Тематический контроль в ДОУ
методическая разработка по теме
Тематический контроль в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Алёнушка» Тема: «Развитие речи детей в условиях ДОУ» Тематический контроль и тематические проверки имеют цель привлечь внимание коллектива к определённым задачам дидактического, методического, воспитательного характера. Целью тематической проверки является изучение выполнение программы по конкретным разделам. Тематическая проверка проводится с целью выявления уровня работы детского сада по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В зависимости от этого тематический контроль подразделяется на итоговый и персональный. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1-2 месяца. Это побуждает их к самоанализу и самооценки своей деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_kontrol.docx | 59.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический контроль
в муниципальном дошкольном образовательном
учреждении детский сад «Алёнушка»
Тема: «Развитие речи детей в условиях ДОУ»
Контроль на 2011-2012 уч.гг.
Месяц/ Вид контроля | Тематический | Фронтальный | Итоговый | Отметка о выполнении |
Ноябрь | «Художественно-эстетическое воспитание в ДОУ” | |||
Февраль | Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ | |||
Март | «Развитие речи детей в условиях ДОУ» | |||
Май | Подведение итогов работы педагогического коллектива за год |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алёнушка»
__________________________________________________________________
ПРИКАЗ
От «_____»___________2010г. №____
«Об организации тематической проверки»
На основании годового плана на 2009-2010 учебный год
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести тематическую проверку состояния воспитательно-образовательного процесса по теме: «Развитие речи детей в условиях ДОУ» с15 – 18 марта
2. Создать комиссию в составе:
заведующей Заикиной О.Н.,
старшего воспитателя Мельченко Т.Н.,
председателя творческой группы Бычковой Л.Ф.
2.1. Поручить комиссии разработку плана тематической проверки и представить для утверждения к 3 марту 2010г.
3. Цель проверки: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.
4. Объект исследования:
4.1. система воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
5.Предмет исследования:
5.1 условия и факторы, стимулирующие и препятствующие развитию речи детей.
6. Методы исследования:
6.1.анализ результатов диагностики уровня развития речи детей
6.2. анализ документации, планов работы педагогов;
6.3. анализ наглядной информации для родителей;
6.4. изучение системы, методов воспитательно-образовательной работы в режиме дня.
7. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Заведующая: ________О.Н.Заикина
С приказом ознакомлены:
График проведения тематического контроля
Возрастные группы | Дата проведения контроля | |||
15.03.2010г. | 16.03.2010г. | 17.03.2010г. | 18.03.2010г. | |
II группа раннего возраста | Посещение занятия | Анализ диагностики | Проверка планов воспитательно-образовательной работы | Анализ предметно-развивающей среды в группах и наглядной информации для родителей |
I младшая группа | ||||
II младшая группа | ||||
Средняя группа | ||||
Старшая группа | Диагностика детей | Посещение занятия | ||
Подгот к школе группа |
План тематического контроля
Цель: определить эффективность
воспитательно-образовательной работы в ДОУ по
развитию речи; средствами всестороннего обследования
воспитательно-образовательного процесса и
последующего
педагогического анализа выяснить причины и факторы,
определяющие
качество педагогической работы по развитию речи детей.
№ п\п | Направление работы | Предлагаемые рабочие материалы |
1 | Обследование уровня речи детей |
|
2 | Оценка профессиональных умений воспитателя |
|
3 | Оценка создания условий:
|
|
4 | Оценка планирования работы |
|
5 | Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме |
|
Схема обследования уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста
( составлена по методике диагностирования О.С.Ушаковой)
Показатели развития речи | |
Владение словарём | Понимание слов, близких и противоположных по смыслу, а также разных значений многозначного слова |
Понимание и употребление обобщающих слов («мебель», «овощи», «посуда» и др. | |
Умение подбирать признаки, качества и действия к назначению предметов | |
Грамматика | Умение сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине |
Умение соотносить названия животных и их детёнышей | |
Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши…) | |
Умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик,…) | |
Умение составлять предложения разных типов | |
Фонетика | Умение правильно произносить звуки родного языка |
Умение находить слова, сходные и различные по звучанию | |
Умение правильно пользоваться умеренном темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности | |
Связная речь | Умение пересказывать короткие сказки и рассказывать с незнакомым ранее содержанием |
Умение составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослыми | |
Умение описывать предмет, изображённый на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку | |
Умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи | |
Общие показатели развития речи детей |
Схема обследования уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста
( составлена по методике диагностирования О.С.Ушаковой)
Показатели развития речи | |
Владение словарём | Активизация прилагательных и глаголов. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации |
Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи | |
Умение понимать и употреблять разные значение многозначных слов | |
Умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и др.) | |
Грамматика | Умение образовывать названия детёнышей животных |
Умение подбирать однокоренные слова | |
Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе | |
Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят) | |
Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы) | |
Умение строить сложные предложения разных типов | |
Фонетика | Умение дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, л-р |
Умение различать шипящие, свистящие и сонорные звуки | |
Умение различать твёрдые и мягкие звуки | |
Умение изменять силу голоса, темп речи, силой голоса, интонацию в зависимости от содержания высказывания | |
Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию | |
Связная речь | В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей |
Умение составлять описание, повествование и рассуждение | |
Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей | |
Общие показатели развития речи детей |
Карта анализа профессионального мастерства воспитателя
Критерии профессионального мастерства педагога | ||
Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по развитию речи | ||
Знание методики проведения диагностики развития речи детей | ||
Знание индивидуальных особенностей развитие речи каждого ребёнка своей возрастной группы | ||
Культура | Точность и ясность выражение мыслей | |
Образность речи | ||
Эмоциональность и интонационная выразительность речи | ||
Доступность речи для детей по форме и содержанию | ||
Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов | ||
Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты | ||
Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге | ||
Умение педагога организовывать | Организация книжного уголка | |
Подбор иллюстративного материала | ||
Подбор детской художественной литературы (наличие одного и того же произведения, изданного разными издательствами, оформленного разными художниками) | ||
Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги» и др.) | ||
Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе | ||
Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам | ||
Планирование и проведение досугов и развлечение по развитию речи | ||
Взаимодействие с родителями | Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания) | |
Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. План работы с родителями. | ||
Проведение тематических родительских собраний. | ||
Методическая работа по проблеме развития речи детей6 подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах, открытые показы разных форм работы с детьми |
Карта анализа занятия
Тема:________________________________________________________________________________ Дата проведению_________________ Возрастная группа___________________________________ Количество детей____________________________________ ФИО воспитателя____________________________________ Начало занятия____________________ Окончание занятия______________________ | |||||
Критерии оценки работы воспитателя на занятии | Уровень оценки | ||||
3 | 2 | 1 | |||
Деятельность педагога на занятии | Умение творчески использовать готовые конспекты занятий ( вносить необходимые изменения в ход занятий, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей) | ||||
Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры | |||||
Подготовка к занятию | Подбор демонстрационного и раздаточного материала. Рациональное размещение материала. | ||||
Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы) | |||||
Выполнение санитарно-гигиенических требований | Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток) | ||||
Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами | |||||
Смена поз детей в течение занятия | |||||
Рациональный выбор динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т.д) | |||||
Соответствии длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам |
Деятельность педагога на занятии | Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм. | |||
Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.) | ||||
Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранность интерес детей в течение всего занятия | ||||
Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной» связи (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и.т.д.) | ||||
Индивидуальная работа с детьми | ||||
Деятельность детей на занятии | Оценка работы детей на занятии, качество оценки | |||
Сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии | ||||
Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач | ||||
Усвоение детьми программного содержания | ||||
Умение адекватно оценивать собственную работу на занятии | ||||
Положительное в ходе занятия: | ||||
Выводы: |
Оценочный лист
«Создание условий в группах для развития речи детей»
Перечень условий и элементов предметно-развивающей среды | Возрастные группы | |||||
II группа раннего возраста | I младшая группа | II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подгот к школе группа | |
1. Книжный уголок | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Оценочный лист
«Создание условий в методическом кабинете для развития речи детей»
Составляющие предметно-развивающей среды | Наличие и качество пособий | ||
Методическая литература | 1 учебники по развитию речи детей дошкольного возраста | ||
2 литература по отдельным разделам | |||
3 разные хрестоматии | |||
4 сборники по развитию речи | |||
5 учебники по детской литературе | |||
6 подборки загадок, песенок, потешек | |||
7 картотека дидактических игр по развитию речи | |||
8 орфографические словари | |||
9 детская художественная литература | |||
Комплексные, развивающие и парциальные программы по развитию речи и диагностические методики к ним | |||
Наглядные материалы | 1 демонстрационный материал – картины, разделённые по сериям | ||
2 раздаточные материалы в методическом кабинете | |||
2.1. все материалы по ознакомлению с окружающем миром (на 2 возраста), разделённые по тематике, с картотекой | |||
2.2. сюжетные картины (с картотекой). Размер сюжетных картин – не менее альбомного листа, наклеенные на паспарту, оформленные в одном стиле. Сюжетные картины разбираются на картины с простым сюжетом и сложным сюжетам | |||
2.3. предметные картины (с картотекой). Размер не менее чем 10х10 см | |||
2.4. серии картин (4-5 картин). В кабинете должно быть 5-7 разных серий, по 5 наборов каждой серии (для подгрупповой работы с детьми) |
Наглядные материалы | 3 подборка детских рисунков для рассказывания: они подбираются на группу детей | |
4 символика – герб, флаг России и Москвы | ||
5 предметы и игрушки | ||
5.1. 3 экземпляра каждого наименования, по паре игрушек среднего размера: 2 куклы, 2 белки, 2 медвежонка, 2 утёнка; одно наименование, но разный внешний вид | ||
5.2. раздаточные игрушки, небольшого размера, 10-12 см; набор на группу – не менее 15 игрушек. Тематика: домашние животные, дикие животные, транспорт | ||
6 к разделу «Ознакомление детей с художественной литературой» | ||
6.1. биографии детских писателей, карточки с днями рождения; для нескольких любимых детьми писателей – портреты, методические организации различных форм работы с детьми по творчеству этих писателей | ||
6.2. аудиокассеты или пластинки с записями детских произведений | ||
6.3. Иллюстративный материал по художественной литературе | ||
Методические материалы | 1 Все материалы с выходными данными: название, автор, место, год издания, краткая аннотация – лучше на карточках | |
2 Конспекты занятий из опыта работы педагогов. Стремиться делать серии конспектов по рассказыванию | ||
3 Разные формы планирования | ||
4 памятка по анализу занятий | ||
Выводы и рекомендации по пополнению и (или) наиболее рациональной организации предметно-развивающей среды для педагогов: |
Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы
Направления воспитательно-образовательной работы | Возрастные группы | ||||
II младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подгот к школе группа | ||
Планирование занятий | Словарная работа | ||||
Воспитание звуковой культуры речи | |||||
Формирование грамматического строя речи | |||||
Формирование связной речи и рассказывания | |||||
Воспитание любви и интереса к художественному слову | |||||
Планирование работы вне занятий | Индивидуальный и подгрупповой разговор с детьми по теме | ||||
Дидактические игры | |||||
Загадывание загадок, придумывание загадок | |||||
Рассматривание предметов, игрушек, явлений природы | |||||
Самостоятельная художественная речевая деятельность | |||||
Досуги, развлечения | |||||
Работа с материалами книжного уголка | |||||
Работа с семьёй | |||||
Выводы, предложения по каждой возрастной группе: |
Карта анализа наглядной информации для родителей
№ п\п | Критерии анализа |
1 | Конкретность информации |
2 | Доступность предлагаемого материала |
3 | Краткость материала |
4 | Эстетичное оформление наглядных материалов |
5 | Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов |
6 | Форма подачи материала |
| |
| |
| |
| |
7 | Востребованность предлагаемого материала у родителей (по результатам анкетирования) |
Анкета для родителей
«Значение развитие речи в полноценном развитии ребёнка»
- Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи?
- Как Вы считаете, какова основная цель развития речи в детском саду
- Учить детей слушать литературные произведения разных жанров;
- Развивать у детей речь;
- Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;
- Развивать мышление, память, внимание, воображение?
- Насколько важны, по Вашему мнению, занятия по развитию речи в дошкольном возрасте? В
чём заключается их важность?
Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для речевого развития ребёнка?
- Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к книге?
- Что Вы делаете для, того, чтобы поддержать этот интерес
- Какие книги есть у Вас дома?
- Как часто Вы уделяете время и внимание совместному чтению вместе с ребёнком?
- В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна
для Вас
- Информация отсутствует;
- Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
- Информация есть, но крайне скудная;
- Я не обращаю на неё внимания;
- Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
- Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
- Наглядная информация интересно и полезна для меня.
- Какая помощь от воспитателя детского сада Вам требуется по проблеме речевого развития
- вашего ребёнка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль в группах раннего возраста
В материале представлены схемы и планы прведения тематического контроля в группах раннегог возраста. Буду очень рада , если материал комут- то пригодится в работе....
Тематический контроль по математике в средней группе
Тема:«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по познавательному развитию детей средст...
Тематический контроль «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня».
Тематический контрольявляется одной из форм контроля, применяемого в методической работе ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченны...
Тематический контроль «Использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни»
Тематический контроль является одной из форм контроля, применяемого в методической работе ДОУ. Он проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченн...
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...
Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""
Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...
Комментарии
спасибо
спасибо