Тематический контроль в группах раннего возраста
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Таганова Ольга Николаевна

В материале представлены схемы и планы прведения тематического контроля в группах раннегог возраста. Буду очень рада , если материал комут- то пригодится в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12    г.Сердобска

                  Методический  материал  

по организации  тематического контроля в группах

                                    раннего    возраста..

                                                              Автор :

           Таганова О.Н,, заместитель заведующей высшей категории

            по ВМР .

Тематический контроль в группах раннего возраста.

Целью тематического контроля является :

   изучение выполнения программы по конкретным разделам.

 В ходе тематического контроля устанавливается: как выполняются нормативные документы, как идет работа по решению задач годового плана, как устраняются выявленные за прошедший год недочеты в воспитательно-образовательной работе, насколько эффективно воспитатели используют рекомендации методических объединений, консультаций, лучший опыт, представленный на открытых просмотрах, в школах передового педагогического опыта. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах.

 План тематического контроля доводится до сведения воспитателей, это побуждает их к самоанализу и самооценке своего труда, к самостоятельному поиску и выбору правильных направлений в работе. Этот вид контроля позволяет мобилизовать внимание коллектива на решение определенных задач, которые решаются недостаточно успешно. Итоги тематического контроля по состоянию работы по годовым задачам в детском саду обсуждаются на педагогическом совете.

Подготовка тематического контроля состоит из нескольких важных этапов.

  1. Постановка целей тематического контроля Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п.
  2. Составление плана тематического контроля План составляется с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы. Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем- то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Надо добросовестно поработать с программой, обратить особое внимание на то, что идет усложнение раздела программы в зависимости от возраста детей, подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов. От того, насколько продуманным и содержательным будет план тематического контроля, зависит глубина изучения вопроса. Формы плана могут быть самые разные. Г план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада. Руководитель, старший воспитатель детского сада обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

План тематического контроля


«Социально-нравственное, эмоциональное развитие»


Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы по теме.

Срок проведения  с "        "        по "        "        20        г.

 Содержание контроля

Методика организации контроля

1. Выявить уровень со циальной компетентности:

•        овладение социаль ными формами обще ния (неречевыми и ре чевыми);

•        формирование базис ного доверия к миру;

•        овладение социаль ными формами обще ния с взрослыми сверстниками

1.        Анализ занятия - драматизации по русским народным сказкам, например: «Снегурочка и лиса», «Упрямые козы». Или занятия - инсценировки, например: Ел. Благинина «Посидим в тишине», «Научу обуваться братца» и т. д.

2.        Дидактические игры-занятия,
например: «Чей голос?», «На прогулку»,
«Поручения», «Делай сам», «Перепрыгни
через ров», «Ветер», «Кто как кричит», «По
реке плывет кораблик» и т. д.

3.        Дидактические игры, например: «Азбука
настроений», «Станем в круг», «Угадай, кто
это?», «Кто веселый, а кто грустный», «Забавные гномы», «Зайка-зайка попляши».

4.        Рассматривание картинок, иллюстраций,
пиктограмм на различные эмоциональные
состояния (наборы картинок: люди, птицы,
животные).

5.        Наблюдения за игровыми действиями в
процессе самостоятельной игровой деятельности и поддержка ее результатов
(положительная самооценка, уверенность в
своих возможностях, доброжелательное отношение к партнерам по игре и т.д.).

6.        Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике

К.Л. Печоры) на возрастной период

2. Знание воспитателя ми программы по теме. Анализ методов, прие мов и форм работы с детьми

Собеседование с воспитателями по про грамме на основе анализа (вопросники,

перфокарты, анкеты и т.д.).

\

•        Анализ проведения занятий, игр-занятий воспитателем.

•        Анализ проведения индивидуальной ра боты с детьми.

•        Анализ самостоятельных игровых действий.

•        Анализ работы воспитателя с детьми в 1-й и 2-й половинах дня.

•        Анализ самообразования воспитателя.

•        Анализ работы воспитателя с родителями

3. Система планирова ния работы с детьми

Анализ календарных планов работы за квартал: выполнение всех режимных про цессов, занятия, наблюдения, посильные трудовые поручения, индивидуальная рабо та с детьми, самостоятельная деятельность, игровые действия, игры (карта проверки плана прилагается с. 38)

4. Оценка условий для правильной организации и проведению работы:

•        В группе;

•        В методическом каби нете;

•        В учреждении

Посещение групп.

Анализ предметно-развивающей игровой

среды в группе: наличие

•        разнообразного игрового материала и дидактических игрушек для разнообраз ной деятельности детей, к русским на родным сказкам, атрибутики к играм;

•        картинок с изображением лиц людей с разными настроениями, иллюстраций к произведениям, пиктограмм на эмоцио нальные состояния (мужчина, женщина), птицы, животные с веселыми и грустными эмоциональными состояниями;

•        альбомов с фотографиями детей с люби мой игрушкой, домашними животными, родителями;

•        детской художественной литературы по сказкам, устному народному творчеству, произведениям по программе;

•        кукольных театров

5. Оценка работы дет ского сада с родителями

•        Анализ анкетирования;

•        Анализ планов;

•        Анализ наглядной агитации по данному направлению;

•        Анализ индивидуального собеседования с родителями;

•        Посещение родительских собраний, от крытых занятий


План тематического контроля


«Познавательное развитие»


Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной ра боты по теме.

Срок проведения с "        "              по "        "                    20          г.

Проверку проводила :

Содержание контроля

Методика организации контроля

1. Конструирование. Сенсорное развитие:

•        выявить уровень сенсорного развития детей по отличию предметов по фор ме, величине, цвету;

        конструктивные на выки в соответствии с программой

1.        Занятия с дидактическими пособиями, строительным материалом: наборы конструктивных материалов различной величины, цвета, формы (кирпичиков, кубиков, пластин,
брусков, машин различной величины, кукол, наборы игрушечных животных и т.д.)         *

2.        Специальные игры и занятия на различение цвета, формы, величины предметов, например:
«Дороги для машин», «Трамвайные линии», «Заборы», «Загородки», «Мосты», «Мебель для кукол» и т.д.

3.        Наблюдения за игровыми действиями в
процессе самостоятельной игровой деятельности

2. Познание окру жающего мира. • Выявить уровень элементарных пред ставлений о сезон ных явлениях, пред метах быта через познание окружаю щего мира, игровые действия

1.        Специальные игры на представления о сезонных явлениях, о культуре быта, например: «Найди свое дерево", "У нас порядок», «Кому, что нужно», «Путаница», «Помоги маме найти
ее детенышей", «Накрой на стол», «Подбери по цвету» и т.д.

2.        Рассматривание картин, картинок, иллюстраций о сезонных явлениях, культуре быта.

•        Показы-инсценировки на выявление вни мания, культуры мышления, способности рассматривать, слушать.

•        Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике К.Л. Печоры) на возрастной период

    Знание воспитателями программы

• Анализ методов, приемов и форм ра боты с детьми

Собеседование с воспитателями по програм ме на основе анализа (вопросники, перфокар ты, анкеты и т.д.).

•        Анализ проведения занятий воспитателем.

•        Анализ проведения индивидуальной рабо ты с детьми.

•        Анализ самостоятельных игровых действий.

•        Анализ работы воспитателя с детьми в 1-й и 2-й половинах дня.

4. Система планиро вания работы

Анализ календарных планов работы за квар тал: *

выполнение всех режимных процессов,

 занятия,

 наблюдения,

 посильные трудовые

поручения,

 индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность,

 игровые дей ствия

, игры, (

карта проверки плана

 

5. Оценка условий для правильной организа ции и проведению ра боты:

•        В группе;

•        В методическом кабинете;

•        В учреждении

Посещение групп.

Анализ предметно-развивающей игровой среды в группе: наличие

•        строительных наборов конструктивных ма териалов разной величины, формы, цвета (конструктор Поликарпова, строительный материал № 12 Флериной), его рациональ ное использование;

•        различного по тематике игрового материа ла, аксессуаров для обыгрывания постро ек;

•        материалов, пособий, атрибутики на раз витие мелкой моторики;

•        игрового и дидактического материала на сенсорное развитие детей раннего возрас та;

•        уголка природы, его содержание в соот ветствии с возрастом;

•        наборов игрушек и картинок: предметы быта, одежда для кукол, мебель и т.д.

6. Оценка работы

 родите лями

•        Анализ анкетирования;

•        Анализ планов;

•        Анализ наглядной агитации по данному направлению;

•        Анализ индивидуального собеседования с родителями;

•        Посещение родительских собраний, откры тых занятий

План тематического контроля


«Художественно-эстетическое развитие»


Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной работы по теме.

Срок проведения  с "        "                по "        "                     20        г.

Содержание контроля

Методика организации контроля

  1. Художественно-эстетическое развитие.

а) Изобразительное искусство.
Выявить

  • уровень художественно-эстетического развития по формированию у детей предпо сылки эстетического отношения к окружающему миру;

  • умения экспериментировать;

  • умения создавать изображения простейшими способами;

  • интерес к разным видам изо бразительной деятельности;

  • изобразительные навыки в рисовании, лепке, аппликации в соответствии с программой.

б)        Художественная литература.
Выявить

  • уровень приобщения детей к искусству через художествен но-речевую деятельность;

  • уровень эмоциональной отзыв чивости на литературные про изведения, интереса к ним.

в)        Музыкальное развитие.
Выявить

  • уровень эмоциональной отзывчи вости на музыку;

  • умение вслушиваться в музыку, понимать ее образное содер жание;

  • умение подпевать, петь;

  • умение связывать движение с музыкой, выполнять совместные движения        

  1. Анализ детских работ по прой денным темам на момент проведе ния тематической проверки с це лью выполнения программы, а также на выявление изобрази тельных навыков в рисовании, лепке, аппликации.  

                                                           

  1. Специальные игры и занятия на выявление уровня эстетического отношения к окружающему миру, умению создавать простейшие композиции, например: «Коврики для кукол», «Шарики воздушные», «Домик для котенка».

  1. Рассматривание игрушек,
  2. на родной игрушки (дымковская, се меновская матрешка, городецкая лошадка-качалка), картинок, на боров иллюстраций.

  1. Показы-инсценировки, изобра жающие персонажи читаемых произведений, сказок, например: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка-ряба».

  1. Анализ музыкального занятия.

  1. Наблюдения за действиями в процессе самостоятельной изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности.

  1. Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике К.Л. Печеры) на возрастной период

2. Знание воспитате лями программы по теме.        

Анализ методов, приемов и форм рабо ты с детьми

Собеседование с воспитателями по програм ме на основе анализа (вопросники, перфокар ты, анкеты и т.д.).

•        Анализ проведения занятий воспитателем.

•        Анализ проведения индивидуальной рабо ты с детьми.

•        Анализ самостоятельных игровых дей ствий.

•        Анализ работы воспитателя с детьми в 1 -й и 2-й половинах дня.

•        Анализ самообразования воспитателя.

•        Анализ работы воспитателя с родителями.

•        Анализ предметно-развивающей игровой среды в группе

3. Система планиро вания работы с деть ми

Анализ календарных планов работы за квар тал: выполнение всех режимных процессов, занятия, наблюдения, посильные трудовые по ручения, индивидуальная работа с детьми, са мостоятельная деятельность, игровые дей ствия, игры (карта проверки плана прилагается с. 38)

4. Оценка условий для правильной организа ции и проведению работы:

•        В группе;

•        В методическом кабинете;

•        В учреждении

Анализ предметно-развивающей игровой сре ды в группе: наличие

•        наборов разнообразного игрового дидак тического материала, народных игрушек (дымковская, семеновская матрешка, Го родецкая лошадка-качалка);

•        картинок, иллюстраций к сказкам, потеш кам, читаемым произведениям, к време нам года;

•        различной крупной цветной мозаики;

•        силуэтов домов, деревьев и т.д.;

•        музыкальных инструментов, пособий, ат рибутики (шапочки, платочки, грибочки и т.д.);

•        комплектов аудиозаписей песен, музы кальных произведений;

•        мягких игрушек по количеству детей;

•        театров - куклы бибабо и т.д.

5. Оценка работы детского сада с роди телями

•        Анализ анкетирования;

•        Анализ планов;

•        Анализ наглядной агитации по

данному направлению;

•        Анализ индивидуального собеседования с родителями;

•        Посещение родительских собраний, откры тых занятий

\

План тематического контроля


  Тема : «Здоровье и физическое развитие детей»


Цель: оценка состояния воспитательно-образовательной ра боты.

Срок проведения с "    "                  по "   -------- 200 г

Содержание контроля

Методика организации контроля

1. Выявить уровень двигательных способ ностей детей, первич ных представлений об этикете:

•        уровень овладения* движениями, разно образными двига тельными дейст виями;

•        уровень самостоя тельности в двига тельных действиях;

•        уровень сформиро ванное™ культурно-гигиенических уме ний, положительно го отношения к про цессам в режиме дня;

•        овладение первич ными навыками эти кета, самообслужи вания

1.        Анализ результатов диагностики поступления детей в детский сад, результатов
адаптации.

2.        Анализ посещаемости, заболеваемости.

3.        Анализ физкультурного занятия.

4.        Игровые упражнения с разнообразными
двигательными действиями, например: «Пойди по дорожке», «Через ручеек», «Прокати
мяч в ворота», «По тропинке», «Кто дальше
бросит», «Жучки шевелят лапками», «Проползи через обруч» и т.д.

5.        Наблюдение навыков

•        самообслуживания в процессах: умывания, кормления, одевания, раздевания, выса живания на горшок;

•        правил поведения: за столом, в процессе умывания, раздевания, одевания, органи зации прогулки, сна, высаживания на гор шок.

6.        Наблюдения за действиями в процессе самостоятельной игровой деятельности.

  1. Анализ результатов диагностики нервно-психического развития детей (по методике
    К.Л. Печоры) на возрастной период

2. Знание воспитате лями программы по теме.

Анализ методов, приемов и форм рабо ты с детьми

Собеседование с воспитателями по про грамме на основе анализа (вопросники, перфокарты, анкеты).

•        Анализ проведения игровых упражнений воспитателем.

•        Анализ проведения индивидуальной рабо ты с детьми.

•        Анализ самостоятельных игровых дей ствий.

•        Анализ работы воспитателя с детьми в 1 -й и 2-й половинах дня.

•        Анализ самообразования воспитателя.

•        Анализ работы воспитателя с родителями

3. Система планиро вания работы с деть ми

Анализ календарных планов работы за квар тал: наличие сведений о группах здоровья, наличие гибких режимов, групп развития, комплексов утренней гимнастики (на каждые две недели), табеля эпикризных сроков об следования, выполнение всех режимных про цессов, занятия, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность, игро вые действия, игры (карта проверки плана прилагается с. 38)

4. Оценка условий для правильной организа ции и проведению работы:

•        В группе;

•        В методическом кабинете;

•        В учреждении

Посещение групп, места для проведения физ культурных занятий.    * Анализ предметно-развивающей среды в группе: наличие

•        пространства в группе с целью реализации потребности детей в движении;

•        физкультурного уголка в группе, его со держание по возрасту, размещение, ра циональное использование;

•        наборов спортивного инвентаря: бубны, шнуры, флажки, палки, мячи - по количе ству детей;

•        атрибутики: платочки по количеству детей, шапочки для подвижных игр и т.д.;

•        условий для организации всех процессов, охране здоровья и жизни детей: для под мывания, уборки всех помещений, органи зации питания, сна, высаживания на горш ки и т.д.;

•        закаливающих мероприятий (индивиду ально для каждого ДОУ);

•        первичных понятий этикета (полотенца по количеству детей, стаканчики, расчески, фартуки, салфетки) и т.д.

.

5. Оценка работы дет ского сада с родите лями

•        Анализ анкетирования;

•        Анализ планов;

•        Анализ наглядной агитации по данному

направлению;

•        Анализ индивидуального собеседования с родителями;

•        Посещение родительских собраний, откры тых занятий

   Литература.

 В.М, Сотникова . Т. Б. Ильина

 Контроль за организацией педагогического     процесса в группах раннего возраста.

 «Скрипторий  -2005»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник Ф – 127 ( фильр - контроль для групп раннего возраста)

Дневник Ф- 127 -  форма контроля за состоянием здоровья воспитанников при приеме и в течении дня....

комплексно-тематическое планирование. вторая группа раннего возраста

Планирование разработано на учебный год по месяцам. Каждый месяц имеет свою тему и содержание....


 

Комментарии

Рыженко Светлана Ивановна

Прекрасно продуманы все основные задачи контроля,формы и методы его исполнения и оценки