Семинар -практикум "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей"
методическая разработка на тему
Семинар- практикум "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей"
. Будет интересно посмотреть старшим воспитателям.Скачать:
Предварительный просмотр:
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения обязательные при реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.
Благодаря реализации интегрированного подхода возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.
Интеграцию мы понимаем как состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность
образовательного процесса.
Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды деятельности.
Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.
Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, педагог дополнительного образования и др.). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.
Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать?
Игра «Осенняя корзина».
Оборудование: Корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, времени года «Осень», ткани и т.д., лист А4 для записи, фломастеры.
Участники: Педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, воспитатель по физическому воспитанию, воспитатель по изобразительной деятельности и.др.
Цель игры: Практически показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».
Время игры:20-30 мин..
Ведущий: Посмотрите на предметы нашей игры. Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме.
В течение 5 -10 минут придумайте, учитывая возраст ваших воспитанников, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области.
А, теперь, возьмите лист, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записываете, как можно там раскрыть данную тему, потом подписываете возрастную группу, специальность. Затем складываете листочек, закрывая свой текст и передаёте по кругу соседу справа.
Называются образовательные области: («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».)
После этого листы открываются и зачитываются по очереди каждым педагогом.
Подводятся результаты, делаются выводы.
Игра закончена.
Спасибо, мы с вами представили понятие «интеграция» в Новой образовательной программе.
Что такое образовательная область? Назовите образовательные области, прописанные в ФГТ? Чем образовательная область отличается от раздела программы?
Что такое совместная деятельность педагога с детьми?
Совместная деятельность педагога с детьми – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками.
Сейчас на примере образовательной области «Познание» осуществите интеграцию в различных формах деятельности с другими образовательными областями.
Познание - Чтение художественной литературы
Коммуникация
Художественное творчество
Музыка
Социализация
Безопасность
Физическая культура
Здоровье
Труд
Что такое комплексно-тематическое планирование?
Комплексно- тематическое планирование – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса. (Комплекс – от лат.complexus – связь, сочетание – совокупность, соединение. Тематическое – посвященное какой-нибудь одной теме. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю Шведова).
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);
- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);
- разнообразие форм подготовки и проведения праздников;
- возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников).
Проектирование в образовании – это способ освоения и преобразования образовательной среды, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности.
Домашнее задание: разработать в каждой возрастной группе комплексно тематическое планирование реализации содержания образовательных областей на основе интегративного подхода. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический тренинг Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областе
Презентация, практический материал к тренингу.Тренинг проводили в марте 2011 года в рамках проведения городского конкурса "Инновационного опыта по введению ФГТ". (I Место)...
Отработка навыков проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей
об использовании интеграции в дошкольном воспитании...
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образов...
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образов...
Мозговой штурм «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
Цель мозгового штурма - повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализаци...
Семинар - практикум. «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального го...
Семинар-практикум «Проектирование педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО».
Семинар-практикум«Проектирование педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО»....