СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
методическая разработка на тему
Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_obrazovatelnyh_oblastey.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новинский детский сад»
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ
«Проектирование педагогического
процесса в ДОУ на основе интеграции
образовательных областей»
составил:
старший воспитатель
Померанцева Татьяна Владимировна
2016г.
Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи семинара:
- Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.
- Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.
- Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.
Содержание семинара:
- Рассмотреть понятия «проектирование в образовании», «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.
- Познакомиться со способами разработки проектов, сконструировать модель реализации содержания образовательных областей на основе интегративного подхода с помощью «Системной паутинки».
I. Вступительная часть
Добрый день, дорогие коллеги. Приветствуем вас на семинаре «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей».
II. Основная часть.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.
1. Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Данная форма работы соответствует цели процесса интеграции образовательных областей – обеспечение целостного восприятия окружающего мира у ребенка дошкольного возраста.
2. Для того, что бы вспомнить образовательные области, сыграем в игру «Кот в мешке» (приложение 1)
Назовите образовательные области по ФГОС ДО (ответы воспитателей). Верно всего их пять:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- речевое развитие.
3. Перспективное планирование необходимо построить таким образом, что бы тема с которой мы работаем неделю (две) интегрировала, перетекала, охватывала каждую образовательную область. Учитывая возрастные особенности детей.
Рассмотрим данную задачу на примере темы «Мамин праздник»
- Развитие речи: в течение дня чтение детской литературы посвященные маме; дети либо воспитатели рассказывают о профессии мам (познавательное развитие);
- художественно-эстетическое развитие: рассматривание работы А.Шикова «Портрет матери»; дети рисуют портреты своих мам; мастерят подарки для мам; слушают музыкальные произведения посвященные маме;
- Познавательное развитие: рассказы о профессиях мам; организуют и участвуют в выставках совместного творчества «Мамины наряды», «Хозяюшка»;
- Социально-коммуникативное развитие: организуются встречи с одной из мам, с тем, что бы она поделилась секретами приготовления любимых блюд своего ребенка;
- Физическое развитие: использование подвижных игр соответствующей тематики, конкурсы («Птички и птенчики», «Помочь маме перенести покупки» и т.д.)
4. В настоящее время перед детским садом поставлена совершенно иная задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Одним из методов и наиболее эффективным. Является проектный метод. Использование данного метода помогает детям научится работать в команде, вырабатывает собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Приложение
Деловая игра «Кот в мешке»
Задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных понятий и принципов ФГОС ДО.
- Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов в содержании образовательных областей по ФГОС.
- Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ход игры:
Вы «тяните» из мешка карточку с вопросом, я – зачитываю.
1. Назовите образовательные области в соответствии с ФГОС ДО.
*социально-коммуникативное развитие;
*познавательное развитие;
*речевое развитие;
*художественно-эстетическое развитие;
*физическое развитие.
2. Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве?
*игра
3. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
*социально-коммуникативное развитие
4. К какой образовательной области относится знакомство с ЗКР, грамматическим строем речи, связной речью.
*речевое развитие
5. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками?
*социально-коммуникативное развитие
6. В какой из образовательных областей стоит задача по овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни?
*физическое развитие
7. В какой раздел образовательной области включается ФЭМП в программе для детей дошкольного возраста?
*«познавательное развитие»
8. С какого вида детской деятельности начинается развитие навыков трудовой деятельности у детей?
*самообслуживание и элементарный бытовой труд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Специально организованная сюжетно-игровая деятельность на основе образовательной области «Физическая культура» - «Веселое путешествие»»
Основная идея моей работы: взаимодействие с детьми направлено на развитие коммуникативных умений (навыков невербального общения) в процессе активной двигательной деятельности, для формирования осознан...
Семинар - практикум «Разработка групповых проектов на основе проектно- исследовательской деятельности».
Основной целью этого семинара - практикума являетя повышение профессиональной компетенции педагогов....
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образов...
Семинар-практикум "Проектирование экологической тропы
Создание мотивации педагогов МКДОУ к деятельности в направлении совершенствования экологической тропы на территории дошкольного учреждения, согласно природным особенностям Национального парка «У...
Семинар - практикум «Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада».
Семинар разработан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в проектировании культурных практик в образовательном процессе в рамках реализ...
Семинар - практикум. «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального го...
Семинар-практикум «Проектирование педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО».
Семинар-практикум«Проектирование педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС ДО»....