«Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО».
статья на тему
«Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: «Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО».
Автор: Бурданова Анна Дмитриевна, старший воспитатель
МАДОУ детского сада «Радуга» р.п.Ветлужский
"Надо учиться в школе,
но еще гораздо больше надо учиться
на выходе из школы, и это второе учение
по своим последствиям, по своему влиянию
на человека и на общество неизмеримо важнее первого".
Д.И. Писарев
За последние годы произошло много значимых изменений в системе образования в частности дошкольного. Принят новый закон ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Введен ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155), разработан Профессиональный стандарт «Педагог» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н).
Одной из приоритетных задач государственной политики в области образования, заявленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Анализ стратегических и нормативных документов федерального и регионального уровней говорит о необходимости непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников. Современные условия функционирования системы образования, проводимые реформы увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим в реализации актуальных задач и современных аспектов профессиональной деятельности многие столкнулись с проблемой в недостаточном владении актуальными профессиональными и ключевыми компетенциями. Современный педагог должен уметь строить свою профессиональную деятельность на высоком научно-педагогическом уровне, быстро ориентироваться в информационном поле, самостоятельно развиваться и повышать профессиональную компетентность. Что же такое формирование педагогической компетентности? Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся во время всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянный динамизм, незавершенность - одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. В.Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками».
В настоящее время возникла потребность пересмотреть систему работы в детском саду по повышению и развитию профессиональной компетентности педагогов. На основе всестороннего изучения профессионального уровня педагогического коллектива, учитывая профессиональные запросы и потребности педагогов, сформулированы цели, задачи, направления и содержание работы по повышению квалификации.
Цель: «Создание методической модели для непрерывного уровня повышения профессиональной компетентности педагога образовательной организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Повышение уровня теоретической подготовки педагогов через различные формы повышения компетенций.
- Овладение педагогами инновационными методиками и внедрение их в
педагогическую деятельность.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов, через
участие в мероприятиях различного уровня.
Для реализации цели и задач была разработана программа повышения квалификации на 3 года. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по повышению профессиональных компетенций педагогов. В плане отражены различные формы повышения квалификации: повышение квалификации через получение специального образования, переквалификация, курсы повышения квалификации, вебинары, семинары, участие в районных методических объединениях, мастер-классы, портфолио педагога, аттестация, самообразование, конкурсы педагогического мастерства, мастер классы.
На первом этапе был проведен мониторинг педагогических кадров: состав, уровень образования, стаж, имеющийся опыт по различным направлениям и возможность поделиться им, профессиональные затруднения, готовность к изучению нового, работа в режиме инноваций. Посещение занятий и наблюдение за деятельностью педагогов помогло выявить профессиональные затруднения и сильные стороны. Результаты анкетирования педагогов «Выявление способности педагогов к развитию»; «Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов» были использованы при разработке модели методической поддержки педагогов при повышении компетенций.
Исходя из данных результатов и поставленных задач, была разработана модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
Работа по повышению профессиональных компетенций была выстроена с учетом всех факторов.
Таким образом, наиболее приемлемыми формами организации непрерывного повышения компетенций стали:
Форма работы с педагогами | Участники | |
1 | Обучение в специальных образовательных учреждениях | Педагоги, не имеющие специального образования |
2 | Профессиональная переподготовка | Педагоги имеющие высшее образование не по профилю работы |
3 | Курсовая подготовка | Все педагоги 1 раз в 3 года |
4 | Индивидуальные консультации | молодые педагоги, имеющие стаж работы менее 3 лет |
5 | Самообразование | все педагоги |
6 | Участие в районных методических объединениях. | Воспитатели групп раннего возраста, старшего дошкольного, инструктор по физической культуре |
8 | Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства | все педагоги |
9 | Участие в семинарах, вебинарах по направлению работы организованные вне учреждения | все педагоги |
10 | Мастер-классы | педагоги, имеющие опыт работы, специалисты |
12 | Аттестация | все педагоги, подлежащие аттестации каждые 5 лет |
13 | Портфолио педагога | все педагоги |
14 | Семинары – практикумы, организованные в учреждении различной тематики. | все педагоги |
15 | Работа над единой методической темой | все педагоги |
16 | Деловые игры | все педагоги |
17 | Педагогические советы | все педагоги |
18 | Открытые просмотры различных видов детской деятельности | все педагоги |
19 | Обобщение передового педагогического опыта | педагоги, имеющие опыт работы |
Таким образом, профессия воспитателя детей дошкольного возраста постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Приобретение профессиональной компетентности – процесс, который длится на протяжении всей трудовой деятельности педагога.
Поэтому система повышения квалификации воспитателей должна быть профессиональной, т.е. представлять собой связную комбинированную систему накопления академического и практического опыта, которая начинается с получения педагогического образования и продолжается в течение всей педагогической карьеры.
Список литературы.
1.Афонькина Ю.А., Сербукович З.Ф. 2Настольная книга старшего воспитателя. Волгоград: Учитель ,2015
2.Белая К.Ю. Самообразование педагога. Методическое пособие - Москва: УЦ Перспектива, 2011
3.Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами. Скрипторий.Москва,2004г.
4.Кочетова Н.А. Справочник старшего воспитателя. Волгоград: Учитель,2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Раскрывается система работы по организации экологического воспитания дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/29/picture-803769-1469799470.jpg)
Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»
Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-721920-1449506472.jpg)
«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»
Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-942787-1507618539.jpg)
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/09/picture-1217127-1581276087.jpg)
Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования
Презентация на тему: "Основные средства повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников как необходимого условия повышения качества современного образования"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-93212-1360492700.jpg)
Консультация для руководителей МО ДОУ "Современные подходы к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ"
Повышение уровня мастерства педагогов – приоритетное направление деятельности методической службы, которая представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кад...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-331593-1515269958.jpg)
«Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
В данной статье раскрыт опыт создания системы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....