Отработка навыков проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей
методическая разработка на тему

об использовании интеграции в дошкольном воспитании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический тренинг

«Отработка навыков проектирования педагогического процесса  в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

Подготовила: Жукова Н. Г. – старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 26 «Колокольчик»

Цель тренинга – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования (конструирования) педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных государственных требований.

Основные принципы тренинга:

  1. Принцип безоценочности действий и личности участников;
  2. Принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;
  3. Принцип активности;
  4. Принцип осознания поведения;
  5. Принцип партнерского общения.

Содержание тренинга:

  1. Рассмотреть понятия «проектирование в образовании», «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.
  2. Выделить потенциальные проблемы, используя метод «Шести шляп».
  3.  Провести «Мозговой штурм» для поиска решений проблем.
  4. Сконструировать модель реализации содержания образовательных областей на основе интегративного подхода в практической части тренинга.

Источники:

- Журнал «Дошкольное воспитание» № 5, 7 за 2010 год


Ход тренинга:

- Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения обязательные при реализации основной общеобразовательной программы ДОУ. Основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако, расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности. Возникает проблема: как спроектировать педагогический процесс в детском саду, чтобы желание «больше дать ребёнку» не противоречило действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Наш педагогический тренинг позволит найти основные пути решения данной проблемы.

Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности.

Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.

Проектирование в образовании – это способ освоения и преобразования образовательной среды, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности.

Проанализировать и воспринять проблему проектирования педагогического процесса и интеграции мы попробуем, используя метод «Шести шляп». Перед вами шляпы разного цвета, с соответствующим аспектом мышления:

Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: чувства и интуиция

В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

Желтая шляпа: логический позитив

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко «примерить на себя». «Надевая» на себя ту или иную шляпу, мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.

Начнём с Красной шляпы. Откройте свои эмоции, чувства, которые вас одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса на своей группе, в соответствии с ФГТ. Что я чувствуете в этой связи? Не нужно что-то доказывать или объяснять. Не думайте слишком много. Просто выскажите, что у вас на душе (высказывания педагогов)

Снимем Красную шляпу и примерим Белую. Обратимся к фактам. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статья 9), согласно которому Минобрнауки России устанавливает ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования). Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет  каким должно быть дошкольное образования, направленное на достижение каждым ребёнком оптимального для его возраста уровня развития с учётом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Основополагающий принцип ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Их десять, среди них есть известные в практике, привычные, традиционные области: «Физическая культура», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы». В большинстве комплексных программ они являлись соответствующими разделами воспитания и обучения в детском саду.

«Нетрадиционность» других образовательных областей весьма условна. Так, например, образовательная область «Безопасность» уже в течение 15-20 лет целенаправленно и весьма успешно реализуется в детских садах на основе парциальных программ и авторских методических разработок.

«Художественное творчество» интегрирует в одну образовательную область опять таки традиционные для российского образования лепку, рисование, конструирование, аппликацию и художественное конструирование. Основанием для их объединения является понятие продуктивной деятельности.

«Коммуникация» - это не только и не столько традиционное «Развитие речи», сколько развитие общения, в т.ч. и речевого.  Происходит серьёзное смещение акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, развитие связной речи являются не самоцелями, а средствами для развития у детей навыков общения.

Образовательная область «Познание» объединяет в себе направления связанные с формированием у дошкольника основных математических представлений, развитием его сенсорной культуры, кругозора, познавательно-исследовательской деятельности в природе, окружающем его мире.

Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей –  деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

«Физическая культура» - двигательная деятельность

«Социализация» - игровая деятельность

«Труд» - трудовая деятельность

«Познание» - познавательно-исследовательская деятельность

 «Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы

«Музыка» - музыкально-художественная деятельность

«Художественное творчество» - продуктивная деятельность

Исключение «из деятельностного подхода» составляют две образовательные области – «Здоровье» и «Безопасность». Наряду с образовательными задачами эти области предусматривают, прежде всего, решение оздоровительных и профилактических задача, направленных на охрану жизни и здоровья детей.

Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу Жёлтой. Сформулируйте всевозможные выгоды и преимущества введения ФГТ в дошкольное образование. Как положительно они повлияют на жизнь детей в детском саду? (высказывания педагогов). Введение ФГТ в дошкольное образование направлено  в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе. Для этого необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Однако, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДОУ, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, которые позволят ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерив Чёрную шляпу, я хочу сказать и о проблемах, возникающих  у многих педагогов при проектировании педагогического процесса  на основе интеграции образовательных областей, в рамках реализации ФГТ. Во много это связано с отсутствием Примерных программ, методических разработок. Наша образовательная программа составлена на основе комплексных программ, которые во многом не учитывают основополагающие принципы, предъявляемые к образовательному процессу в ДОУ на современном этапе. Поэтому во многом мы действуем по наитию. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших региональных и муниципальных методических служб.

Итак, под Чёрной шляпой мы выявили проблему, которую можно сформулировать в главный поисковый вопрос «Как осуществить интеграцию  образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?». Думаю самое время проявить креативность.

Надеваем Зелёную шляпу. Сейчас мы проведем Мозговой штурм, который позволит решить проблему «Как заставить человека есть зеленый салат». Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы (Обсуждение).

Мы составили некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат:

- Тщательно очистить его

- Украсить салат

- Подать в необычной сервировке

- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

- Придумать интригующее название

- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

- Убедить в полезности состава ингредиентов.

А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш главный поисковый вопрос.

Тщательно очистить его

Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат

Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)

Подать в необычной сервировке

Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме

Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название

Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить

Убедить в полезности состава ингредиентов.

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.

Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – Синяя. Она подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса. Надев Синие шляпы, вы должны будете выполнить следующее домашнее задание: составить комплексно-тематическое планирование с учетом интеграции образовательных областей для детей старшего дошкольного возраста по теме «Мой город» и представить модель реализации содержания образовательных областей на основе интегративного подхода. Каждому из вас достанется лишь одно направление развития ребёнка: познавательно-речевое, физическое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Необходимо заполнить таблицу и принести её завтра на второй, практический день нашего семинара. В перерыве между открытыми показами у нас будет время их обсудить.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей"

Семинар- практикум  "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей" . Будет интересно посмотреть старшим воспитателям....

Педагогический тренинг Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областе

Презентация, практический материал к тренингу.Тренинг проводили в марте 2011 года в рамках проведения городского конкурса "Инновационного опыта по введению ФГТ".  (I Место)...

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образов...

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образов...

Мозговой штурм «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

Цель мозгового штурма - повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализаци...

Семинар - практикум. «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального го...

Семинар-практикум «Проектирование педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО».

Семинар-практикум«Проектирование педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО»....