СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
материал на тему
Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_proektirovanie.docx | 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал «Акварелька» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад № 200»
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ
«Проектирование педагогического
процесса в ДОУ на основе интеграции
образовательных областей»
составил:
старший воспитатель
Вдовенко Ольга Николаевна
2016г.
Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи семинара:
- Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
- Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах интеграции и реализации образовательных областей общеобразовательной программы.
- Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
- Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.
- Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в разработке комплексно-тематического планирования работы с детьми.
Основные принципы семинара:
- Принцип безоценочности действий и личности участников;
- Принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;
- Принцип активности;
- Принцип осознания поведения;
- Принцип партнерского общения.
Предшествующая работа:
участникам семинара было предложено подготовить ответы на вопросы:
-Какие формы использования интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС Вам знакомы?
- Какие проблемы возникают у Вас при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС?
Содержание семинара:
- Рассмотреть понятия «проектирование в образовании», «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода как метода проектирования целостной картины мира.
- Выделить потенциальные проблемы, используя метод «Шести шляп».
- Провести «Мозговой штурм» для поиска решений проблем.
- Познакомиться со способами разработки проектов, сконструировать модель реализации содержания образовательных областей на основе интегративного подхода с помощью «Системной паутинки».
Оборудование: мяч, 6 шляп разных цветов, магнитная доска, корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, листы для записи, фломастеры, карточки по классификации проектов, карточки с образовательными областями и формами образовательной деятельности, слайдовая презентация, карты для комплексно – тематического планирования, мишень для рефлексии.
Ход семинара.
I. Вступительная часть (Участники семинара стоят по кругу)
Добрый день, дорогие коллеги. Приветствуем вас на семинаре «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей». Давайте настроимся на работу. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу. Упражнение «Ассоциация» (см. Приложение N 1)
II. Основная часть.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.
1. Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов). Верно, интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
В настоящее время перед детским садом поставлена совершенно иная задача - разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
2. Как осуществить интеграцию образовательных областей? Что для этого нужно сделать? Нам разобраться в этом поможет игра «Осенняя корзина» (см. Приложение N 2).
Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
3. Дайте определение «Что такое проект?».
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.
4. Предлагаю педагогам составить типологию проектов в ДОУ (воспитателям дана классификация проектов, к данной классификации надо подобрать тип проекта) (см. Приложение N 3). Кисилёва Л.В. все проекты разделила на типы: исследовательско-творческий, ролево – игровой, информационно-практико-ориентированный, творческий. Предлагаю педагогам определить тип проекта по содержанию
(см. Приложение N 4)
5. Проанализировать и воспринять проблему проектирования педагогического процесса и интеграции мы попробуем, используя метод «Шести шляп». Перед вами шляпы разного цвета, с соответствующим аспектом мышления.
Почему именно шляпы? Это тот предмет, который легко, примерить на себя. «Надевая» на себя ту или иную шляпу мы будем рассматривать нашу проблему в выбранном цвете.
КРАСНАЯ ШЛЯПА выражает чувства и интуицию. В режиме Красной шляпы у участников появится возможность высказать свои чувства, которые их одолевают, решая проблему проектирования педагогического процесса, в соответствии с ФГОС (предлагаю педагогам высказать свои чувства).
Снимем Красную шляпу и примерим Белую.
БЕЛАЯ ШЛЯПА информационная.
Обратимся к фактам.
В июне 2013 года вышел проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 15.07.2013г. вышел доработанный вариант ФГОС по результатам общественного обсуждения.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются следующие базовые ценности российского дошкольного образования:
- поддержки специфики и разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
- осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет каким должно быть дошкольное образования, направленное на достижение каждым ребёнком оптимального для его возраста уровня развития с учётом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Основополагающий принцип ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Их пять:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость способствующих правильному формированию опорно–двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей – деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:
«Физическое развитие» - двигательная деятельность;
«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
«Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность;
«Речевое развитие» - коммуникативная;
«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность
Настроимся на оптимизм, веру в успех, поиск преимуществ. Сменим Белую шляпу на Жёлтую.
ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА: логический позитив.
Сформулируйте всевозможные выгоды и преимущества ФГОС в дошкольное образование, в частности принципа интеграции образовательных областей, комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.
Высказывания педагогов.
Подводя итог высказываний педагогов можно сделать вывод, что введение ФГОС в дошкольное образование направлено в первую очередь на обеспечение каждому ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе. Для этого необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении (или в семье) ребёнок его не получал. Однако, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Выпускник, освоивший основную образовательную программу ДО, должен обладать, прежде всего, интегративными качествами личности, которые позволят ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
ЧЁРНАЯ ШЛЯПА: критика.
Говоря о положительных сторонах, невозможно обойтись и без критического взгляда. Примерив ЧЕРНУЮ шляпу, поговорим о проблемах, возникающих у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС.
Высказывания педагогов.
Итак, проблемы, возникающие у многих педагогов при проектировании педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации ФГОС связаны с отсутствием Примерных программ, методических разработок, которые учитывали бы основополагающие принципы, предъявляемые к образовательному процессу в ДО на современном этапе. Поэтому во многом мы действуем по наитию. Пока не закончился переходный период, мы работаем, учитывая рекомендации наших региональных и муниципальных методических служб.
ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА: креативность.
Сейчас мы проведем «Мозговой штурм», который позволит найти средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей. Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы.
(см. Приложение N 5).
Осталась последняя, не примеренная сегодня шляпа – СИНЯЯ ШЛЯПА (управление процессом). Она подразумевает системное мышление, организацию творческого процесса. Надев Синие шляпы, вы должны будете выполнить следующее задание: разработать проект. Но сначала давайте рассмотрим способы разработки проектов.
- Системная паутинка по проекту.
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие |
Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами |
- «Модель трёх вопросов».
ЧТО ЗНАЮ? | ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? | КАК УЗНАТЬ? |
Содержание, то что дети уже знают | План (тема проекта) | Источники новых знаний, т. е. средства |
- Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность!
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Задание педагогам.
Вам надо разработать и записать проект способом «Системная паутинка»
(см. Приложение N 6).
Таким образом: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе.
Список литературы:
- Н.Е Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-368С.
- Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольным образовании,- М.: УЦ «Перспектива», 2015.-104с.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, N 4.
- Т.В.Гулидова Проектная деятельность в детском саду.-Волгоград: Учитель.-135с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Приложение N 1
Упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Приложение N 2.
Игра «Осенняя корзина».
Цель игры: Практически показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».
Оборудование: Корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, времени года «Осень», ткани и т.д., лист А4 для записи, фломастеры.
Участники: Педагоги, социальный педагог, музыкальный руководитель, воспитатель по физическому воспитанию и др.
Ведущий: Посмотрите на предметы нашей игры. Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме.
В течение 5 -10 минут придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области.
А, теперь, возьмите лист, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записываете, как можно там раскрыть данную тему, потом подписываете возрастную группу, специальность. Затем складываете листочек, закрывая свой текст, и передаёте по кругу соседу справа.
Называются образовательные области: («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»).
После этого листы открываются и зачитываются по очереди каждым педагогом.
Подводятся результаты, делаются выводы.
Приложение N 3
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ В ДОУ
Классификация | Типы |
По количеству
| индивидуальные; парные; групповые, фронтальные |
По содержанию
| моно проекты (1 образовательная область)
Интегративные (2 и более образовательных областей) |
По продолжительности
| краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца); долгосрочные проекты (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник). Ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Информационные – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.) Комбинированные (универсальные) - представления |
Приложение N 4.
Типы проектов в ДО (по Л.В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, исследуют, а затем оформляют результаты в виде газет или журналов, отчётов, докладов. |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы |
Информационно-практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна, спектакля, постановки. |
Приложение N 5.
«Мозговой штурм».
Сейчас мы проведем «Мозговой штурм», который позволит найти средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей. Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. Решать проблему будем на основе решения проблемы «Как заставить человека есть зеленый салат».
Давайте составим некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат:
- Тщательно очистить его
- Украсить салат
- Подать в необычной сервировке
- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели
- Придумать интригующее название
- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях
- Убедить в полезности состава ингредиентов.
А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш главный поисковый вопрос.
Тщательно очистить его | Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты |
Украсить салат | Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа) |
Подать в необычной сервировке | Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме |
Добавить в салат необычные продукты, например трюфели | Интегрировать с другой деятельностью |
Придумать интригующее название | Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей |
Убедить в простоте приготовления в домашних условиях | Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить |
Убедить в полезности состава ингредиентов. | Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни. |
Приложение N 6.
Задание педагогам.
Вам надо разработать и записать проект способом «Системная паутинка»
1 команда: составить системную паутинку (младшая группа)
Название проекта «Мир красоты»
Тема проекта «Чудо – коробочка с карандашами и красками».
Проблема: для чего нужны нам карандаши и краски.
Цель: способствовать развитию интереса к изобразительной деятельности, через освоение детьми изобразительных материалов.
Результат проекта: составление коллективной композиции «Мы рисуем пальчиками и карандашами».
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие |
Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами |
2 команда: составить системную паутинку (старшая группа)
Название проекта «Мир красоты»
Тема проекта «Кто такой художник или как рождается картина?»
Проблема: что необходимо для того, чтобы нарисовать картину.
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о творчестве художника, формирование позиции «творца».
Результат проекта: оборудование «Мастерской художника».
Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие |
Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар -практикум "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей"
Семинар- практикум "Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей" . Будет интересно посмотреть старшим воспитателям....
Педагогический тренинг Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областе
Презентация, практический материал к тренингу.Тренинг проводили в марте 2011 года в рамках проведения городского конкурса "Инновационного опыта по введению ФГТ". (I Место)...
Отработка навыков проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей
об использовании интеграции в дошкольном воспитании...
семинар-практикум "Систематизирование и обобщение знаний воспитателей о проектной деятельности в детском саду на основе интеграции образовательных областей"
Семинар-практикум для педагогов...
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
Повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образов...
Мозговой штурм «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
Цель мозгового штурма - повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализаци...
Семинар - практикум. «Проектирование педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»
Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального го...