующие задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Суть воспитания с точки зрения СДП Совместная деятельность детей и взрослых, в реализации вместе выработанных целей и задач

Основная идея деятельностного подхода в воспитании Деятельность как средство становления и развития ребенка

Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, оценивает себя, выбирает способы своей деятельности, контролирует ее ход и реализует, т.е. является субъектом – хозяином своей деятельности.

Деятельностный подход позволяет

  • уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является умение человека действовать в нестандартных ситуациях
  • перейти на другой тип отношений между субъектами образовательного процесса
  • решить большее количество частных (конкретных) задач за более короткий промежуток времени

Структура деятельности с точки зрения системно-деятельностного подхода.

Деятельностный подход

• наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели

• выполнение детьми определѐнных действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретѐнные знания;

• формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Педагогическая задача:

Организация условий, инициирующих детское действие

Чему учить?

Ради чего учить?

Как учить?

обновление

содержания

ценности

образования

обновление средств

 

Организация деятельности с позиции системно - деятельностного подхода:

- педагог создает проблемную ситуацию;

 - ребенок принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- педагог управляет поисковой деятельностью;

- ребенок осуществляет самостоятельный поиск;

- совместное обсуждение результатов.

Структура познавательной деятельности на основании деятельностного подхода:

Создание проблемной ситуации

Целевая установка

Мотивирование к деятельности

Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации

Выполнение действий (заданий)

Анализ результатов деятельности.

Рефлексия Подведение итогов.

Структура познавательной деятельности на основании деятельностного подхода:

  • Создание проблемной ситуации
  • Целевая установка
  • Мотивирование к деятельности
  • Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации
  • Выполнение действий (заданий)
  • Анализ результатов деятельности.
  • Рефлексия Подведение итогов.

Практическая часть

«Построение алгоритма деятельности детей по СДП»

Этапы деятельности

Содержание

1. Создание проблемной ситуации

Процесс вовлечения в деятельность: пробуждается мысль, познавательная потребность детей, активизируется мышление, ребенок хочет решить трудные для себя задания, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

2. Целевая установка

Что? Для чего? Зачем?

3. Мотивирование к деятельности

Надо -хочу-могу

4. Проектирование (планирование) решений проблемной ситуации

1-способы (как?),

2-последовательность (что за чем?),

3-средства (чем?)

5. Выполнение действий (заданий)

В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. (Промежуточный самоконтроль). Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка

6. Анализ результатов деятельности

Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель

7. Подведение итогов

Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

Источник: Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э., Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 5. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....

Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования"

Совершенствование теоритической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельного подхода в образовании дошкольников...

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...

Методическое объединение « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Цель: Систематизировать знания педагога о деятельностном подходе в воспитательно - образовательном процессе ДОО, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном эт...

Презентация « Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»

Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики....

Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»

Консультация: «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОО как основа ФГОС дошкольного образования»...