Организованная коррекционно-развивающая деятельность по зрительному восприятию в старшей группе детей с нарушением зрения " Маше помогаем, мебель расставляем"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Сибирякова Лариса Александровна

Конспект составлен с использованием личностно-ориентированной технологии взаимодействия с ребенком. Детям открывается простор для максимальной реализации своих возможностей, создаются условия для восприятия нового опыта, предоставляется возможность сделать осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Использование системно-деятельностного подхода делает процесс приобретения знаний мотивированным. Дети сами ставят цель и находят пути их достижения. Необходимость анализировать действия себя и других формирует умение оценивать и контролировать. Внедрениездоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного дает возможность детям легко переключаться с одной деятельности на другою. Опыт показал, что такие занятия эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sibiryakovoy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Пояснительная записка

   Непосредственно образовательная деятельность составлена с использованием личностно-ориентированной технологии взаимодействия с ребенком. Детям открывается простор для максимальной реализации своих возможностей, создаются условия для восприятия нового опыта, предоставляется возможность сделать осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Дети фантазируют, играют, действуя в рамках предложенного сюжета:

          - совместно выделяют проблему, интересующую детей;

          - совместно определяют цель деятельности детей;

- совместно планируют деятельность детей, выдвигают гипотезы, версии, выбирают

           пути решения задач, средств, материалов;

         - работают самостоятельно, принимая дифференцированную помощь педагога

           и помогая      товарищам;

         - обсуждают полученный результат: ход занятия, действия каждого ребенка,

          успехи, выясняют причину неудач.

           Использование системно-деятельностного подхода делает процесс приобретения знаний мотивированным. Дети сами ставят цель и находят пути их достижения. Необходимость анализировать действия себя и других формирует умение оценивать и контролировать.

           Внедрение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного дает возможность детям легко переключаться с одной деятельности на другою. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

          - поддержание физической, психической активности умственной сферы;

          - высокие показатели физического развития здоровья;

          - повышается иммунная система;

          - улучшаются ростовые процессы;

          - развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-

          координаторной,     психо-эмоциональной);

          - снижается степень низкой склоняемости головы.

       Построение занятия в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов, когда дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора. Это повышает работоспособность детей и способствует гармоничному формированию функций зрительного восприятия и развитию сенсорно-моторных функций, а также снижает утомляемость.

        Опыт показал, что такие занятия эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми.

Конспект

организованной коррекционно-развивающей деятельности

по зрительному восприятию

в старшей группе для детей с нарушениями зрения

                                           в рамках тематической недели «Мебель»

Название: «Маше помогаем, мебель расставляем»

Учитель-дефектолог: Сибирякова Лариса Александровна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 комбинированного вида»

г.Вязники

     Программное содержание:

  • Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь;
  • развивать умение соотносить форму предметов с соответствующими геометрическими эталонами, используя зрение и осязание;
  • формировать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов ;
  • Закреплять умение различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб) в разных пространственных положениях;
  • научить «читать схему» простейших пространственных отношений с помощью плоскостных геометрических фигур;
  • упражнять детей в использовании в речи пространственных терминов: «выше», «ниже», «справа», «слева», «перед», «над», «под».

Материалы и оборудование: игрушечная мебель, игрушки Маша и медведь, игра «Геометрическое лото», листы с изображением геометрических фигур, макет трех комнат.

Взаимосвязь с образовательной деятельностью в режимных моментах:

 беседа на тему: «Любимая мебель всех членов моей семьи», перестановка мебели в игровом уголке по разным планам-схемам; рисование на тему: «Обстановка в моей комнате».

После НОД: составление плана-схемы своей комнаты.

Взаимодействие с семьей: просмотр мультфильма и чтение современной сказки «Маша и медведь».

                                                            Содержание деятельности

Этапы

Содержание деятельности

Хронометраж

1. Процесс вовлечения в игровую ситуацию (мотивация, формулировка проблемы)

2. Процесс целеполагания (постановка цели, выдвижение гипотез)

3. Процесс осуществления деятельности (планирование и осуществление работы)

4. Процесс формулирования выводов (соотнесение результата с поставленной целью)


5. Процесс рефлексии

Маша въезжает на велосипеде, плачет, причитает:

- Ой, горе мне, горе! Как же мне быть, как поступить?! И в кого же я такая несчастная уродилась? И поиграла-то всего маленечко, а все так перепуталось, что ничегошеньки не разберешь!

Педагог: «Маша, что у тебя случилось?»

- Пришел зайчик в гости, ну пошалили мы немножко, поиграли. Сначала гору делали, в альпинистов играли. Потом поле футбольное расчистили – в футбол погоняли. А теперь, откуда вся эта мебель взялась, как домик Мишки привести в порядок, не знаем – мебель-то перепуталась и на место вставать, ну никак не хочет! Куда стол поставить, а куда шкаф, я уж про кровать не говорю!

Педагог: «Дети, неужели оставим Машу в беде? И Мишку не хочется расстраивать. Что же делать?

(помочь Маше расставить мебель на свои места)

- Ой, как хорошо, такие у меня помощники замечательные. Сейчас мы всю мебель по местам расставим, Мишка ничего и не заметит!

Педагог: Маша, а где стоял  стол? Кажется около окна, нет слева от двери, вообщем я не помню! Дети, как же быть?

(дети предлагают посмотреть на фото, плане или еще где-нибудь)

Маша: - Подождите, подождите! Мебель нужно расставить в определенном порядке, вот, у меня и схема есть (показывает рисунок с геометрическими фигурами).

Педагог: - А что это за фигурки? Что они могут обозначать? (дети предполагают, что это мебель)

Маша – Правильно, мебель я рисовать не умею, а фигурочки получились, просто загляденье! Ну все, я побегу посуду мыть, а вы тут как – нибудь без меня справляйтесь. Пока!

Педагог: - Как же нам узнать, что за предметы спрятались за фигурами?

Дети предлагают - чтобы Машину схему прочитать нужно сравнить геометрические фигуры и изображения разных предметов мебели.

Педагог: Дети, попробуем разобраться, какие предметы мебели есть на Машиной схеме?

(дети перечисляют)

Какая фигура похожа на ковер? Правильно, красный овал. На диван? - зеленый прямоугольник и т.д. ( можно картинки с предметами разместить на коромысле-крестовине по технологии В.Ф.Базарного )

Приходит Маша, интересуется, как дела?

Маша: - Ой, дети, надо бы посмотреть не идет ли там Мишка? (зрительная гимнастика около окна) Внимательнее посмотрим  за деревом, А вы помните, как он выглядит? Вот - его портрет, теперь - за домиком. А не взглянуть ли, какие у него хитрые глаза. Может повнимательнее приглядеться, вдруг, на крышу залез. А шерстка – коричневая, нет ли его за кустом? Никто не заметил ничего подозрительного?

Не пора ли  приступить к делу? Разбираем планы, выбираем подходящую мебель. (Дети расставляют мебель в комнатах)

Маша: - Посмотрим, как вы справились, все ли правильно расставили. Рома, ты говори, а я буду отмечать на плане. Что у окна – стол, что справа от двери – стул, что на полу – ковер и т.д.

После того, как мебель расставлена, Маша интересуется у детей, как называются комнаты (кухня, гостиная, спальня)

Маша: Похоже, дело сделано! Ура! А вот и Мишка идет и конфеточки несет.

Педагог: Дети, что мы сегодня с вами сделали? Кому помогли? Что помогло нам справиться с работой? Вам понравилось делать добрые дела? Почему?

2мин

5мин

15мин

2 мин

1 мин

                                                                   Литература:

Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» Санкт-Петербург. Детство-пресс 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД коррекционной направленности в старшей группе детей с нарушением зрения

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»

Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия «Поможем Федоре…» для детей с нарушением зрения подготовительной к школе группы

В конспекте автор используемые технологии: здоровьесберегающие,  информационно-коммуникативные, приемы эйдотехники, мнемотехники....

Моя статья "Взаимодействие в коррекционно - развивающей работе специалистов и воспитателей в детском саду для детей с нарушениями зрения и речи. Журнал "От А до Я". 2013год.

Статья посвящена вопросам коррекционно - развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения и речи. Педагогический коллектив рассказывает о выработанных на практике принципах работы с детьми данн...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Волшебный мир фигур»

Занятие нацелено на систематизацию знаний детей с нарушением зрения о геометрических фигурах, геометрических телах.На  занятии используются игры на развитие сохранных анализаторов; Мет...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего видаКировского района Санкт-Петербурга.       Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обуч...