«Организация наблюдения за детьми, как основа создания индивидуальной программы развития ребенка"
методическая разработка по теме
Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка
Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ
Структура индивидуальной программы развития
Особенности организации наблюдения за детьми в ДОУ, как основы индивидуальной программы развития ребенка
Особенности и требования к процедуре наблюдения за детьми в ДОУ Система работы в ДОУ по организации наблюдения за детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_nablyudeniya.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация наблюдения за детьми,
как основа индивидуальной программы развития ребенка»
Автор работы: Карельская Анастасия Алексеевна
Санкт – Петербург
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка………………………………………………………………..…. …...….5
1.1 Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ………...…...5 1.2 Структура индивидуальной программы развития…………………..…….8
Выводы по первой главе ……………………………….…………………..….12
ГЛАВА 2. Особенности организации наблюдения за детьми в ДОУ, как основы индивидуальной программы развития ребенка……………..………14
2.1 Особенности и требования к процедуре наблюдения за детьми в ДОУ..14
2.2 Система работы в ДОУ по организации наблюдения за детьми…...…...16
Выводы по второй главе………………………………..…………………..….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. ……………………………………………………………...20
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………...………23
приложения……………………………………………………………..….24
ВВЕДЕНИЕ
Всестороннее воспитание начинается с самых ранних лет жизни, и большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям — первому звену в системе образования.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Ведущая роль педагога (взрослого), организующего процесс воспитания и обучения ребенка, достаточно полно определена в исследованиях
А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Л. А. Венгера и др. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Аналогичные выводы содержат работы
В. С. Мерлина, А. Б. Николаевой, А. В. Петровского, Р. Бернса и др.
Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска
наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, видеосъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов. В результате наблюдений за детьми оцениваются все стороны их психофизического развития. При этом перед педагогами встает проблема выбора необходимых и оптимальных условий воспитания, обучения, содержания и форм в плане проектирования лучших качеств личности и коррекционно-педагогической помощи для каждого ребенка. Все эти условия может содержать индивидуальная развивающая программа, которая позволят ребенку добиться максимального успеха. Поэтому целью нашего исследования будет разработка системы организации педагогического наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка.
Объектом исследования в данном случае организация наблюдения в ДОУ. Предмет исследования: индивидуальная программа развития ребенка.
Задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации наблюдения за детьми, составления индивидуальной программы развития
ребенка;
- определение особенностей организации наблюдения за детьми в ДОУ;
- разработка системы организации педагогического наблюдения в ДОУ.
Гипотеза: наблюдение за ребенком, включающее фиксацию и интерпретацию результатов, станет основой эффективной индивидуальной программы развития ребенка.
ГЛАВА 1.
Научно-теоретические подходы к проблеме организации наблюдения, как основы индивидуальной программы развития ребенка
Наблюдение, как основной метод познания ребенка в ДОУ.
Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение – метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.
К достоинствам метода наблюдения относятся:
- наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;
- регистрация событий в момент их протекания;
- независимость наблюдателя от мнений испытуемых.
К слабым сторонам метода можно отнести:
- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);
- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;
- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.
Наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) систематичность.
Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д.
Определяется соответствие возрастной группы развитию ребенка, составляется индивидуальный план развития и образования.
Существует несколько классификаций наблюдения, например, в зависимости от условий и целей:
Систематическое наблюдение – тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени. В детском саду такой вид наблюдения используется в период адаптации ребенка. Примерный лист наблюдения за ребенком с целью определения степени адаптированности к условиям детского сада представлена в приложении № 1. Наблюдая за ребенком, педагоги должны иметь четкие представления о нормальных показателях развития детей.
Несистематическое наблюдение – важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. (Особенности ребенка в определенной ситуации, например боязнь клоуна…)
В зависимости от предмета наблюдение может быть выборочным или сплошным, когда наблюдаются соответственно отдельные объекты или все подряд (сплошь).
Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача – описать общую картину поведения (Характеристика на ребенка).
Выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. Например, выражение эмоций у ребенка, его речь (Мониторинг достижения планируемых результатов детьми).
По степени включенности наблюдателя: скрытое (стороннее) наблюдение осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в экспериментальном педагогическом процессе. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания (например: можно определить модель общения ребенка с родителями).
Включенное – осуществляется тем, кто принимает активное участие в нем (самим учителем-экспериментатором в процессе совместной деятельности). По продолжительности наблюдение может быть: одноразовое (срезовое), проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста, детей – представителей разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.
Лонгитюдное наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (при проверке гипотезы о влиянии на развитие чего-либо).
1.2 Структура индивидуальной программы развития ребенка в ДОУ.
Идея индивидуального сопровождения возникла как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка.
Для обеспечения психологического здоровья ребенка, его полноценного личностного и интеллектуального развития на всех этапах детства, а также с целью реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей дошкольного возраста разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка.
Для их формирования индивидуальной программы развития необходимо оценить потенциал развития ребенка, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых. Это основная идея теории зоны ближайшего развития, которая направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей. Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским.
Структура индивидуальной программы развития включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
Задачи определяются в рамках каждого отдельно взятого направления. Каждая задача ставится как прогнозируемый результат, то есть она должна быть доступна для данного ребенка и проверяема. Поставленные задачи, опираясь на актуальный уровень развития ребенка, должны быть рассчитаны на его потенциальный уровень, то есть на «зону ближайшего развития» ребенка.
- содержательный (отбор программного материала);
Содержание определяется требованиями образовательных программ, реализуемых ДОУ, продиктовано особенностями и условиями данного образовательного учреждения, конкретного ребенка.
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
При составлении программы зачастую возникает вопрос о форме ее составления. Нормативно закрепленной формы ИПР на данный момент не существует, каждое дошкольное образовательное учреждение определяет ее для себя самостоятельно. Это может быть табличная форма, может быть в виде текста (Приложение №2). Но крайне необходимо оптимизировать эти формы. Условные обозначения, вводимые в этот документ, могут соответствовать системе обозначений, принятых в конкретном ДОУ. Индивидуальная программа развития также включает в себя работу с родителями. Родители здесь не только объект воздействия специалистов, но и равноправные участники реализации программы развития ребенка.
В целевом компоненте ИПР указываются направления по итогам наблюдения (адаптированность к условиям ДОУ, сенсорное развитие ребенка, культурно-гигиенические навыки, общие движения, мелкая моторика, игровая деятельность, социально-эмоциональное развитие, когнитивное развитие, коммуникативные навыки, эстетическое развитие др.). Задачи указывают конкретные шаги к достижению поставленной цели, носят поэтапный характер.
Сроки реализации могут быть прописаны условно как начало, середина и конец учебного года. В зависимости от успешности достижения результатов могут корректироваться на сокращение и увеличения времени.
Такая программа в полной мере позволит реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным. Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок с проблемами в развитии. Хорошая программа та, которая дает малышу возможность продвинуться вперед и добиться успеха.
Слишком трудная программа не позволит малышу проявить себя. Слишком легкая не будет стимулировать его психическую активность. Программа должна основываться на анализе данных полученных в ходе наблюдения, на объективной оценке уровня и темпа развития ребенка, его поведенческих реакций.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Существуют общие рекомендации к построению индивидуальной программы развития ребенка.
Первый этап. Проведение наблюдения за поведенческими реакциями ребенка, анализ историю его развития. Сопоставление всех полученных данных. Их необходимо записать в виде заключения.
Второй этап. Определить приоритетную задачу индивидуальной программы ребенка.
Третий этап. Проанализировать, что ребенок может делать, а чего еще не умеет.
Четвертый этап. Решить, чему новому его нужно научить в первую очередь, а что необходимо закрепить.
Пятый этап. Определить, какие задачи будут реализованы в совместной деятельности с воспитателем, а какие – дома с родителями.
Шестой этап. Разделить каждое умение на составляющие его действия. Помнить, все новое нужно вводить постепенно, двигаться маленькими шагами, чтобы ребенок был в состоянии это новое освоить.
Седьмой этап. После того как ребенок овладел одной из задач программы, внести в нее изменения и дополнения.
Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время.
Адаптационная индивидуальная программа необходима детям, которые испытывают изменения или нарушения в установленном порядке жизни незамедлительно сказывающиеся на их поведении. Это объясняется тем, что опыт ребенка невелик и приспособление к новым условиям представляет определенную трудность.
Организм маленького ребенка раним, подвержен заболеваниям, и поэтому для детей, перенесших соматические заболевания, важно создать условия для адекватного развития в восстановительный после заболевания период.
Индивидуальная адаптационная программа необходима детям, поступающим в детский сад из семьи в любом возрасте, преимущественно в раннем.
В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между воспитателем и малышом, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.
Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка необходима детям, развитие которых соответствует возрастной норме. Дело в том, что они нуждаются в усилении развивающего воздействия в целях устранения вероятности отставания в раннем возрасте вследствие неадекватных эмоционально-личностных воздействий. Основное внимание должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в доброжелательном внимании и сотрудничестве со взрослым, на развитие потребности в сенсорных впечатлениях, в психической и двигательной активности.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создание оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка. Она должна способствовать, с одной стороны, устранению вероятности нарастания отставания в первые три года жизни, а с другой – постепенному ускорению темпа развития ребенка.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых малышу доступно в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Содержание программы должно быть предметом обсуждения дефектолога, психолога и воспитателей группы. При этом необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях дефектолога, а какие – в совместной деятельности в группе; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.
Выводы по первой главе.
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как проявление тревожности, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности двигательного развития.
Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка.
Разработки и построение индивидуальных развивающих программ основывается на принципе единства диагностики и коррекции. Диагностика, в данном случае методом наблюдения, не только предшествует педагогическому воздействию, но и служит средством контроля изменений личности, эмоциональных состояний, поведения, познавательных функций в процессе коррекционной работы, а так же инструментом ее оценки.
Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска педагога. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка. Необходимо наблюдать за детьми, анализировать составленные программы. А так же помнить, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи.
ГЛАВА 2.
Особенности организации наблюдения за детьми в ДОУ, как основы индивидуальной программы развития ребенка.
2.1 Особенности и требования к процедуре наблюдения за детьми в ДОУ.
Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения.
С целью определения возможности написания эффективной индивидуальной программы развития ребенка, нам необходимо определить некоторые особенности организации наблюдения за детьми в ДОУ.
Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Определить наиболее доступный и эффективный вид наблюдения для педагога в условиях ДОУ.
Уточнить основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения.
Составить алгоритм процедуры наблюдения.
Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется в совместной деятельности, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или на площадке для прогулки, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения.
Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.
Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие.
Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.
Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д.
Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.
Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.
Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.
Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, она может быть следующей:
1) выявляется проблемная ситуация,
2) определяются цели и задачи,
3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
6) выбирается метод обработки результатов;
7) осуществляется наблюдение согласно плану;
8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных. Пример протокола наблюдения, который применяется при изучении детей в процессе совместной деятельности, представлен в приложении 3.
Результаты наблюдения за ребенком дают возможность педагогу определить наиболее приоритетные задачи, направления в работе с конкретным ребенком, а, следовательно, разработать индивидуальную программу развития.
Система работы в ДОУ по организации наблюдения за детьми.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в воспитании.
Например, знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.
Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения.
Поэтому педагогам стали необходимы специальная дополнительная подготовка и постоянная методическая поддержка, чтобы грамотно и осознанно организовывать наблюдение за детьми.
По мнению А.И. Васильевой, методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. Поэтому мы считаем целесообразным разработать систему организации педагогического наблюдения за детьми в ДОУ, с последующим использованием результатов для составления индивидуальных программ развития. Всю работу по данному направлению мы условно разделили на три этапа. Начальный (информационный), основной (документально - практический), заключительный (итоговый) этапы.
Задачи начального этапа будут направлены сбор, изучение, и передачу информации, литературы, опыта работы по наблюдению за детьми.
В решении первой задачи могут участвовать все воспитатели, специалисты, собирая, изучая и обрабатывая литературу методического кабинета, интернет ресурсов, периодических изданий. Необходимо обобщить опыт работы внутри дошкольного учреждения и других ДОУ района. Внести в годовой план ДОУ консультацию для педагогов по выбранной теме (Приложение 4), педагогический тренинг для педагогов ДОУ «Построение педагогического общения детьми дошкольного возраста». Данный тренинг содержит мини – лекцию «Наблюдение как основной метод диагностики», наглядный и практический материал, презентацию (Приложение 5). Считаем, что данный этап целесообразно осуществлять перед началом учебного года.
Основной (документально - практический) этап является наиболее объемным по содержанию. Вся деятельность направлена на выбор конкретных карт наблюдения за детьми или ребенком и осуществление самого наблюдения с фиксацией результатов. Карты наблюдения подбираются с учетом возрастной группы и цели наблюдения. Так, для групп раннего возраста и детей вновь проступающих будет обязательна карта наблюдения за процессом адаптации детей. Воспитатели могут выбирать в течение учебного года карты наблюдения за детьми по различным видам деятельности. (Приложение 6). Целесообразно результаты наблюдения фиксировать в сводной таблице для наглядности и использовать данные при разработке индивидуальной программы развития ребенка. Заключительный (итоговый) этап будет включать в себя анализ и систематизацию полученных данных. Решение воспитателей о необходимости составления для кого-либо из воспитанников индивидуальной программы развития, составления запроса для специалистов ДОУ (учителя – логопеда, педагога – психолога, учителя – дефектолога, социального педагога). Возможным решение будет и о повторе наблюдения, более детального и комплексного, использование и других методов диагностики с выявлением причин полученных результатов.
Методическая служба-это связующее звено между жизнедеятельностью педагогического коллектива, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Основная цель деятельности методической службы в ДОУ – эффективное планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата.
Мы попытались сформулировать систему организации наблюдения за детьми в ДОУ таким образом, что бы она стимулировала педагогов к ориентации своей деятельности на индивидуально – личностный подход.
В процессе осуществления системы наблюдения за детьми в ДОУ
диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования интеллектуальных, нравственных и социальных качеств – в дошкольном возрасте.
Таким образом, грамотная система организации наблюдения является основой индивидуальной программы развития ребенка.
Выводы по второй главе.
Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется в совместной деятельности, в игре, в свободной деятельности. Изучение естественного поведения – одно из достоинств метода наблюдения. Организация педагогического наблюдения имеет свои особенности, предъявляет к педагогу определенный уровень знаний и подготовленности. Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. Повышение уровня теоретической подготовки педагогов. Поэтому мы считаем целесообразным разработать систему организации педагогического наблюдения за детьми в ДОУ, с последующим использованием результатов для составления индивидуальных программ развития. Всю работу по данному направлению мы условно разделили на три этапа. Начальный (информационный), основной (документально - практический), заключительный (итоговый) этапы.
Задачи начального этапа будут направлены сбор, изучение, и передачу информации, литературы, опыта работы по наблюдению за детьми.
В решении первой задачи могут участвовать все воспитатели, специалисты, собирая, изучая и обрабатывая литературу методического кабинета, интернет ресурсов, периодических изданий. Необходимо обобщить опыт работы внутри дошкольного учреждения и других ДОУ района. Внести в годовой план ДОУ консультацию для педагогов по выбранной теме (Приложение 4), педагогический тренинг для педагогов ДОУ «Построение педагогического общения детьми дошкольного возраста». Данный тренинг содержит мини – лекцию «Наблюдение как основной метод диагностики», наглядный и практический материал, презентацию (Приложение 5). Считаем, что данный этап целесообразно осуществлять перед началом учебного года.
Основной (документально - практический) этап является наиболее объемным по содержанию. Вся деятельность направлена на выбор конкретных карт наблюдения за детьми или ребенком и осуществление самого наблюдения с фиксацией результатов. Карты наблюдения подбираются с учетом возрастной группы и цели наблюдения. Так, для групп раннего возраста и детей вновь проступающих будет обязательна карта наблюдения за процессом адаптации детей. Воспитатели могут выбирать в течение учебного года карты наблюдения за детьми по различным видам деятельности. (Приложение 6). Целесообразно результаты наблюдения фиксировать в сводной таблице для наглядности и использовать данные при разработке индивидуальной программы развития ребенка. Заключительный (итоговый) этап будет включать в себя анализ и систематизацию полученных данных. Решение воспитателей о необходимости составления для кого-либо из воспитанников индивидуальной программы развития, составления запроса для специалистов ДОУ (учителя – логопеда, педагога – психолога, учителя – дефектолога, социального педагога). Возможным решение будет и о повторе наблюдения, более детального и комплексного, использование и других методов диагностики с выявлением причин полученных результатов.
Заключение.
Управление современным образовательным учреждение сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность явления. Организация процесса управления на диагностической основе ведет к личностной ориентации, в соответствии с которой весь педагогический процесс строится от личности педагога и ребенка, их опыта, знаний, умений, склонностей и интересов. Каждый воспитатель должен уметь изучать своих воспитанников, следить за особенностями их развития. Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Учет особенностей такого метода диагностики , как наблюдение, соблюдение его правил и условий могут помочь помогут облегчить работу воспитателя по изучению ребенка или детского коллектива. Так же эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта, отношения к детям, профессиональной позиции. Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Идея индивидуального сопровождения возникла как практическое воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода к развитию ребенка.
Для обеспечения психологического здоровья ребенка, его полноценного личностного и интеллектуального развития на всех этапах детства, а также с целью реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей дошкольного возраста разрабатывается индивидуальная программа развития ребенка. Такая программа в полной мере позволит реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый человек, в том числе и дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетным. Тщательно разработанная индивидуальная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок на данном возрастном этапе. Основная цель деятельности методической службы в ДОУ – эффективное планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата. Для этого мы разработали систему организации наблюдения за детьми в ДОУ.
Наблюдение за ребенком, включающее фиксацию и интерпретацию результатов, стала основой эффективной индивидуальной программы развития ребенка, дающая малышу возможность продвинуться вперед и добиться успеха.
БИБЛИОГАФИЯ.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком» - РЕЧЬ Творческий Центр сфера. Санкт-Петербург, 2008 г.
Никишкина И.В., «Дошкольные образовательные учреждения. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» / – Волгоград: Учитель, 2007г.
«Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.
Щурская Е.Е. Сиситема мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной прогаммы». / – Санкт-Петербург, 2011 г.
Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Наблюдение_(психология),
17.06.12, 18:37.
Индивидуальная программа ребенка http://www.ab.ru/~invsp/step2.htm, 18:17, 16.06.2012.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/564196/, 19.06.2012 г., 17:00.
Приложение №1.
Лист адаптации ребенка к дошкольному учреждению
Фамилия, имя ребенка ________________
Дата рождения ________________
Возраст при поступлении ______ Дата поступления ____________
Дни наблюдений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настроение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аппетит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Завтрак |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обед |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полдник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сон: засыпание, длительность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активность: в игре, в речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Взаимоотношения с детьми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Взаимоотношения со взрослыми |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
положительно +
неустойчиво + –
отрицательно –
болел – б
дома – д
Приложение 2
Примерная структура и форма индивидуальной программы развития ребенка.
Пояснительная записка.
Цель.
Задачи.
Срок.
Участники.
№ | Направления, качества, предполагаемый результат. | Формы, приемы, методы работы. | Работа с родителями | Уровень сформированности | Срок |
1 |
2 |
3 |
Приложение № 3
Пример схемы наблюдения, которая применяется при изучении поведения детей в процессе их совместной деятельности.
Цель наблюдения: изучить выявить особенности поведения ребенка в процессе совместной деятельности с детьми.
Критерий, действие | Оценка |
1 | Проявляет солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет. |
2 | Чувствует себя свободно, шутит, смеется, проявляет удовлетворение |
3 | Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим |
4 | Советует, руководит, причем учитывает мнение других |
5 | Высказывает мнение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства и желания. |
6 | Ориентирует, информирует, повторяет, объясняет, подтверждает |
7 | Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвердить. |
8 | Спрашивает о чужом мнении, установке, интересуется оценкой своих действий, выражением чувств по поводу своего поведения. |
9 | Ориентируется на предложения, просит указаний о возможных путях действия. |
10 | Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, действует формально. |
11 | Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий. |
12 | Проявляет антагонизм, унижает других, защищая и утверждая себя. |
Приложение №4
Консультация для педагогов ДОУ на тему
«Наблюдение, как основной метод диагностики ребенка».
Всестороннее воспитание начинается с самых ранних лет жизни, и большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям — первому звену в системе образования.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, гармоничного развития его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Наблюдение как метод исследования характеризуется наличием цели, задач, программы, методики и техники наблюдения. Научное наблюдение требует объективной и точной фиксации фактов (фотографирование, видеосъемка, протоколы, записи в дневнике и т. д.) и обработки результатов. В результате наблюдений за детьми оцениваются все стороны их психофизического развития. При этом перед педагогами встает проблема выбора необходимых и оптимальных условий воспитания, обучения, содержания и форм в плане проектирования лучших качеств личности и коррекционно-педагогической помощи для каждого ребенка.
Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение – метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.
К достоинствам метода наблюдения относятся:
- наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;
- регистрация событий в момент их протекания;
- независимость наблюдателя от мнений испытуемых.
К слабым сторонам метода можно отнести:
- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);
- ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;
- пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя.
Наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) систематичность.
Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д.
Систематическое наблюдение – тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени. В детском саду такой вид наблюдения используется в период адаптации ребенка. Несистематическое наблюдение – важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. В зависимости от предмета наблюдение может быть выборочным или сплошным, когда наблюдаются соответственно отдельные объекты или все подряд (сплошь).
Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача – описать общую картину поведения (Характеристика на ребенка).
Выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. Например, выражение эмоций у ребенка, его речь (Мониторинг достижения планируемых результатов детьми).
По степени включенности наблюдателя: скрытое (стороннее) наблюдение осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в экспериментальном педагогическом процессе. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания (например: можно определить модель общения ребенка с родителями).
Включенное – осуществляется тем, кто принимает активное участие в нем (самим учителем-экспериментатором в процессе совместной деятельности). По продолжительности наблюдение может быть: одноразовое (срезовое), проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста, детей – представителей разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.
Лонгитюдное наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (при проверке гипотезы о влиянии на развитие чего-либо). Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.
Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения следующие.
Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.
Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т.д.
Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.
Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.
Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.
Особенно большое значение имеет тщательная разработка схемы наблюдения, она может быть следующей:
1) выявляется проблемная ситуация,
2) определяются цели и задачи,
3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
6) выбирается метод обработки результатов;
7) осуществляется наблюдение согласно плану;
8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
На основе такой или подобной схемы разрабатывается форма протокола, в который заносится только факт проявления той или иной реакции или поведения. Это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки, присущие наблюдению как методу научного исследования: субъективизм исследователя и трудность осуществления количественной статистической обработки полученных данных.
Приложение № 5
Занятие – тренинг для педагогов ДОУ
«Построение педагогического общения с детьми
дошкольного возраста».
Цель: дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Задачи:
1.Содействовать повышению уверенности общения в коллективе;
2.Упражнять педагогов в использовании метода наблюдения в общении с детьми;
3. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми;
4.Обучение взрослых навыкам самоанализа.
Материал: бейджики на каждого частника (для незнакомой аудитории), белая доска, маркер, листы-опросники «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ» на каждого участника, атрибуты для игры «Три отличия», схемы классификаций метода наблюдения, лист ватмана, набор карандашей, карточки со списком возможных вариантов ответов для упражнения «Опять опоздал», два набора геометрических фигур.
ВСТУПЛЕНИЕ, АКТУАЛЬНОСТЬ:
«Я пришел из детства, как из страны…»
А. де Сент-Экзюпери
Пытаетесь ли представить себе, что произойдет с детьми, какими они станут после того, как прожив дошкольное детство, будут готовы покинуть вас и перейдут в школу? Можете ли вы назвать то главное, что хотели бы видеть у всех ваших воспитанников без исключения? Учитываете ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка?
Модели взаимодействия воспитателя с детьми. (По В.А.Петровскому).
Модель «невмешательства» в жизнь ребенка.
Учебно-дисциплинарная модель общения.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
Обсуждение каждой модели, выявление их положительных и отрицательных сторон. В беседе констатируется необходимость стремления к личностно-ориентированной модели взаимодействия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Ведущий:
- Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении. Предлагается пройти самодиагностику «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ». (Приложение 1) раздаются листы на каждого участника. Отвечать на вопросы и подсчитывать баллы необходимо самостоятельно после тренинга. (Установка ведущего на хороший результат, оптимистичный прогноз).
Ведущий:
-Уважаемые коллеги! Наше занятие-тренинг я предлагаю начать с игры «Найди три отличия». Мы прекрасно понимаем, что личностно-ориентированное общение не возможно без учета индивидуальных особенностей ребенка. Основным методом, позволяющим нам эти особенности выявить, является НАБЛЮДЕНИЕ.
ИГРА «НАЙДИ ТРИ ОТЛИЧИЯ».
Цель: Отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении.
Инструкция: встаньте друг против друга, в течении одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить внешний облик своей «пары».Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака(например снимает шарфик, меняется с соседом сережками, надевает перчатки и т.д.). Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось. Затем игроки меняются ролями.
Прим.: Для оживления игры тренер может заранее приготовить некоторые атрибуты.
Обсуждение: участники делятся впечатлениями, результатами, возникшими сложностями, трудностями.
МИНИ-ЛЕКЦИЯ «НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ»
Цель: подвести группу к осознанию необходимости применения метод наблюдения в ежедневной практике. Существуют различные классификации метода наблюдения, в основу которых положены разные критерии.
(Далее тренер выкладывает готовые схемы классификаций см. приложение 2)
Обсуждение классификации. Отвечаем на вопросы: какие виды наблюдения и в каких ситуациях мы используем в своей работе.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙТЕ МАШИНУ»
Цель: развитие умения принимать совместные решения, путем переговоров, учитывая как свои интересы, так и интересы партнера, умение взаимодействовать в коллективе. Определение личных качеств ребенка в процессе организованного наблюдения. (Лидерство, темперамент…)
Инструкция: педагогам предлагается подойти к столу, где расположен лист ватмана и один набор карандашей, маркеров, и нарисовать машину, на которой весь наш коллектив отправится в педагогический процесс.
Обсуждение: педагоги обсуждают весь процесс рисования. С какими трудностями столкнулись. Составляется общий список качеств ребенка, которые могли бы мы отметить в процессе выполнения данного задания детьми. Например: лидерство, застенчивость, активность, ур. Развития речи, инициативность, дружелюбность и т.д.
ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «УРОВЕНЬ».
Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение.(10 мин)
Инструкция: в дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволят более эффективно доносить информацию. Для этого нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.
Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.
УПРАЖНЕНИЕ «ОПЯТЬ ОПОЗДАЛ»
Цель: развитие выразительных движений, необходимых при общении с ребенком. Выявление значимости для детей эмоционально выраженных жестов.
Инструкция: «Представьте, что Вы – воспитатель и проводите открытое занятие для педагогов всего района. Вдруг в самый ответственный момент открывается дверь и в нее входит опоздавший Сережа…» Всем участникам раздаются карточки со списком возможных вариантов ответов (приложение 3) и номер от 1-26. Это номер высказывания, которое участник должен будет представить с помощью мимики и жестов.
Обсуждение: В процессе обсуждения группа отвечает на вопросы:
Насколько понятны и выразительны были их жесты?
Какие высказывания можно было «изобразить» по-другому?
Какие личностные качества развивает данное упражнение?
ИГРА « СОЗДАЙ ТО ЖЕ САМОЕ»
Цель: Отработка навыков по составлению четкой и ясной инструкции к заданиям для ребенка, выявление значимости точности объяснений педагога.
Инструкция: Поделившись на две команды, педагоги получают от ведущего одинаковый набор геометрических фигур (приложение 4) на каждую команду. Дается время на составление фигуры человека из этих геометрических фигур. Затем каждая команда выбирает капитана. Капитан первой команды объясняет капитану второй команды фигуру, составленную своей командой без называния частей тела. Капитан второй команды должен нарисовать на доске фигуру первой команды. Затем капитаны меняются ролями.
Обсуждение: во время обсуждения педагоги меняются впечатлениями, говорят о трудностях, о том, как еще можно было бы объяснить. Делается вывод о значимости четкой инструкции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
ТЕХНОЛОГИЯ «ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА»
Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.
Предлагается три больших листа , на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусорную корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, «докрутить» наклеивалось в лист «мясорубка». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Приложение 6.
Примерная карта наблюдения «Моторные навыки»
Фамилия, Имя | Прыжки на 1 ноге, на двух ногах, на двух ногах с передвижением вперед, назад, перепрыгивание | Удар мяча о землю, умение его подбросить вверх и поймать, перебрасывать мячи друг другу, прокатывать их в ворота, попадать в цель | Лазанье по гимнастической лесенке вверх и вниз, с одной лесенки на другую | Равновесие: ходьба по доске прямо, боком, по наклонной доске, стояние на одной ноге |
Примерная карта наблюдения «речевое развитие»
ГДОУ №18 __________________ группы
№ П/П | Фамилия, Имя ребенка | Словарный запас | Грамматический строй речи | Использован. глагола | Связная речь |
Множ. число существит. | Согласов. существит. с прилагат. | Уменьшит. форма |
Примерная карта наблюдения
«Лепка различных фигур» (с образцом или без него)
Фамилия, Имя | Шарик | Колбаска | Баранка |
Конструирование (по образцу или без него)
Фамилия, Имя | Складывание целого из частей (картинки, кубики) | Конструкция из спичек, палочек, полосок, плоских кубиков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ
Примерная индивидуальная программа развития содержит такие основные разделы коррекционной работы с ребенкос с ОВЗ как: мышление, развитие речи, сенсорное развитие, развитие общей и мелкой моторики....
Индивидуальная программа развития ребенка 1г6 м-2 г.
Направление «Социальное - личностное развитие» 1г.6м.-2л.Содержание: формирование гражданской принадлежности, этика нравственных отношений.ДатаучётОсновные дидактические задачиДидактические игры...
Индивидуальная программа развития ребенка 1г6 м-2 г.
Направление «Социальное - личностное развитие» 1г.6м.-2л.Содержание: формирование гражданской принадлежности, этика нравственных отношений.ДатаучётОсновные дидактические задачиДидактические игры...
"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....
Диагностика,основа построения индивидуальной траектории развития ребенка раннего возраста в ДОУ
Диагностика, как основа построения индивидуальной траектории развития ребенка раннего возраста в ДОУ....
Организация взаимодействия специалистов и педагогов в реализации Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУ.
Успешное преодоление различных отклонений у ребенка-инвалида ,посещающего МБДОУ,реализация Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУвозможно при создании эффективного взаимо...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...