Примерная индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ
методическая разработка на тему
Примерная индивидуальная программа развития содержит такие основные разделы коррекционной работы с ребенкос с ОВЗ как: мышление, развитие речи, сенсорное развитие, развитие общей и мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primernaya_individualnaya_programma_razvitiya_rebenka_s_ovz.odt | 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ (1-2 год обучения)
Программа: Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
ФИО ребенка _____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Специалист: учитель-дефектолог
Раздел | Содержание |
1.Мышление 2. Речь | Создавать условия для возникновения предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формировать представления об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения (создаются проблемно-практические ситуации, в которых ребенок знакомится с назначением вспомогательных средств и орудий в жизни и деятельности человека. Например: ложка нужна для еды, карандаш — для рисования, веревочка нужна, чтобы привязать воздушный шарик и его удерживать, и т. д.). Развитие понимания речи Ребенок должен знать свое имя. Ребенок должен знать названия наиболее часто употребляемых предметов обихода, игрушки, некоторых предметов одежды, посуды, мебели, овощи и фрукты, некоторых животных. Понимание слов, обозначающих части тела человека (руки, ноги, голова), части лица (рот, глаза, уши, нос). Понимание простейших бытовых и игровых действий («умывайся», «ешь», «пей», «ложись спать», «садись», «покатай», «будем одеваться», «пойдем гулять»). Понимание признаков предметов: цвета (красный, жёлтый), контрастные размеры (большой, маленький). Понимание речи взрослого, не подкрепленной ситуацией, узнавание и показ предметов на картинках. Понимание простых по конструкции и содержанию фраз. Понимание и выполнение просьб, выраженных простым предложением («Передай Маше куклу», «Принеси чашку» и т. п.) Понимание небольших инсценировок с игрушками, состоящие из 2-3 действий. Понимание действий (спит, бежит, сидит, пьет, лает и т. д.) Понимание признаков предметов: размер («большой - маленький»), цвет (красный, желтый). Понимание местоположений предметов («книга на столе», «кукла в коляске» и др.), место нахождения предметов (здесь, там). Обучение умению группировать (по указанию взрослого) знакомые предметы по названию, по цвету. Понимание речевых конструкций с предлогами в, на (на столе, в чашке и т.д.). Понимание и выполнение несложных поручения, включающие два взаимосвязанных действия («найди и принеси», «возьми и надень», «поставь на полку, в шкаф»). Понимание несложного рассказа взрослого по сюжетной картинке. Развитие активной речи Произношение по подражанию звукоподражаний и несложных звукосочетаний, простых по звуковому составу и легких для воспроизведения слов (дай, на и др.). Развитие общения ребёнка со взрослыми. Общение с помощью жестов, мимики и звукосочетаний, слов, ответы на простейшие вопросы (Кто это? Что это? Что делает?). Повторение за взрослым и воспроизведение доступными для ребёнка средствами слов, обозначающих близких ребёнку людей, знакомых предметов и игрушек, некоторых действий. |
3.Сенсорное восприятие | Развитие зрительного восприятия и внимания Материал по развитию зрительного восприятия и внимания представ лен в программе по следующему алгоритму
Развитие слухового восприятия и внимания Работа по развитию слухового восприятия у детей проводится в соот ветствии с этапами становления функций слухового анализатора в онтоге незе. Сначала у ребенка развивают ориентировку на слуховые раздражи тели, затем проводят работу по различению звуковых характеристик пред метов или явлений. Материал по развитию слухового восприятия и внимания представлен в программе по следующему алгоритму:
|
4. Развитие общей и мелкой моторики |
|
План коррекционно-развивающей работы
Программа: Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
ФИО ребенка _____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Специалист: учитель-дефектолог
Раздел | Содержание | н.г к.г |
1. Мышление | Продолжать знакомить с проблемно-практическими ситуациями, учить анализировать эти ситуации, формировать практические способы их решения. | |
2. Речь | Развитие понимания речи Развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки ребёнка в окружающем Обучение нахождению по словесному указанию педагога предметов по цвету, размеру («Принеси красный мяч», «Спой песенку медвежонку»). Обучение различению местоположений предметов («Машинка на нижней полке»). Обучение имитации действий людей и движений животных. Обогащение словаря ребёнка: существительными, обозначающими названия: транспортных средств (машина, автобус); частей автомобиля (руль, колесо); растений (дерево, трава, цветы); фруктов (яблоко, груша, банан); овощей (морковь, помидор, огурец, капуста); домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей; диких животных (медведь, лиса, волк, заяц); глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия (мыть, вытирать, стирать, гладить, лечить), взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов (большой, маленький; красный, жёлтый, синий; сладкий); Развитие активной речи Использование накопленного запаса слов по подражанию и самостоятельно. Обучение называнию своего имени, фамилии. Обучение называнию окружающих. Обучение употреблению слов, выражающих приветствие, просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), прощание. Обучение называнию предметов, находящихся в комнате и вне её (на улице), предметов, обобщённых по наиболее существенным признакам (куклы, мячи, машины и др.) Обучение называнию отдельных действий взрослых. Обучение употреблению некоторых признаков предметов (цвет, форма, величина). Обучение употреблению местоимений (я, ты). Обучение правильному использованию наречиями (там). Обучение правильному использованию предлогами в, на. Упражнения в замене звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо «ав - ав» - собака). Обучение правильному произношению гласных звуков – а, у, и, о; согласных звуков – б, п, м, д, т, в, г. | |
3.Сенсорное развитие |
| |
4 Развитие обей и мелкой моторики |
|
План коррекционно-развивающей работы
на 2014– 2015 учебный год.
Программа: Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Раздел программы: Формирование мышления
ФИО ребенка _____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Специалист: учитель-дефектолог
№ п/п | Содержание | Сроки |
1. | Создавать предпосылки для развития наглядно-образного мышления: формировать обобщенные представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, роли в деятельности людей. Продолжать формировать умение анализировать проблемно-практическую задачу. Продолжать формировать зрительную ориентировку и основные функции речи (фиксирующую, сопровождающую, планирующую) в процессе решения проблемно-практических задач. Учить решать задачи наглядно-образного плана: предлагаются сюжетные картинки с изображением ситуаций, знакомых из собственного практического опыта, стимулировать высказывания, обобщения, раскрывающие смысл ситуаций. | Октябрь- ноябрь - декабрь |
2. | Формировать целостное восприятие ситуации, изображенных на картинках, с опорой на свой практический опыт. Учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на сюжетных картинках. Формировать умения выполнять операции сравнения, обобщения, элементы суждения, умозаключения. | Январь – февраль- март |
3. | Учить определять предполагаемую причину явления, подбирая соответствующую картинку (например, к картинке «Флажок без древка» — картинку «Мальчик сломал флажок», к картинке «Разбитая чашка» — картинку «Девочка уронила чашку», к картинке «Девочка плачет» — картинку «Девочка упала»), сделав выбор из двух-трех картинок. Учить определять последовательность событий, изображенных на картинках, раскладывать их по порядку, употреблять слова сначала, потом в своих словесных рассказах. | Апрель- май - июнь |
План коррекционно-развивающей работы
на 2014 – 2015учебный год.
Программа: Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Раздел программы: Формирование мышления
ФИО ребенка _____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Специалист: учитель-дефектолог
№ п/п | Содержание | Сроки |
1. | Формировать умение устанавливать соотношение между словом и образом (находить игрушку по словесному описанию). | Октябрь- ноябрь - декабрь |
2. | Обучать выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение. Учить соотносить текст с соответствующей иллюстрацией. | Январь – февраль- март |
3. | Продолжать обучать выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках; формировать умения рассуждать, делать вывод и обосновывать суждение; учить анализировать сюжеты со скрытым смыслом. | Апрель- май - июнь |
План коррекционно-развивающей работы
на 2014 – 2015учебный год.
Программа: Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Раздел программы: Формирование элементарных количественных представлений
ФИО ребенка _____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Специалист: учитель-дефектолог
№ п/п | Содержание | Сроки |
1. | Знакомить с практическими действиями с дискретными (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами. Учить выделять 1 и много предметов из группы по словесной инструкции. | Октябрь- ноябрь - декабрь |
2. | Учить различать количества пустой — полный; употреблять в речи слова пустой — полный. | Январь – февраль- март |
3. | Учить находить заданное количество однородных предметов — 1,2, много — в окружающей обстановке. | Апрель- май - июнь |
План коррекционно-развивающей работы
на 2014 – 2015 учебный год.
Программа: Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Раздел программы: Формирование элементарных количественных представлений
ФИО ребенка _____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Специалист: учитель-дефектолог
№ п/п | Содержание | Сроки |
1. | Закреплять представления о количествах 1, 2, много, мало, пустой, полный, используя для этого дискретные и непрерывные множества. | Октябрь- ноябрь - декабрь |
2. | Учить сравнивать две равные и неравные группы предметов по количеству, устанавливая, каких предметов поровну, больше, меньше, используя приемы наложения и приложения. | Январь – февраль- март |
3. | Формировать представление о том, что определенное количество предметов не меняется независимо от их расположения; количество предметов не зависит от их размера; определенное количество жидких и сыпучих тел не зависит от объема сосудов; учить использовать прием приложения как практический способ проверки. | Апрель- май - июнь |
План коррекционно-развивающей работы
на 2014– 2015учебный год.
Программа: Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Раздел программы: Формирование элементарных количественных представлений
ФИО ребенка _____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Специалист: учитель-дефектолог
№ п/п | Содержание | Сроки |
1. | Повторять материал предыдущего года обучения (счет и различные операции с множествами в пределах трех). Продолжать формировать представления о сохранении количества (количество предметов не зависит от цвета, величины и пространственного расположения; определенное количество жидких и сыпучих тел не меняется независимо от объема сосудов), использовать прием приложения и счет как способы проверки | Октябрь- ноябрь - декабрь |
2. | Учить решать задачи нахождения суммы и остатка в пределах трех. | Январь – февраль- март |
3. | Упражнять в преобразовании множеств предметов. | Апрель- май - июнь |
План коррекционно-развивающей работы
на 2013 – 2014 учебный год.
Программа: Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»
Раздел программы: Формирование элементарных количественных представлений
ФИО ребенка _____________________________________________________
Дата рождения ____________________________________________________
Специалист: учитель-дефектолог
№ п/п | Содержание | Сроки |
1. | Повторять материал предыдущего года обучения (счет и различные операции с множествами в пределах пяти). Использовать приемы приложения и попарного соединения картинок как способы проверки. | Октябрь- ноябрь - декабрь |
2. | Знакомить с порядковым счетом в пределах шести, учить понимать вопрос какой по счету? и отвечать на него. Знакомить с местом числа в числовом ряду. Продолжать учить определять отношения между смежными числами (2 больше 1, 3 больше 2 и т. д.), используя наглядное моделирование числового ряда (лесенка из кубиков) и без наглядности. | Январь – февраль- март |
3. | Учить пересчитывать предметы в пределах семи, называя итоговое число. | Апрель- май - июнь |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная индивидуальная программа развития и воспитания на ребенка от 0 до 3 месяцев.
Предлагаются игры по всем разделам по воспитанию и развитию с учётом возрастных особенностей детей....
Примерная индивидуальная программа развития и воспитания на ребенка от 3 до 6 месяцев.
Предлагаются игры по всем разделам по воспитанию и развитию с учётом возрастных особенностей детей....
Примерная индивидуальная программа развития и воспитания на ребенка от 6 до 9 месяцев.
Предлагаются игры по всем разделам по воспитанию и развитию с учётом возрастных особенностей детей....
"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.
Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...
Примерная индивидуальная программа развития для воспитанника коррекционной группы с ОНР (III уровня) Второй год обучения.
Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка с ОВЗ для скоординированной работы учителя-логопеда в рамках сопровождения воспитанника....