МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МДОУ ЦРР № 159
методическая разработка по теме
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.
Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnit._konferenciya_statya.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МДОУ ЦРР № 159
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.
Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых в дошкольном учреждении.
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.
Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.
На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.
Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. Накоплен определенный положительный опыт его организации, ведется системный мониторинг. Оно по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна творческая, авторская позиция педагога. Повышается его роль в деятельности дошкольного образовательного учреждения
Спектр дополнительных услуг в нашем дошкольном учреждении индивидуален, разнообразен и ведется по нескольким направлениям:
- художественно-эстетическое развитие
- физкультурно-оздоровительное
- интеллектуально-познавательное
- Социально-активизирующее
Опыт показывает, что дети, занимающиеся в студиях, секциях, кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах. Детские оркестры, танцевальные и хоровые коллективы становятся постоянными участниками, лауреатами городских смотров-конкурсов, выставок, фестивалей детского творчества. Многочисленны и личные достижения отдельных воспитанников на различных спортивных соревнованиях.
Отмечая позитивный опыт по данному направлению деятельности, нельзя не отметить, что дополнительные услуги, предлагаемые ДОУ, должны опережать спрос. Сегодня это стало велением времени. Настало время новых перспектив в деятельности педагогов, оказывающих дополнительные образовательные услуги.
Предложенная модель организации дополнительных образовательных услуг является составной частью образовательной программы ДОУ
Цель модели организации дополнительного образования в ДОУ
создание условий для повышения его доступности, современного качества и эффективности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дополнительного образования по различным направлениям деятельности.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей
Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста
Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОУ
- Более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОУ с учреждениями образования, культуры, спорта.
- Совершенствование управления в организации дополнительных образовательных услуг.
Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей
Решение данной задачи предполагает:
- создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника на основе использования технологий развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей;
- получение каждым дошкольником квалифицированных образовательных услуг с учетом его потребностей и пожеланиями родителей для обеспечения ранней его социализации;
- увеличение количества кружков, секций физкультурно-оздоровительной и социально-активизирующей направленности, начального технического моделирования, дизайна;
- создание равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, оказание помощи и поддержки талантливым и одаренным детям;
создание единого информационного поля в системе дополнительного образования детей, мониторинг состояния системы дополнительного образования детей; изучение в динамике поступления выпускников ДОУ в художественные, музыкальные, спортивные школы; профильные классы;
расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья через новые формы организации дошкольного образования.
Создание условий для повышения качества дополнительного образования детей дошкольного возраста
Для создания необходимых максимально комфортных для развития личности и непрерывного обновления содержания дополнительного образования, достижения современного его качества предусматривается:
- обеспечение комплексного подхода к программированию дополнительного образования с учетом его специфики – многообразия направлений, видов деятельности;
- формирование системы экспертизы используемых программ дошкольного образования по дополнительному образованию; отбора методических пособий, отвечающих современным требованиям, ожидаемым результатам и специфике дошкольного образования;
- создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования, формирования таких ключевых для сегодняшнего общества качеств, как креативность, способность к поиску знаний;
3. Создание условий для повышения качества профессиональной подготовленности педагогов по организации дополнительного образования в ДОУ
Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками. Владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа. Вместе с тем, он должен вести активную работу с родителями, общественностью по поддержке детских талантов и детей, находящихся в зоне «риска». Меры, направленные на повышение профессионального уровня педагогов, занятых в системе дополнительного образования ДОУ, призваны способствовать дальнейшему развитию системы дополнительного образования детей.
Приоритетными из них являются:
- рост числа педагогических работников с высшим образованием, имеющих высшую и первую квалификационные категории;
- обобщение и распространение результативного педагогического опыта через педагогические конференции, мастер-классы, обучающие семинары, проблемные курсы;
- организация и апробирование сетевого взаимодействия по изучению опыта лучших педагогов ДОУ и ДОУ города;
- создание виртуальной и электронной библиотеки учебно-методической литературы для педагогов, занятых в системе дополнительного образования детей, включающей научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания;
4. Более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОУ с учреждениями образования, культуры, спорта.
Следует отметить, что, какими бы замечательными ни были программы нового поколения, дошкольное образовательное учреждение в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков – родителей. Эта ситуация подсказывает одно из радикальных средств развития кружковой, студийной работы в ДОУ – организацию социального партнерства ДОУ, семьи, системы учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта. Решение данной задачи включает в себя следующие направления:
- организация совместного сотрудничества и партнерских отношений на договорной основе;
- определение социального заказа на дополнительные образовательные услуги;
- ежегодное анкетирование родителей по вопросу удовлетворенности качеством оказываемых услуг;
- оказание педагогами дополнительного образования консультативной помощи родителям детей, не посещающих ДОУ.
5. Совершенствование управления в организации дополнительных образовательных услуг
В числе первоочередных мер, направленных на развитие управления в организации дополнительных образовательных услуг:
- обновление нормативной базы по оказанию дополнительных образовательных услуг, ориентирующей дошкольные образовательные учреждения на достижение новых результатов, в том числе, нормативно-правовому обеспечению социального партнерства и взаимодействия;
- разнообразие организационных и содержательных взаимосвязей ДОУ с другими субъектами образовательного пространства на принципах социального партнерства;
- создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
- регулярное обеспечение потребителей и общественности информацией о деятельности по организации дополнительных образовательных услуг, включая размещение такой информации на собственном сайте: образовательные программы дополнительного образования и оценка их реализации, персональный состав педагогов и их квалификация, механизм оказания платных услуг, созданные условия, организация партнерского взаимодействия;
- организация рекламы оказываемых ДОУ дополнительных услуг, с использованием ее разнообразных видов
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, создание эффективной системы статистики и мониторинга дополнительного образования детей;
- разработка и внедрение механизмов материального и морального стимулирования педагогических работников, добившихся высоких результатов в своей работе.
Ожидаемые результаты от реализации модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ
Реализация современной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ призвана способствовать:
- позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граж дан на основе государственных гарантий;
- созданию необходимых условий для развития индивиду альных способностей, базовых компетенций ребенка, творческой сфе ры в интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;
- повышению эффективности созданного программно-методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;
- обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;
- созданию механизмов как внешней, так и внутренней системы оценки качества, ориентированной не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
- улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в организации кружковой, студийной работы ДОУ.
Модель организации платных дополнительных образовательных услуг строилась следующем образом:
I этап Определение спектра дополнительных образовательных услуг.
II этап Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.
III этап Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям с согласованием советом педагогов.
VI этап Создание нормативной базы.
V этап Организация проведения рекламы.
VI этап Заключение договоров с родителями и специалистами.
VII этап Контроль за качеством оказания дополнительных
образовательных услуг.
Более подробно рассмотрим каждый из этапов организации допуслуги.
I этап Определение спектра дополнительных образовательных услуг.
Для исследования потребительского рынка, для социального запроса родителей, для определения спектра дополнительных услуг было проведено:
- анкетирование родителей
- Какое направление дополнительного образования вы хотели видеть в ДОУ?
- Какая стоимость услуги удовлетворяет Вас?
- Ваши предложения по ведению дополнительного образования?
-беседы с родителями, педагогами
Мы пошли от запроса родителей и при изучении спроса самые востребованными оказались следующие
Развивающие услуги:
- Хореография
- Изодеятельность
- Театральная деятельность
- Обучение грамоте
Оздоровительные услуги:
- Плавание
- Лечебная гимнастика (ОКСТ)
Социальные услуги:
- Адаптационные группы
II этап Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.
- Администрация определяет и назначает педагогов по дополнительному образованию.
III этап Составление программ дополнительного образования по выбранным направлениям с согласованием советом педагогов.
- Педагоги составляют и разрабатывают авторскую программу по дополнительному образованию.
Программа должна включать следующие структурные элементы.
- титульный лист
- пояснительную записку
- учебно-тематический план
- содержание дополнительных образовательных программ
- методическое обеспечение программы
- список литературы
- Согласование программ с советом педагогов.
- Согласование программ с управлением образования.
VI этап Создание нормативной базы.
Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в МДОУ№159. Положение об использовании денежных средств от оказания дополнительных платных образовательных услуг. Договор с родителями об оказании платных дополнительных образовательных услуг. Срочный трудовой договор. Должностные инструкции педагогов.
Издаем приказы и утверждаем: Перечень платных дополнительных образовательных услуг Смета доходов и расходов. (составляем на начало календарного года) Учебный план. Расписание кружков и секций. График работы специалистов Список посещающих детей.
Табель работы педагога дополнительного образования Табель посещаемости детей в месяц.
V этап Организация проведения рекламы.
1. Было проведено общее родительское собрание в ДОУ, с целью ознакомления с перечнем предлагаемых услуг, с педагогами, осуществляющими данные услуги и их программами.
2. Созданы визитная карточка, объявление, приглашения.
- Проведен «День открытых дверей», где каждый желающий мог ознакомится с условиями проведения дополнительных образовательных услуг.
- Организованы выставки детских работ по изобразительной деятельности.
С помощью рекламы оказываемых услуг нам удалось более глубоко раскрыть содержание данных услуг;
VI этап Заключение договоров с родителями и специалистами.
VII этап Контроль за качеством оказания дополнительных
образовательных услуг.
- Отслеживание результатов дополнительного образования
- Проведение ежегодных отчетных родительских собраний
- Анкетирование родителей по предоставлению дополнительных услуг.
На основании предложенной модели организации дополнительных образовательных услуг в ДОУ произведена конкретизация целей и разработан план действий по ее реализации на ближайший период развития - до 2011 года
Литература
- Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М., 2001.
- Копылова Н.А., Микляева Н.В. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М., 2004.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: Методические рекомендации. – М., 1993.
- Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.А.Соломенникова. – М, 2003.
- Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ. – М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по организации дополнительных образовательных услуг кружка "Математическая игротека"
Перспективный план кружка "Математическая игротека"...
Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.
Опыт работы ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....
Модель организации платных образовательных услуг
Модель организации платных образовательных услуг...
Проект «Поплавок». Организация дополнительной образовательной услуги по обучению плаванию детей, не посещающих МАДОУ №88 Кировского района г. Казани – опыт реализации.
Выступление в рамках круглого стола "Фестиваль педагогических идей"...
Организация дополнительных образовательных услуг на платной основе в группах дошкольного образования МБОУ "Горельская СОШ"
Презентация на тему "Организация дополнительных образовательных услуг на платной основе в дошкольных группах МБОУ "Горельская СОШ"...
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УСЛУГ В ДОУ
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то есть произношения звуков, увел...
«Современные подходы к организации дополнительных образовательных услуг в дошкольной организации»
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Сегодня образованность человека определяется не только специальными знаниями...