Значение изобразительной деятельности для развития зрительно¬пространственных представлений у детей с нарушением зрения
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему

Бадунова Ольга Михайловна

Трудности зрительно-пространственного анализа, не умели пользоваться приемами наблюдение обуславливают своеобразия обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности.

Однако, опыт показывает, что детей можно научить разносторонне и достаточно полно воспринимать натуральные объемы, увещевать обогащенным конкретным содержанием образами, передавать их в реалистических рисунках.

Формирование образов предполагает усилено направленное наблюдение, зрительную память, зрительное произвольное внимание, образное и пространственное мышление. При обучении слабовидящих возникает необходимость в преодолении значительных и специальных трудностей.

Неполноценное зрение не позволяет или выделить многие признаки, свойства, форму, строение, взаимоотношения отдельных частей в натурном объекте. Особенно большие трудности возникают у детей бинокулярного и стереоскопического зрения, глубинного глазомера (при косоглазии, амолиопия, монокулярного зрении). Использование некоторых специфических приемов обучения позволяет детям воспринимать натуральные объекты и передавать их в рисунках. При наблюдении натуральных объектов важно использовать разные сенсорные функции: зрение, осязание, слуховое восприятие.

На основе воссоздающего воображения обогащаются образы восприятия и памяти. На этой же основе формируются умения воплощать образы в рисунке.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования ДУЗ № 27 «Розочка» специального компенсирующего типа для детей с нарушением зрения.

Выступление на педагогическом совете

Значение изобразительной деятельности для развития зрительнопространственных представлений у детей

с нарушением зрения

Провела учитель-дефектолог О.М. Бадунова

Дата проведения: февраль 2017 г.

г. Евпатория 2016 - 2017 учебный год.


Изобразительная деятельность, ее значение для развития наблюдательности и совершенствования зрительно-пространственных

представлений

Трудности зрительно-пространственного анализа, не умели пользоваться приемами наблюдение обуславливают своеобразия обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности.

Однако, опыт показывает, что детей можно научить разносторонне и достаточно полно воспринимать натуральные объемы, увещевать обогащенным конкретным содержанием образами, передавать их в реалистических рисунках.

Формирование образов предполагает усилено направленное наблюдение, зрительную память, зрительное произвольное внимание, образное и пространственное мышление. При обучении слабовидящих возникает необходимость в преодолении значительных и специальных трудностей.

Неполноценное зрение не позволяет или выделить многие признаки, свойства, форму, строение, взаимоотношения отдельных частей в натурном объекте. Особенно большие трудности возникают у детей бинокулярного и стереоскопического зрения, глубинного глазомера (при косоглазии, амолиопия, монокулярного зрении). Использование некоторых специфических приемов обучения позволяет детям воспринимать натуральные объекты и передавать их в рисунках. При наблюдении натуральных объектов важно использовать разные сенсорные функции: зрение, осязание, слуховое восприятие.

На основе воссоздающего воображения обогащаются образы восприятия и памяти. На этой же основе формируются умения воплощать образы в рисунке.

Дети осуществляют изучение натуры в сравнительно медленном темпе. Они не видят детально некоторых существенных признаков предметов.

Эти специфические особенности зрительно-пространственного анализа затрудняют воссоздание целостного, систематического образа и передачу трехмерного натурного объекта в виде двухмерного рисунка на плоскости. Слабовидящие дети нуждаются в специфических приемах обучение ИЗО. При изучении натурального предмета применяются разные методические приемы.


Прежде всего детям необходимо словесно обрисовать его с помощью осязания. Рассматривание и обследование натурального объекта учащимися сопровождается словесным пояснением пояснением учителя.

В тех случаях, когда у детей возникают трудности, связаны со становлением образа, рекомендуется использовать наглядные таблицы, в которых последовательно раскрываются стратегии и основные признаки, характеризующие объекты. Перед тем, как предложить передать натуральный объект в изображении, рекомендуется ознакомить учащихся с изобразительными средствами и последовательными стадиями построении рисунка.

У детей могут возникать расхождение между формирующимся ооразом натурного объекта и графическим его изображением на плоскости. Поэтому надо научить детей приемам сличения натуры с изображением и умению вносить при этом необходимые уточнения в рисунок.

Для обогащения образа памяти рекомендуется прочесть отрывки из литературных произведений на соответствующую тему.

Это поможет учащимся осмыслить сформировавшиеся на основе восприятия натуры зрительно-пространственный оораз.

Использование литературных текстов на занятиях в значительной мере восполняет проблемы непосредственно чувственного опыта детей и помогает им с помощью воссоздающего воображения и логической памяти сформировать расчлененный зрительный образ предмета. На основе того, что они наблюдали с помощью зрения, обследовали руками при изучении натуры, слышали во время рассказа учителя, чтения литературных текстов у них воссоздается целостный зрительный образ. На основе пространственного воображения, интеллектуальной интерпретации и логической переработки воспринятого у учащихся могут формироваться достаточно полные зрительные образы, которые они правильно передают в изображении.

В связи с обучением изобразительному искусству важно научить детей произвольно оперировать образами, мысленно уменьшать и увеличивать


предметы, устанавливать связи между отдельными частями предмета, соотносить образ восприятия специального предмета с образом восприятия рисунка. Сформировавшиеся у детей сложные систематические образы важно облечь в словесную форму.

Для этого рекомендуется чтение литературных текстов на соответствующие темы не только в начале, но и в конце занятия (кроме того, ученикам следует предлагать подробно рассказывать о том, что они нарисовали).

Обучение изобразительной деятельности имеет важной коррекционное значение для формирования предметных и пространственных представлений, развития пространственного мышления детей. Пользуясь глазомером при изучении натуры, они оценивают форму, величинные отношения, овладевают приемами восприятия ближнего и дальнего пространства, пространственными понятиями, вырабатываются приемы оценки глубины пространства на основе зрительного анализа и синтеза. Важное методическое значение имеет обучение детей восприятию и выполнению перспективных рисунков, Восприятие перспективы и передача ее в изображении способствует формированию 1лубииного глазомера, бинокулярного зрения и развитию сложных психических процессов, обеспечивающих и передачу ее в рисунке.

Литература

  1. Земцова М.И. «Учителю о детях с нарушением зрения», М.: 1973 г.
  2. «Дефектология» № 4, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк» Тема: «Мебель в доме»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»Тема: «Мебель в доме»...

Статья «РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ, РАЗВИВАЮЩИХ, ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ».

Каждый педагог знает, что важной задачей для подготовке детей к школе является развитие у них логического мышления, познавательных способностей, формирование элементарных математических представлений,...

Педагогический проект по развитию предметных представлений у детей с нарушением зрения в младшей группе на тему «Курица с цыплятами».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в зн...

Значение изобразительной деятельности для развития дошкольников с нарушениями речи

Значение изобразительной деятельности для развития дошкольников с нарушениями речи...

Инновационные подходы к организации коррекционно - образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и у...

Важность навыков зрительно-пространственной ориентировки для ребенка-логопата с нарушением зрения

Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки  всех детей к школе. А если у ребенка есть нарушения зрения, нарушения речи, то эти навыки особенно в...