Главные вкладки
Боровкова Надежда Сергеевна
сайт учителя-дефектолога (специального психолога)
Профессия: учитель-дефектолог, педагог-психолог
Профессиональные интересы: интересуюсь вопросами развития детей с особыми образовательными потребностями
Увлечения: книги, музыка, театр, природа
Регион: Новосибирская область
Населенный пункт: город Новосибирск
Место работы: МКДОУ д/с № 312 "Жемчужинка" для детей с нарушениями зрения
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/borovkova-nadezhda-sergeevnaЯ думаю, каждому из нас дан шанс, упустив который, мы заменяем его чем-то второстепенным.
Весь смысл жизни, как сказал когда-то Эмиль Золя,
заключается в бесконечном завоевывании неизвестного, в вечном усилии познать больше.
Работая с детьми, каждый день совершаешь открытия, узнаешь что-то новое,
пытаешься понять непонимаемое и объяснить необъяснимое..
.
О себе
Почти 25 лет работаю с детьми с проблемами в развитии. Работала с детьми с ЗПР, с детьми-сиротами, с детьми с нарушениями зрения. Есть доченька Санечка, взрослая -23 года, сынок Тимошка - 7 лет.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
С детства читала всё подряд, любые книги! Одно время настольной книгой были старинные Персидские сказки - какая мудрость! Потом обожала Чехова, перечитала всё, потом были Конан-Дойл и Агата Кристи, а еще Герберт Уэльс - "Война миров", и Шукшин - на все времена (вот это Человек!). Сейчас вместе с сыном читаю всё-всё - заново открываю подзабытое!
Мой взгляд на мир
Я - ОПТИМИСТ!
Мои достижения
Я не устала работать с детьми - это мое главное достижение! А если серьезно - имею высшую категорию с 2000 года, разработала ряд технологий по работе детьми с особыми образовательными потребностями (одна рецензирована в 2007 году), имею Почетные грамоты и Благодарности разного уровня. Мои дети любят приходить ко мне на занятия, ведь на занятиях можно и узнать новое, и пошалить, и даже спеть - станцевать.
Моё портфолио
Я работаю с детьми с проблемами в развитии более 24х лет, в том числе как психолог – почти 20 лет, как дефектолог – более15ти лет. Имею опыт работы с детьми с различными сочетанными дефектами (нарушения речи, ДЦП, ЗПР и др.).
В 2008 году третий раз аттестовалась на высшую категорию как педагогог-психолог и учитель-дефектолог, представив модель деятельности психолога коррекционного детского сада и программу деятельности тифлопедагога. За прошедшее время система деятельности была дополнена новыми методическими разработками и мини - программами, а также несколько изменились концептуальные положения моей деятельности. Итогом работы явилось создание новой модели деятельности специалиста- психолога и дефектолога) коррекционного детского сада в рамках работы службы коррекционно-психологического сопровождения образовательного процесса. В состав службы входят все узкие специалисты. Успешная коррекция детей с нарушениями зрения требует комплексного подхода, сочетающего в себе совместные усилия педагога-психолога, воспитателей, тифлопедагогов, медицинских работников, логопеда, родителей. Специализированный детский сад реализует комплексный и в то же время дифференцированный индивидуальный подход к развитию личности ребенка с нарушением зрения, учитывающий все его особенности и потенциальные возможности.
В связи с этим встает вопрос о месте и роли специального психолога в общей системе коррекционно-педагогической работы коллектива. Я считаю, что содержание моей деятельности будет оптимальным и результативным, если оно реализуется не изолированно от других служб, а гармонично вписывается в общий контекст деятельности всего педагогического коллектива.
Концептуальной основой моей деятельности является положение И.В. Дубровиной о психологическом здоровье личности как цели и критерии успешности психологической помощи, а также положение Л.С. Выготского о творчестве, как одной из основных составляющих социально адаптированной личности.
В нашем детском саду реализуются следующие программы:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соавторстве со специалистами нашего детского сада в 2012г.
2. Программа для специальных образовательных учреждений под редакцией Л. И. Плаксиной (Москва , 2003).
3. Методические рекомендации по развитию зрительного восприятия под редакцией Л. В. Рудаковой (С. – Петербург, 1995).
Последние две программы являются специфическими, ориентированы на педагогическую работу в детском саду с детьми с нарушением зрения.
4. В 2012 году в соавторстве с другими специалистами детского сада была написана и реализуется в настоящее время Часть основной общеобразовательной программы ДОУ «Содержание коррекционной работы».
Практически 100% детей, посещающих наше учреждение, имеют различные нарушения зрения. Наиболее характерными нарушениями зрения являются: миопия слабой и средней степени, гиперметропия средней степени, астигматизм (гиперметропический, миопический, смешанный), амблиопия (дисбинокулярная, рефракционная), средней и слабой степени, косоглазие, глаукома, катаракта, есть тотально слепой ребенок.
В детском саду созданы все условия для реализации разнообразных коррекционных мероприятий: у каждого специалиста – отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами, есть комната релаксации, где проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия. Постоянно функционирует ортоптический кабинет, оборудованный высококачественной аппаратурой. Коррекционно-развивающие занятия я провожу в специально оборудованном кабинете, состояние которого отвечает всем санитарно-гигиеническим нормам (освещение, размеры, ремонт). Кабинет обеспечен специальным оборудованием (мебель, зеркало, диктофон, компьютер). В кабинете имеются все пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие воображения, мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук; дидактические пособия систематизированы, создан каталог игр и упражнений, направленных на развитие разных сфер жизнедеятельности детей с нарушениями зрения. Имеется весь необходимый диагностический материал; методические пособия и наглядно-демонстрационный материал по развитию зрительного восприятия и познавательных психических процессов подобраны в соответствии с офтальмологическими требованиями; подобрана специальная и методическая литература. Создана обширная база музыкальных произведений разных жанров для занятий по развитию образно-пластической деятельности, подобран ряд мультимедийных презентаций по разным темам, имеется проектор и экран для просмотра слайд-шоу. Часть коррекционных занятий проводится в комнате релаксации.
Деятельность специалистов нашего детского сада направлена на развитие потенциальных возможностей, способностей детей с нарушениями зрения, на выбор такого механизма обработки информации, который позволяет детям взаимодействовать с окружающей действительностью, обществом. Поэтому вся коррекционно - воспитательная работа направлена, прежде всего, на социальное развитие детей. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте формировать у детей с нарушениями зрения навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.
Много времени уделяю методической работе:
- Являюсь автором педагогической программы «Формирование адекватного Образа –«Я» средствами образно-пластической деятельности» (рецензирована в 2007 году) (см. Приложение);
- Автор системы комплексно-интегрированных занятий для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим;
- Соавтор коррекционной программы Учреждения;
- Соавтор программы по здоровьесбережению детей с ОВЗ в условиях ДОУ компенсирующего вида;
- Соавтор технологии обучения детей в рамках проектной деятельности;
- Соавтор программы по обучению детей лепке из разных пластических материалов;
- Являюсь соавтором педагогической технологии по развитию нетрадиционных видов рисования у детей с нарушениями зрения (рецензирована в 2007 году);
- Разработала систему игр и упражнений, интегрирующих образовательные области «Физкультура», «Безопасность», «Здоровье», «Социализация», «Музыка».
Принимала участие в мероприятиях различного уровня:
1) выступление на городском научно-практическом семинаре «Здоровьесбережение участников образовательного процесса в системе дошкольного образования», 2009г.;
2) выступление на областном совещании – семинаре «Актуальные проблемы развития психолого-педагогического, медико-социального сопровождения дошкольного образования в НСО», 2009г.;
3) городской семинар для специалистов коррекционных учреждений «Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения», 2009г;
4) обучающий семинар для студентов НГПУ «Основы и специфика коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения», 2010г;
6) организация и проведение городского практического семинара тифлопедагогов «Актуальные вопросы развития и обучения детей с нарушениями зрения», 2010г;
7) выступление на городской практической конференции «Формы реабилитации детей с патологией зрения в условиях ДОУ», 2010г.;
8) выступление на городском семинаре «Основные направления коррекционно - педагогической работы дошкольных и школьных учреждений 3-4 вида», 2011г.;
9) выступление на 4й Областной научно-практической конференции «Модернизация дошкольного образования НСО на основе федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования: проблемы и пути решения», 2011г.;
10) участие в областном семинаре для работников ОУ, осуществляющих интегрированное обучение детей с ОВЗ, 2012г.;
11) участие в городском семинаре «Опыт работы педагогов и учителей-дефектологов по обучению детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста», 2012г.;
12) проведение мастер-класса для участников обучающих мероприятий в рамках программы обучения по модульным программам повышения квалификации для специалистов ОУ и ПМПК, обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, 2012г.;
13) проведение мастер-класса для участников инновационной педагогической лаборатории «Педагогическое мастерство», 2012г.;
14) проведение мастер-класса для слушателей ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО в рамках курса «Инклюзия в дошкольном образовании», 2012г.
В течение последних трех лет являюсь независимым экспертом газеты «Комсомольская правда»
Имею ряд печатных работ, среди них статьи:
- «Как работают в «Жемчужинке»?», ж-л «Дошкольное воспитание», 2006 г.;
- «Сенсорная комната в коррекционном дошкольном учреждении», 2008г;
- Являюсь участником всероссийского конкурса на лучшую статью на тему «Ребёнок в едином игровом пространстве» (в составе творческой группы), 2008г;
- «Образно-пластическая деятельность как средство формирования адекватного образа-«Я» у ребенка-дошкольника с нарушением зрения», сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции»Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства», 2010г.;
- «Особый театр как средство саморазвития и самовыражения дошкольников с нарушениями зрения»,сб.»Современные тенденции развития дошкольного образования в заельцовском районе», 2011г.
Поощрения:
В 2008г. награждена Почетной грамотой ГУО мэрии города Новосибирска «За значительный вклад в образование и воспитание детей с ОВЗ и внедрение авторской технологии «Образно-пластическая деятельность как средство формирования адекватного образа-«Я» у детей с нарушением зрения».
В 2008году награждена Почетной грамотой департамента образования Новосибирской области «За большой вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения, высокие результаты в профессиональной деятельности».
В 2011 году получила Благодарность ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО за содействие в организации учебно-методической деятельности института.
В 2011 году получила Благодарность Минобрнауки и инновационной политики НСО за высокий уровень организации 4й Областной научно-практической конференции.
В 2012 году награждена памятной медалью «За вклад в развитие Новосибирской области».
Повышение квалификации:
1.ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО , «Проектирование содержания коррекционной работы как раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования», 16.01-31.03.2012г., 108 ч.
2.Обучение по модульным программам повышения квалификации для специалистов ОУ и ПМПК, обеспечивающих распространение организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, НОЦ «Социальная защита детей и молодежи» МГУ им. М.А. Шолохова, 08-12.10.2012, 40ч
3.ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО, «Менеджмент организации «Организационные и научно-методические вопросы деятельности ресурсных центров по проблемам вариативного образования детей с ОВЗ», 03-19.12.2012г., 72 ч