Действующая модель деятельности педагога-психолога МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» (для детей с нарушениями зрения)
методическая разработка по теме

Боровкова Надежда Сергеевна

Представлено описание модели деятельности педагога-психолога коррекционного детского сада в рамках работы службы коррекционно-психологического сопровождения образовательного процесса. Модель предусматривает глубинные изменения факторов, неблагоприятно воздействующих на развитие детей и затрагивающих становление личности ребенка (педагогические установки взрослых, социальная ситуация развития, принципы деятельности) и разработку собственно коррекционных занятий с детьми, имеющими уже сегодня наиболее глубокие личностные деформации, эмоциональные и интеллектуальные отклонения (неадекватная самооценка, нарушения общения, безынициативность, агрессия, демонстративность, неуравновешенное поведение и т.п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_psiholog.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Действующая модель деятельности педагога-психолога

МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» (для детей с нарушениями зрения)

Боровкова Надежда Сергеевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

 (МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)

В соответствии с «Конвенцией о правах ребёнка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребёнку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с проблемами в развитии. Объективные данные, полученные специалистами при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, коррекционно-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии. По статистике, число детей с нарушениями зрения не имеет тенденции к сокращению; напротив, их количество увеличивается. Дети с нарушениями зрения составляют одну из самых представительных групп среди «проблемных» детей. В подавляющем большинстве эти нарушения являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребёнка: мотивационно - потребностная, социально- личностная, моторно-двигательная, эмоционально- волевая, а также когнитивные процессы, деятельность, речь, поведение. Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивный период, каким является дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л.С. Выготский квалифицировал их как социальные). Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации, которая рассматривается как дезадаптация социальная. В основе лежит не один (нарушение зрения), а множество факторов. Это факторы, действующие на уровне биологических предпосылок и затрудняющие социальную адаптацию ребенка, а также психолого-педагогические, социально-психологические, личностные, социально-экономические факторы (на уровне вторичных отклонений).

Я работаю с детьми с проблемами в развитии более 18ти лет, в том числе как психолог – 14 лет.  В  2002 году второй раз аттестовалась на высшую категорию, представив модель деятельности психолога коррекционного детского сада. За прошедшее время система деятельности педагога-психолога была дополнена новыми методическими разработками и мини- программами, а также несколько изменились концептуальные положения моей деятельности.

Концептуальной основой моей деятельности как психолога является положение И.В. Дубровиной о психологическом здоровье личности как цели и критерии успешности психологической помощи (7). Ориентация на психологическое здоровье позволяет разграничить сферу приложения сил педагога-психолога и других специалистов ОУ (тифлопедагогов, логопеда, ортоптистов).

Уже в раннем дошкольном возрасте дети с нарушениями зрения сталкиваются со множеством проблем – начиная с проблем в самообслуживании и заканчивая проблемами в восприятии элементарного дидактического материала. Дети с нарушениями зрения особенно чувствительны к условиям сенсорной депривации, которая обусловлена бедностью адекватных сенсорных стимулов в окружающей среде, их слабой структурированостью и, самое главное, недостаточностью эмоциональных контактов с окружающими людьми и социальной действительностью. У таких детей имеет место недостаточность двух ключевых факторов развития - предметной деятельности и полноценного восприятия окружающего мира. Кроме этого, как показывают наблюдения, социальная ситуация развития ребенка с нарушением зрения определяется педагогическими и личностными установками взрослых; эти установки не всегда адекватны и не всегда помогают ребенку в личностном плане, решая лишь проблемы дефектологического характера.

Таким образом, можно выделить ряд психологических проблем ребенка с нарушением зрения, основой которых является фиксированность на собственных переживаниях, неуверенность в своих силах, неадекватный Образ - “Я”:

  1. Повышенный уровень тревожности, проявление страхов.
  2. Негативистическая демонстративность, агрессивность.
  3. Двигательная расторможенность или заторможенность (как результат эмоциональной неустойчивости).
  4. Нарушения внимания (как результат нарушения саморегуляции в поведении).
  5. Замкнутость, скрытность. Пессимистические тенденции.

Это побудило меня к разработке специальной программы деятельности психолога коррекционного детского сада по повышению уровня психологического здоровья детей. Программа должна была предусматривать глубинные изменения факторов, неблагоприятно воздействующих на развитие детей и затрагивающих становление личности ребенка (педагогические установки взрослых, социальная ситуация развития, принципы деятельности). Кроме этого, необходимо было разработать собственно коррекционные занятия с детьми, имеющими уже сегодня наиболее глубокие личностные деформации, эмоциональные и интеллектуальные отклонения (неадекватная самооценка, нарушения общения, безынициативность, агрессия, демонстративность, неуравновешенное поведение и т.п.).

В ходе работы были:

1)проанализированы различные группы факторов, влияющих на формирование психологического здоровья ребенка: объективные (средовые) и субъективные;

2)проанализированы социальные процессы, неблагоприятно влияющие на становление личности ребенка;

3)исследованы и описаны уровни психологического здоровья;

4)разработаны стратегии деятельности педагога-психолога по повышению личностного потенциала и изменению педагогических установок педагогов и родителей;

5)разработаны мини-программы и основные задачи деятельности педагога-психолога, направленные на решение выявленных проблем у детей - дошкольников с нарушениями зрения и повышение уровня психологического здоровья.

Итогом работы явилось создание новой модели деятельности педагога-психолога коррекционного детского сада в рамках работы службы коррекционно-психологического сопровождения образовательного процесса.

Все коррекционно-диагностические методы используются в контексте решения конкретных практических задач. Это задачи выяснения уровня психологического здоровья-нездоровья детей, уровня тревожности,  выявления проблем самооценки детей, отклонений в эмоционально-личностном развитии, задачи раннего предупреждения социальной дезадаптации, задачи управления детским коллективом, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и другие.

Целенаправленная коррекционная работа с основными психологическими проблемами позволяет повысить социальную компетентность ребенка и  облегчает процесс его социальной адаптации.

Успешная коррекция детей с нарушениями зрения требует комплексного подхода, сочетающего в себе совместные усилия педагога-психолога, воспитателей, тифлопедагогов, медицинских работников, логопеда, родителей. Специализированный детский сад реализует комплексный и в то же время дифференцированный индивидуальный подход к развитию личности ребенка с нарушением зрения, учитывающий все его особенности и потенциальные возможности. В связи с этим встает вопрос о месте и роли педагога-психолога в общей системе коррекционно-педагогической работы коллектива. Я считаю, что содержание моей деятельности будет оптимальным и результативным, если оно реализуется не изолированно от других служб, а гармонично вписывается в общий контекст деятельности всего педагогического коллектива.

На мой взгляд, наиболее полно соответствует целям и задачам коррекционного обучения служба коррекционно-психологического сопровождения образовательного процесса, созданная в специализированном ОУ. Любая авторская модель подобной службы предполагает выделение приоритетов, системность, гибкость, многообразие форм и методов работы, преемственность в работе специалистов всех уровней. Эта служба должна быть нравственной и экологичной, т. е. культивировать право каждого ребенка и взрослого на уникальность и неповторимость.

Разделяя точку зрения исследователей (1, 4,6,7) и опираясь на личный опыт организации подобной службы в дошкольном образовательном учреждении, я рассматриваю коррекционно-психологическое сопровождение ребенка как систему профессиональной деятельности команды специалистов, направленную на создание комплекса медицинских, психолого-педагогических, профилактических, коррекционных и развивающих условий, способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья, становлению эмоционально-благополучного мироощущения каждого ребенка на основе успешной аккомодации мира взрослости к миру детства с целью их гармонизации и совместного продуктивного развития

Практическое содержание деятельности психолога в рамках этой службы определяется следующими концептуальными положениями:

1 .Врастание ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Дефект, создавая уклонение от устойчивого биологического типа человека, вызывая выпадение отдельных функций, более или менее существенную перестройку всего развития на новых основаниях, по новому типу, естественно, нарушает тем самым нормальное течение процесса врастания ребенка в культуру. Однако дефект же является тем «рычагом», или стимулом для продвижения ребенка вперед, для развития всех его компенсаторных возможностей(2).

2.Сенсорная депривация, обусловленная патологией зрения, ведет к ряду личностных деформаций в дошкольном возрасте и провоцирует формирование таких качеств личности, как тревожность, неуверенность в себе, пониженные самостоятельность и инициативность, неадекватная самооценка, обедненная чувственная ткань, т.е. узость сознания - уменьшающих возможность произвольно, преднамеренно управлять собственной жизнедеятельностью, снижающих жизненный потенциал человека.

3.Успешность социальной реабилитации (или абилитации, если говорить о раннем процессе реабилитации) во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих нарушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь, какой образ - «Я» сформируется у ребенка, насколько позитивен будет этот образ.

Преодолевая устоявшиеся позиции по отношению к коррекционной работе со слабовидящими детьми, выражающиеся в сугубо медицинском, дефектологическом подходе к детям, я считаю необходимым постановку и решение задач личностного развития ребенка, формирования его положительного образа - «Я» в практике коррекционного детского сада. На мой взгляд, необходим перенос акцента на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии разных сфер жизнедеятельности ребенка.

4.Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком  своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, родителя или педагога), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Основополагающим понятием при описании психологического здоровья  является понятие «гармонии» (8).

Принимая во внимание важность коррекции разных сфер жизнедеятельности ребенка, специалисты в основном сосредотачивают свое внимание на работе с особо трудными, невротически и педагогически запущенными детьми. Однако переходные формы развития личности, состояния между нормой психического здоровья и не “нормой” также требует детального пересмотра и выявления глубинных психологических причин нарушений состояний ребенка. Что же в нашем понимании “норма” психологического здоровья?

Для психологического здоровья норма- это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих ребенку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, что-то изменять вокруг себя (3,5, 7, 8). Норма - это тот  прогностический результат, который служит ориентиром для организации психологических и педагогических условий ее достижения.

Отсутствие психологического здоровья у ребенка - это отсутствие возможности развития и адаптации в обществе, неспособность ребенка к выполнению своей внутренней, «природной»  задачи.

Исследователи выделяют три уровня психологического здоровья (по Хухлаевой О.В)(8):

  1. Высший уровень (креативный). Устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления проблем, активное творческое отношение к жизни.
  2. Средний уровень (адаптивный). В целом адаптивность в социуме, однако наблюдается некоторая повышенная тревожность, средний запас прочности психологического здоровья.
  3. Низкий уровень (дезадаптивный, или ассимилятивно - аккомодативный).

а) ассимилятивный – ребенок стремится приспособиться к внешним условиям в ущерб своим желаниям и потребностям, ригидность (низкая самооценка, заторможенность, тревожность);

б) аккомодативный - ребенок использует активно - наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям; негибкость поведенческих стереотипов, недостаточная критичность (демонстративность, негативизм, агрессивность).

Следует отметить, что у детей с амблиопией, косоглазием и астигматизмом преобладают адаптивный и дезадаптивный (чаще ассимилятивный), уровни психологического здоровья.

Условия жизни ребенка требуют от него способности корректировать Образ - “Я”, умения правильно понимать собственные чувства и желания, а также поступки и мотивы поведения других людей, способности определять нужные средства для достижения целей. Это говорит о необходимости формирования у ребенка навыков социальной компетентности (социальной адаптивности).

Из этого можно заключить, что психологическая коррекция проблем таких детей должна осуществляться по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии своих творческих способностей, в побуждении их к созданию позитивной картины мира, в создании адекватного положительного Образа - “Я”.  При этом мы исходим из понимания Образа - “Я” как особого представления индивида о самом себе. Образ - “Я” определяет отношение человека к самому себе, выступая основой для построения взаимоотношений с другими людьми; следовательно, формирование адекватного Образа - “Я” является базой для успешной социальной адаптации ребенка с нарушением зрения в обществе. Формирующийся позитивный Образ - “Я” в детстве является предпосылкой успешности человека во “взрослости”.

Действующая модель деятельности педагога-психолога

МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка» (для детей с нарушениями зрения)

Деятельность психолога коррекционного детского сада направлена на формирование, сохранение и укрепление психологического здоровья детей-дошкольников, страдающих амблиопией, косоглазием и астигматизмом.

В деятельности психолога предусматривается:

1)изучение особенностей психического развития  и уровня психологического здоровья детей с нарушением зрения;

2)учет специфических принципов организации психодиагностической и психокоррекционной работы с такими детьми;

3)построение такой модели взаимодействия и сотрудничества воспитателя, психолога и родителей в условиях коррекционного учреждения, которая способствовала бы сохранению и укреплению психологического здоровья «взрослой» части участников образовательного процесса.

Цель психолога в этом случае - сделать проблему формирования и сохранения психологического здоровья детей с нарушением зрения актуальной для всего педагогического состава и родителей, скоординировать действия всего персонала в отношении формирования позитивного отношения к себе и к миру у ребенка с нарушением зрения, психологизировать сам процесс воспитания и обучения детей, способствовать формированию у взрослых позиции позитивного самоотношения и самопринятия как основы психологического здоровья.

Специальная программа деятельности психолога коррекционного детского сада предусматривает глубинные изменения факторов, неблагоприятно воздействующих на развитие детей и затрагивающих становление личности ребенка (педагогические установки взрослых, социальная ситуация развития, принципы деятельности) и разработку собственно коррекционных занятий с детьми, имеющими уже сегодня наиболее глубокие личностные деформации, эмоциональные и интеллектуальные отклонения (неадекватная самооценка, нарушения общения, безынициативность, агрессия, демонстративность, неуравновешенное поведение и т.п.).

В деятельности психолога по контингенту выделяется два направления:

1)работа с детьми;

2)работа со взрослыми.

Структура программы представляет из себя единую систему, которая состоит из трех взаимосвязанных блоков. Каждый из них имеет свою смысловую нагрузку, цели и задачи, а также специфические способы реализации. Эти блоки обозначены так:

I блок - диагностический.

II блок - консультационно - обучающий.

III блок - коррекционный.

Работа с детьми включена в I й и III й блоки программы, работа с педагогами и родителями ведется в рамках II го блока.

I БЛОК, ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ,

Целью работы в этом блоке является осуществление дифференцированной, сравнительной, индивидуально направленной диагностики для получения объективных данных о каждом ребенке, позволяющих построить индивидуальную коррекционную программу с учетом потенциальных возможностей каждого ребенка.

В этом блоке решаются следующие задачи:

1.Определение исходного уровня разных показателей состояния психического развития ребенка и их динамики.

2.Выявление эмоционально-личностных особенностей,

3.Определение зон актуального и ближайшего развития, особенностей протекания мыслительных операций, интеллектуальной деятельности.

4.Определение уровня работоспособности, целенаправленности, обучаемости, особенностей принятия помощи.

II БЛОК, КОНСУЛЬТАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИЙ

Первым направлением деятельности в этом блоке является работа  с педагогами.

Основная цель - психологизация коррекционно-воспитательного процесса в детском саду; создание положительного психологического климата в коллективе; усиление личностного творческого начала в педагоге.

В работе с педагогами выделяются еще два направления:

1)повышение профессиональной компетентности педагогов;

2)повышение личностного потенциала каждого педагога.

Повышение профессиональной компетенции (психолого-педагогической грамотности) педагогов в сфере воспитания детей с отклонениями в развитии происходит в процессе решения следующих задач:

1.Снятие предубеждений и неадекватных педагогических установок в связи с воспитанием детей с нарушениями зрения.

2.Развитие "стратегичности" воспитательных концепций педагогов.

3.Психологическая коррекция "личностных барьеров", препятствующих эффективному принятию и реализации решений в процессе воспитания детей и в собственной жизни.

4.Обогащение педагогического опыта в области воспитания детей с использованием системы субъект-субъектных отношений.

Создание у педагогов собственного опыта видения ребенка и самого себя измененным взглядом (личностный рост) происходит в результате решения следующих задач:

1 .Снятие психического и эмоционального напряжения.

2.Создание возможности для самовыражения.

3.Повышение чувствительности к окружающему миру.

4.Повышение чувства внутренней самоценности.

5.Развитие лучшего понимания себя и других.

Вторым направлением деятельности в консультационно - обучающем блоке является работа с родителями.

Целью работы по этому направлению является изменение отношения родителей к заболеванию детей, смена способов взаимодействия с детьми в семье.

В работе с родителями решаются следующие задачи:

1 .Повышение личностной компетенции родителей в сфере воспитания детей.

2.Изменение педагогических установок по отношению к воспитанию ребенка с нарушением зрения.

3.Повышение педагогической грамотности родителей в отношении возрастных и индивидуальных особенностей детей, в решении эмоциональных и личностных проблем ребенка.

4.Обогащение родительского опыта в области воспитания детей с использованием системы субъект - субъектных отношений.

III БЛОК, КОРРЕКЦИОННЫЙ

Целью работы в третьем блоке является активизация процессов индивидуального развития детей-дошкольников; коррекция и компенсация выявленных нарушений в разных сферах жизнедеятельности ребенка с нарушением зрения; выявление и развитие резервных возможностей и творческих способностей каждого ребенка.

Основные задачи, решаемые в этом блоке:

1.Коррекция личностных нарушений, негативных черт характера, деформированных взаимоотношений.

2.Формирование социальных мотивов и средств удовлетворения потребностей детей.

3.Обучение различным средствам и способам коммуникации.

4.Совершенствование способов самоорганизации целенаправленной деятельности (постановка задач, выбор способа действия, приемы самоконтроля).

5.Обучение способам действия, их переносу в новые условия и переключению с одного способа действия на другой.

6.Формирование умения правильно ориентироваться в различных проблемных ситуациях, адекватно реагировать на их изменение, с выбором оптимального для данных условий стиля поведения.

7.Формирование у детей способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях, в период перенапряжения и перегрузки.

8.Воспитание культуры полов, полоролевая социализация.

9.Развитие социально-приемлемых способов отреагирования отрицательных эмоции.

10.Формирование позитивной мотивации в учебной деятельности.

11.Формирование адекватного, доброжелательного восприятия коллектива, снижение негативизма.

12.Снижение уровня тревожности, агрессии.

Некоторые коррекционные мини-программы представлены в Приложении.

Учитывая индивидуальные особенности детей, а также особенности возраста, я строю систему работы по формированию адекватного положительного Образа – «Я» у ребенка с нарушением зрения на следующих принципах:

1.Принцип «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ», который предполагает постепенное усложнение материала в процессе коррекционной работы.

2.Принцип «СПИРАЛЬ», предполагающий работу на каждом последующем этапе по одним и тем же направлениям,  но углубляя и расширяя содержание, а также дополняя формы и методы работы.

3.Принцип ДИНАМИЧНОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ, который предполагает гибкое изменение темпа работы по разным направлениям в зависимости от индивидуального темпа каждого ребенка. Я намеренно не выделяю конкретные возрасты, поскольку паспортный возраст ребенка может быть выше, чем психологический, к тому же границы его могут быть размыты и неопределенны.

Диагностические исследования проводятся со всеми детьми детского сада с согласия родителей; коррекционная работа ведется только с теми детьми, родители которых обратились к психологу с конкретной проблемой и готовы по мере необходимости участвовать в коррекционном процессе.

    Так, например, в ноябре 2006 года была создана коррекционная группа из семи детей 6-7милетнего возраста из разных групп. Дети отличались эмоциональной нестабильностью, повышенной тревожностью, неадекватными поведенческими проявлениями.

 В процессе всей деятельности коррекционной группы у детей  постепенно формировалась  позиция людей с чувством юмора, умеющих адекватно выражать свои эмоции и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Формировались предпосылки осознания реального смысла и значения формирования эмоциональной атмосферы добра, радости, для улучшения собственного самочувствия и социальных отношений.

 В ходе работы использовались следующие методы и приемы:

  1. Этюды.
  2. Игры- драматизаци.
  3. Игры на развитие навыков социальной перцепции.
  4. Игры-сказки.
  5. Сказки-тесты.
  6. Игры-путешествия.
  7. Большое внимание в процессе работы уделялось телесной терапии, поскольку в процессе работы с собственным телом ребенок не только учится различать и сравнивать ощущения от разнообразных движений, но и корректировать свои движения в зависимости от заданной ситуации. А также произвольно направлять свое внимание на двигательные реакции  свои и партнера по общению. Двигательные методы не только создают потенциал для всей будущей работы с детьми, но и активизируют, простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Очевидно, что закрепление любых телесных навыков предполагает обращение к таким психическим функциям, как,  например, эмоции, память, процессы произвольности и саморегуляции.
  8.  Одним из наиболее адекватных методов коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка, включенных в коррекционные занятия,  являются самостоятельные игры-фантазии, метафорические истории (сказки, сочиненные самими детьми) с проекцией внутренних  эмоциональных проблем и актуальных переживаний. Основной принцип проведения подобных игр заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь заменить их на положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями. Отсутствие режиссерского контроля и обязательств объяснять поведение персонажей сохраняет принцип игровой реальности и облегчает вживание в роль. В дальнейшей работе используются сюжеты сказок (придуманных педагогом совместно с детьми), где происходят волшебные превращения и где взрослый берет на себя роль, противоположную роли ребенка.  Следует отметить, что эффективность воздействия игр, этюдов и упражнений значительно повышается, если они сопровождаются музыкой, либо пением.

Вся психокоррекционная работа строится  на следующих принципах:

I. Принцип единства коррекции и развития.

II.. Принцип учета общих тенденций нормального и аномального развития, или онтогенетический принцип.

III. Деятельностный принцип (как учет ведущей деятельности и как организация коррекционной работы в рамках совместной деятельности).

IY. Принцип единства диагностики и коррекции развития.

Y. Принцип использования личностно-ориентированной модели взаимодействия с ребенком.

YI. Принцип системности в работе.

YII.Принцип опосредованного воздействия на ребенка (через педагогов, специалистов, родителей).

Эффективность работы психолога отслеживается с помощью ряда диагностических методов и приемов:

1) набор специальных диагностических методик ;

2) включенное наблюдение (непосредственно в группе);

3) анализ продуктов детской деятельности;

4) анализ поведения детей на занятиях;

5) беседы с родителями, педагогами;

6) анкетирование.

В ходе коррекционной работы у детей повысился уровень развития воссоздающего воображения, проявилась способность создавать новые, оригинальные образы. Создаваемые детьми образы стали обобщенными, наполнились эмоциональным, юмористическим содержанием. Детям удается успешно справиться с реализацией своего творческого замысла. Значительно повысилась выразительность воплощаемых детьми образов, стали более разнообразными модели социального поведения. У всех детей без исключения повысился социометрический статус в группе сверстников. Уровень тревожности снизился, высокий уровень лишь у одного ребенка; при этом снизилась агрессивность, конфликтность у четверых детей. Страхи, наблюдаемые у двух девочек, приняли осознаваемый характер, дети самостоятельно могут дифференцировать источник страха, тревоги,  смоделировать свое поведение. В личностном поведении снизился уровень отрицательного доминирования и повысился уровень положительного доминирования и положительного подчинения. В течение 20ти занятий произошло сплочение детей коррекционной группы, у детей расширился опыт социальных отношений. Дети стали без страха посещать другие группы,  в которые ходят их новые друзья, получили новый опыт общения. Дети научились простым способам разрешения конфликтов в семье и в детском саду, могут объяснить своим сверстникам, что они делают неправильно, почему надо реагировать так или иначе. Эмоциональный фон в целом стабилизировался, преобладают положительные эмоции. Работа по формированию эмоциональной культуры позволила выработать у детей такие качества психологически здоровой личности, как:

  1. установка на положительное восприятие окружающего мира;
  2. умение находить разнообразные источники положительных эмоций;
  3. умение расслабляться;
  4. умение проявлять свои  положительные эмоции без стеснения, свободно;
  5. проявление элементарных эмпатических качеств;
  6. умение взять на себя ответственность за свои поступки.

        Результаты проведенной работы убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры в развитии эмоциональной сферы детей и формировании их психологического здоровья (результаты диагностики детей коррекционной группы см. в Приложении.

Главным результатом работы с детьми  стала  постановка спектакля “Праздник жизни”, содержанием которого были объединенные единым сюжетом ролевые этюды и индивидуальные самопрезентации детей. Роли в этом спектакле распределяли сами дети, не было строго заученных слов, постановочных моментов. На 80% это был  спектакль – импровизация,  представляющий зрителям жизненный путь ребенка – дошкольника, от рождения до сегодняшнего момента,  и показывающий жизненную перспективу детей. В спектакле было показано много юмористических миниатюр, он выглядел  жизнерадостно  и оптимистично. Принимали участие в этом спектакле не только дети коррекционной группы, но и другие их сверстники, что позволило всем детям без исключения получить положительный эмоциональный заряд и самовыразиться.

Список литературы

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6ти т.т.-  Москва,1983г.
  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Я. Коломинского, Е.А. Панько. Минск, 1997.
  4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога Под ред. И,В. Дубровиной. М., 1987.
  5.   Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей, Пособие по практической психологии. М., 1998.
  6.  Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.,1993.
  7.   Практическая психология образования /  Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000.
  8.   Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.

Психологическое сопровождение

коррекционно-воспитательного процесса

Повышение профессио-нальной компетентности педагогов

Повышение личностного потенциала каждого педагога

  1. Определение исходного уровня разных показателей состояния психического развития ребенка и их динамики.


  1. Коррекция личностных нарушений, негативных черт характера, деформированных взаимоотношений.


  1. Формирование умения правильно ориентироваться в различных проблемных ситуациях
  2. Формирование у детей способности к психической самозащите в экстремальных ситуациях
  3. Воспитание культуры полов, полоролевая социализация.
  4. Снижение уровня тревожности, агрессии.


  1. Снятие предубеждений и неадекватных педагогических установок в связи с воспитанием детей с нарушениями зрения.


  1. Развитие “стратегичности” воспитательных концепций педагогов.


  1. Психологическая коррекция “личностных барьеров”, препятствующих эффективному принятию и реализации решений в процессе воспитания детей и в собственной жизни.
  1. Снятие психического и эмоционального напряжения.


  1. Создание возможности для самовыражения.


  1. Повышение чувства внутренней самоценности.


  1. Выявление скрытых возможностей и способностей педагогов.

  1. Повышение личностной компетенции родителей в сфере воспитания детей.


  1. Изменение педагогических установок по отношению к воспитанию ребенка с нарушением зрения.


  1. Повышение педагогической грамотности родителей в отношении возрастных и индивидуальных особенностей детей, в решении эмоциональных и личностных проблем ребенка.


Служба коррекционно-психологического сопровождения ОП

Диагностическое сопровождение

индивидуального развития ребенка

Медицинская диагностика:

- динамика остроты зрения;

- характер зрения на цветовом

приборе;

- измерение угла косоглазия;

- определение зрительной фиксации;

- исследование глазодвигательных функций;

- исследование фузионных способностей

(др. специалисты-медики –отдельно)

Логопедическая диагностика:

- исследование фонетической стороны речи;

- исследование состояния звукопроизношения;

- исследование

фонематической стороны речи;

- исследование  лексики и грамматического строя речи;

- исследование состояния связной речи;

- исследование состояния мимики и мелкой моторики

Педагогическая

 диагностика:

- зона актуального развития;

- зона ближайшего развития

Тифлопедагогическая диагностика:

- уровень сенсорного развития  ребёнка;

- уровень развития зрительно – моторной координации;

- уровень развития зрительно – пространственного восприятия и зрительной памяти;

- уровень восприятия изображений сложной формы;

- уровень восприятия сюжетных изображений

Психологическая диагностика:

-выявление уровня психологического здоровья;

 состояние эмоционально-личностной  сферы;

- уровень взаимоотношений детей в группе;

- уровень развития коммуникативных навыков;

- психологическая готовность к школе


Коррекционная работа по индивидуальным планам специалистов

Общие условия для проведения  игровой коррекции

  1. Специфичность обстановки. Ребенок попадает в не совсем обычную для него обстановку, хотя занятия проводятся в типичной комнате для игр (комната релаксации), где имеется набор знакомых детям игрушек.

  1. Специфичность контактов. Чтобы включить в действие механизмы перестройки поведения, прежде всего следует изменить условия, то есть вывести ребенка из той среды общения, в которой у него проявляются  нежелательные формы поведения.

  1. Безоговорочная симпатия и участие к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрыться, «выплеснуть» наружу свои проблемы.

  1. Минимальное количество ограничений. Ребенку предоставляется максимальная свобода действий, ограничений крайне мало: строго регламентированное время продолжения игрового занятия, запрещение покидать пределы игровой комнаты до конца занятия, запрещение физических воздействий, и т.п.

  1. Активность самого ребенка. Необходимо побуждать внутренние силы ребенка, подчеркивать его самостоятельность и умение  самому справляться со своими проблемами.

I блок –

диагностический.

Психолог

II блок –

коррекционный.

III блок –

консультационно-обучающий.

ВОСПИТАТЕЛИ

ДЕТИ

РОДИТЕЛИ

Методы работы:

  1. Психологическая  диагностика
  2. Образно-пластическая деятельность (ритм + движение + эмоции).
  3. Ролевые игры.
  4. Сказкотерапия; использование метафорических историй.
  5. Арттерапия.
  6. Этюдная деятельность.
  7. Игровая терапия.
  8. Продуктивные виды деятельности.

Подведение итогов диагностики

Медико  - психолого - педагогический  консилиум

Пути психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

- Опора на сохранные анализаторы.

- Учет компенсаторных возможностей ребенка.

- Создание комфортных условий для воспитания, обучения, развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности раздел МУЗЫКА в старшей группе для детей с нарушением зрения "О чём берёзонька нам хочет рассказать"

Конспект представляет собой авторскую работу музыкального руководителя ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.ЦЕЛЬ:Развивать в детях способность видеть и слышать прекрасное в музыке и произведе...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк» Тема: «Мебель в доме»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»Тема: «Мебель в доме»...

Организованная коррекционно-развивающая деятельность по зрительному восприятию в старшей группе детей с нарушением зрения " Маше помогаем, мебель расставляем"

Конспект составлен с использованием личностно-ориентированной технологии взаимодействия с ребенком. Детям открывается простор для максимальной реализации своих возможностей, создаются условия для восп...

Значение изобразительной деятельности для развития зрительно¬пространственных представлений у детей с нарушением зрения

Трудности зрительно-пространственного анализа, не умели пользоваться приемами наблюдение обуславливают своеобразия обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности.Однако, опыт показыва...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Развитие игровой деятельности и действий с предметами у детей с нарушением зрения»

Творческая игровая деятельность слабовидящего  дошкольника показывает, что, как и для зрячего, игра для него является ведущей деятельностью, которую необходимо использовать педагогу для всесторон...

Инновационные подходы к организации коррекционно - образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и у...